«Реквием» великого итальянца впервые прозвучал в Белгородской государственной филармонии
10 октября 1813 года на свет появился Джузеппе Верди. Человек, которому предстояло стать признанным музыкальным гением, а его произведениям вызывать восхищение слушателей последующих эпох и поколений. Два века спустя мы вспоминаем выдающегося композитора и наслаждаемся его редкой красоты музыкой. В минувшую пятницу, 18 октября, на сцене Белгородской государственной филармонии исполнили «Реквием» Верди. Для премьеры столь масштабного полотна сплотились музыканты филармонии: Симфонический оркестр под управлением главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина, Камерный хор (гл. дирижёр - Елена Алексеева) и сопрано Галина Зольникова. А также воронежский хор «Академия» (гл. дирижёр - заслуженная артистка России Ольга Николаенко) и солисты столичного Большого театра - Дмитрий Хромов (тенор) и заслуженные артисты России Ксения Вязникова (меццо-сопрано), Пётр Мигунов (бас).
Памяти «Святого человека»…
В 1868-м умер Джоаккино Россини. Верди особо почитал известного итальянского композитора и задумал к годовщине его смерти создать «Реквием». Для этого 12 лучших сочинителей Италии должны были объединить усилия. Произведение исполнили бы лишь однажды, и потом оно отошло бы музыкальной истории - партитуру планировали отправить в архив...
Воплотить идею удалось, но позже - в 1874-м. Однако выдающийся памятник Верди воздвиг самостоятельно и посвятил памяти другой личности - Алессандро Мандзони, крупного итальянского поэта и писателя-романтика… Верди боготворил его, называя «Великим поэтом», «Великим гражданином», «Святым человеком», «славой Италии». Через год после ухода Мандзони «Реквием» наполнил стены миланского собора Святого Марка. Симфоническим оркестром, хорами и солистами управлял автор. А дальше… произведение вышло за церковные пределы и стало завоёвывать оперы и концертные залы, начиная с грандиозного успеха в «Ла Скале».
Лучшая не опера
Верди, прежде всего, известен своими операми. Его «Реквием» - единственное крупное сочинение, созданное не в этом жанре. И в то же время многие музыковеды почитают его едва ли не лучшим оперным произведением великого итальянца. Грандиозные хоры, яркие мелодические ансамбли и множество развёрнутых сольных вокальных эпизодов… - вот их аргументы «за». Да и в историю музыки «Реквием» вошёл как «самое театральное воплощение церковной заупокойной службы».
Кроме того, отмечают стилистическое родство «Реквиема» к поздним вердиевским операм, особенно к «Аиде», которую он писал параллельно. Они схожи в музыкальных образах, в приёмах музыкальной разработки, которые и придали «Реквиему» черты оперной выразительности. В сложном смысловом и чувственном симбиозе, который автор в них вложил, пережив череду смертей близких для него людей, - размышления над жизнью и смертью, чувства скорби, страдания, неприятия и между тем просветления вошли в два этих выдающихся опуса.
7 кругов до очищения
«Реквием» Верди творил по канонам традиционной церковной заупокойной мессы, однако насытил его романтической экспрессией. Традиционную структуру католического богослужения композитор разделил на семь частей. «Покой вечный» (Requiem aeternam) - пролог. Самая мрачная, полная смятения, страха перед лицом смерти и неизвестности вторая часть «День гнева» (Dies irae). Три «светлые», побуждающие к ликованию части «Приношение даров» (Offertorio), «Святой» (Sanctus) и «Агнец Божий» (Agnus Dei). Подготавливающий к финалу «Свет вечный» (Lux aeterna) и, наконец, масштабный эпилог «Освободи меня, Господи» (Libera me).
На высоте исполнения
Взмах рук дирижёра Рашита Нигаматуллина - и партитура ожила. «Покой вечный даруй им, Господи…» (Requiem aeternam dona eis Domine…) - вполголоса запели хористы. Органично в музыкальную ткань вплетались партии солистов - сопрано Галины Зольниковой, тенора Дмитрия Хромова, меццо-сопрано Ксении Вязниковой, баса Петра Мигунова. Великолепная игра оркестра, его гармоничное взаимодействие с хорами и солистами, точно исполненные партии последних - каждый элемент стремился к совершенству, и в совокупности его достигли. «Избавь меня, Господи от смерти вечной» (Libera me, Domine, de morte aeterna…) - прекрасные голоса поющих и звуки удивительной музыки, дарующей просветление, смолкали под оглушительную овацию зала. Мастер вдумчивый, глубоко проникающий в суть даже самых сложных партитур, Рашит Геннадьевич своей интерпретацией «Реквиема» снова вызвал восторг слушателей, в который раз доказав высокий уровень мастерства свой и оркестра.
- Комментировать
- 2094 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад