Белгородский художник предложил концепцию развития художественного процесса
Мыслитель от искусства Григорий Новиков отметил своё 50-летие, представив зрителям ретроспективную выставку и пригласив их к диалогу.
Встреча I
Второй четверг января. Выставочный зал «Родина». Открытие «Энергии Солнца» - ретроспективной и юбилейной экспозиции живописи неординарного даже по меркам художественной среды Григория Новикова. Звуки фламенко и цокот женских каблучков… Это пришли поздравить юбиляра танцовщицы студии «Веер». Музыка сложной ритмической организации, её причудливый рисунок становится органичной частью ещё более сложного пространства, неким приглашением проникнуть в творческий микрокосм мастера кисти...
Новиков подобен спящему Везувию: внешне вроде бы спокоен, но видимость эта только кажущаяся - в его недрах происходит беспрестанное бурление. Что выдают лишь полные жизни глаза и загадочная улыбка, которую он, не снимая, носит на лице. Григорий Владимирович встречает своих гостей в одеждах, напоминающих старинный русский ферязь, - этакий неширокий красный кафтан без ворота с накладными золочёными петлями. «Ваш костюм весьма необычен…», - его вид заинтересовывает многих. «А помните Вовку - путешественника в Тридевятое царство?» - опережает он, точно угадывая вопрос. Это вроде бы и не ответ, но надо понять, что любой сочинённый им элемент нанизывается на один смысловой стержень - всё подчиняется одной, только ему ведомой, логике. И если попал сюда, правила нужно принять, вернее, осознать, что, собственно, и правил никаких нет. Не случайно ведь у многих возникает желание сравнить Новикова, пожалуй, с главным парадоксалистом XX века Сальвадором Дали. Их схожесть не в художественном направлении сюрреализма, а - в сюрреалистическом восприятии действительности и самопрезентации в ней, которые между тем держатся на определённых принципах…
Художник не «развлекает человечество», а, скорее, доставляет ему удовольствие, вкладывая в свои творения лишь то, что дорого и приятно ему самому. Ищет тот художественный язык, который будет понятен всем без объяснений. Созидает, ощущая вкус дня сегодняшнего и поддавшись влиянию лишь настроения, сиюминутного импульса. Выбирает интонацию: картина не должна «кричать», только сообщать нечто важное. В каждой - смысл. До банальности не позволяет скатиться давняя увлечённость Новикова философией древних греков, учениями суфийских мастеров и индийских, трудами немецких мыслителей... Как к источникам вдохновения прибегает и к другим видам искусства, но только к тем, в которых чувствует нерв, эмоцию. Осмысляя дневное светило как символ высшей космической и созидательной силы - той, что дарит способность ощущать и воображать, - поглощает энергию солнца и возвращает её людям. И пока этот взаимообмен происходит, он будет творить, да и «лучшие картины ещё не написаны».
А представить на «Энергии Солнца» пришлось более 150 произведений, созданных в период с 90-х по первые дни года наступившего. Почему пришлось? Работы Новикова заслуживают более концептуального выставочного решения: экспонировать их стоило бы не только по случаю юбилея, а по мере рождения серии картин, объединённых общей темой, к примеру. Камерная выставка - от 10 до 15 арт-объектов - позволила бы зрителю гораздо лучше сосредоточиться на каждом из них. Тем не менее в этот раз нам открылся творческий путь мастера в ретроспективе - от картин, наполненных эзотерическими смыслами, к пейзажам и портретам, в которых искусствоведы усматривают черты раннего импрессионизма, и полотнам, соотносимым с образцами абстрактного экспрессионизма («Энергия», диптих «Свет Солнца» и «Тень Солнца», «Путешествие по Италии», «Посвящение Сотбису», «Меркурий», «Шуховская башня»…).
Пользуясь языком Григория Владимировича и памятуя о прошлых его выставочных проектах, назовём их «снами о чём-то большем»: в них просматриваются «синие дали изумрудных дорог», они совершаются в «таинстве», в одиночестве, но после предстают перед множеством глаз.
Красками с поэтичными названиями - неаполитанская жёлтая, бирюзовая, лазоревая, небесная голубая - Новиков пишет пейзажи, которые, кажется, вобрали тепло солнечных лучей, лёгкий морской бриз и негромкий рокот волн, лижущих песок и прибрежные камни… Американский «Сакраменто», или городок итальянской Ривьеры «Портофино», или бухта Адриатической «Бока Которска», или черногорские «Остров Святого Стефана» и «Петровац», или заповедный хорватский «Дубровник», или виды Азова и Крымского полуострова («Азовское море. Коса», «Утро. Азов», «Весна в Крыму») - они неизменно романтизируют изображаемые пространства, начисто лишая их географических координат, и являют прекрасное как оно есть. В них преломились все чувства восхищённого художника от тех мест, где ему довелось побывать. Столько российских городов и столько европейских позади - он стал участником более 50 пленэров. Энергию солнца Григорий Владимирович собирает по всему свету, оставляя частицы себя в России, Украине, Германии, Франции, США, Марокко, где его работы пребывают в частных коллекциях.
Метод пленэрной живописи - быстрая передача состояния - Новиков использует и при создании портретов. «Настя», «Ксения», «Ива», «Сандра», «Скульптор Мина», «Рэгги»… - в своей жизни он встречает много людей, некоторые из них становятся героями его портретов.
- Когда пишу портрет, беру энергию у того, кого изображаю. Я должен успеть запечатлеть его, пока человек ею полон, не утомился, не устал, не потерял блеск. Примерно за час, после он «умирает», - поясняет художник.
А вот очертания лица, но уже не портрет - еле угадываемые в небе над городом - это абстракция «Посвящение AZOTу», в другом зале «Второй сон AZOTа». Определённо их объединяет герой, ведь сразу становится понятно, что речь не о химическом элементе, а о личности. Вот только реальная ли она? Вполне. AZOT - друг художника Александр Зотеев. Когда-то Зотеев жил в испанском Фигейрасе - городе, прежде всего, известном тем, что там расположен театр-музей Дали. И жил тогда, когда Сальвадор ещё здравствовал, и не преминул свести знакомство с гением. Сейчас живёт недалеко от немецкой столицы и выставляется, где пожелает, скажем, в Париже. Вот такие друзья у Новикова.
Период экспонирования «Энергии Солнца» - ровно месяц, начиная с 10 января, - время, когда из тайной крепости Новикова опущен мост - мост между его миром и нашим, зрительским. Хотя постичь феномен Григория Новикова до конца едва ли возможно. С ним нужно просто соприкасаться - не часто, чтобы не осыпать позолоту, но по возможности - сделать его творчество личным генератором радости.
Встреча II
В октябре минувшего года в «Родине» состоялась встреча-дискуссия «Современное искусство: диалог художников и зрителей» («Белгородские известия» писали об этом: http://belwesti.ru/30.10.12-15110.html). Она прошла при поддержке руководства выставочного зала, а её инициаторами стали гость Белгорода - немецкий художник Артур Клозе и… Григорий Новиков. Напомню: они рассказали о крупнейшей и авторитетнейшей выставке современного искусства 13-я «Документа» (13dOCUMENTA), которую проводят в немецком Касселе. И, основываясь на увиденном, совместно с заинтересованными зрителями обсудили проблемы искусства наших дней. Событие длилось более трёх часов и вызвало резонанс в обществе: на одной из местных радиоволн стали сообщать новости с художественных аукционов, поговаривают даже, что в Белгороде может появиться площадка для современного искусства… Как бы там ни было, но ввиду огромного интереса к теме и подобной форме диалога решили собираться и впредь. Однако прошло несколько месяцев, прежде чем это стало возможным. Встреча совпала с юбилейной выставкой Новикова «Энергия Солнца»…
Григорий Владимирович в первую очередь обратился к молодым авторам, призывая их выйти за рамки общепринятого и повседневного и начать экспериментировать. Молодёжь сможет объединиться вокруг фигуры крупного белгородского мастера Владимира Аксёнова, либо вокруг самого Новикова - кому чьи мысли окажутся ближе. Своей сверхзадачей он видит формирование творческого сообщества, главной целью которого станет поиск языка современного искусства, понятного и интересного коллегам и зрителю, той новой формы, которая позволила бы в полной мере сообщить нечто важное о дне сегодняшнем, воплотить идеи созидания, дать правильный вектор развития, в том числе и обществу в целом. Возможно, тогда на арене мирового искусства российское добьётся уважения и обратит на себя внимание подобно тому, как привлекают произведения отечественных гениев прошлого.
Рассказал Новиков, как в своё время на него повлияли фамилия - его родители профессиональные художники, отец был художником Киево-Печерской лавры! - и арт-среда художественного училища в курском Железногорске, которое он окончил. Об увлечённости скульптурой и монументальной живописью. О пленэрах в Польше и Германии, представив присутствующим множество фотографий, сделанных там. Кстати, планирует он путешествие к Тарханкуту - западному мысу Крымского полуострова с необычными пейзажами. Но до того его ожидает Париж - в апреле Григорий Владимирович отправится туда по частному приглашению галерейщиков, - так что на огромном подаренном коллегами холсте появится новая картина.
- Под лежачий камень вода не течёт - я много усилий приложил к тому, чтобы меня начали приглашать на пленэры. И теперь никогда не отказываюсь, когда зовут, ведь в следующий раз могут и не предложить, - поясняет художник свои вовлечённость в пленэрный процесс и мобильность.
Каждая работа, созданная на пленэре, вдумчивому зрителю сулит ощутить эффект перемещения в другое пространство.
Разговор художника о собственном творчестве и участии в пленэрах снова перешёл к попытке осмыслить современный художественный процесс. Первым обсудили вопрос о значимой роли кураторов - посредников между творцами и публикой - в нём. Часто именно эти люди формируют наши взгляды на искусство, особенно сегодняшнее. Под их влиянием мы можем невольно отказаться от личных впечатлений и мыслей. И от того, чем эти люди руководствуются, зависит многое. Иногда они - лучшие наши проводники в мире искусства, но некоторые из них рассматривают искусство как вид коммерции, ориентируются на то, сколько стоит тот или иной арт-объект. Тогда в пространства музеев проникают весьма сомнительные экспонаты (вспомнили «творчество» Пьеро Мандзони), которые снабжены длинными сопроводительными письмами, воссоздают контекст и концепцию… Но разве произведение становится искусством только по причине того, что его экспонируют в выставочном зале? И если оно ничего не пробуждает у зрителя, зачем последнему прилагать эмоциональные и интеллектуальные усилия для того, чтобы прочувствовать и узреть гениальность мнимого творца? И есть ли в наше время критерии оценки, приближающиеся к объективным? К единому мнению не пришли - видимо, каждый должен руководствоваться своими представлениями, опираясь на свой опыт мышления и чувствования.
Обратились и к проблеме самопрезентации художника, приведя в качестве примера «Чёрный квадрат» Каземира Малевича. До его представления публике в 1915-м в 1882-м в Париже на выставке «Искусство непоследовательных» поэт Пол Билход экспонировал свою картину «Ночная драка негров в подвале», изображающую чёрный прямоугольник. «Чёрный квадрат» отличался от неё лишь геометрией формы и эффектом «кракле» - трещинами в красочном слое (по сути, брак, возникший в результате нанесения краски на ещё не высохшую поверхность). Новиков уверен в том, что в случае с произведением Малевича всё удачно сошлось для автора - придуманный концепт, межвоенное время, когда человечество погрузилось в политический, социокультурный, экзистенциальный кризисы. Он, что называется, «выстрелил», попав точно в цель. Конечно, с этим можно согласиться. Но в чём ещё может быть сокрыт секрет? В подаче! Сколькими легендами оброс "Чёрный квадрат", сколько людей они приманили. И, видимо, прав был польский мыслитель и поэт Станислав Ежи Лец, когда советовал: «Творите о себе мифы. Боги начинали именно так».
- Комментировать
- 3000 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад