В Белгороде пробуждают интерес к искусству книжной иллюстрации
В Белгороде экспонируют две выставки книжной иллюстрации. Пушкинская библиотека-музей приглашает оценить графику современной московской художницы Дарьи Гавриленко. Белгородский государственный историко-краеведческий музей - листы авторов XIX и XX веков, посвящённых произведениям русского классика Ивана Сергеевича Тургенева.
В советское время, когда оформлению книги уделяли огромное внимание, книжная иллюстрация переживала свой расцвет, становление школы. Сегодня многие констатируют её кризис. Осознавая это, в нашем городе организовали проект «Художники «пишут» книги». Он создан по инициативе Пушкинской библиотеки-музея и при поддержке управления культуры Белгорода. В эпоху компьютерных изображений развить интерес к иллюстрации, к «рукотворной» книге - вот в чём его миссия. Цель же - открыть мастерскую по оформлению произведений белгородских авторов, а в будущем, возможно, и издательство.
К слову, Пушкинская библиотека-музей проводила конкурс. С начала мая по 15 сентября принимали образцы книжной иллюстрации, выполненные как профессионалами, так и любителями. В середине октября жюри выберет лучшие произведения, а 18-го мы узнаем имена победителей - именно в этот день представят выставку конкурсных работ.
В рамках проекта белгородцы уже встретились с классиком детской книжной иллюстрации Германом Мазуриным (об этом "Белгородские известия" писали: http://belwesti.ru/113.13-16106.html) и его ученицей Марьям Садердиновой. Стали участниками их мастер-классов, смогли оценить их искусство. В начале сентября к нам приезжала художник-иллюстратор Дарья Гавриленко (окончила Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова). Её наставники - легенды отечественной книжной иллюстрации Герман Мазурин и Владимир Панов.Вместе с ней прибыл художник-аниматор Дмитрий Семёнов.
Философия Гавриленко
Тьма поглотила зрителей цирка - виднеются лишь отдельные силуэты. И обращены они к очерченному светом кругу арены. Замкнуты в нём грустный клоун и крохотная Каштанка, готовящаяся к прыжку. Музыканты, пробудите свои скрипки и альты - все ждут зрелища. Чёрно-белая с «акцентирующим» синим акварель к чеховскому рассказу - одна из открывающих экспозицию книжной иллюстрации в «квадрате» выставочного зала Пушкинской библиотеки-музея. В ней - целый мир. Он создан волей и талантом Дарьи Гавриленко. И таких здесь множество. В «мансарде» разместили её серию «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких (красный диплом Московской международной книжной выставки-ярмарки ВВЦ). Правда, копии, но много говорящие.
Встреча с художницей, её супругом - художником-аниматором Дмитрием Семёновым - и студентами творческих специальностей белгородских вузов продолжалась три с половиной часа. Что демонстрировала и о чём в этот момент вспоминала Гавриленко? В какие миры проникала и что открывала зрителям?
В руках художницы - одни из первых проиллюстрированных ею книг -«Персей» (из «Метаморфоз») и «Отелло». Их авторы - обращённый к античной культуре Овидий и «лучший в мире драматург» Шекспир. При первом же взгляде на работы стало очевидно - Гавриленко очень точно проникла в суть произведений и воссоздала их визуальный мир. А вот некоторые из её комментариев...
- Учитель не помог: «Иди, думай дальше». Только спустя время я поняла, что в этом уроки и состояли - я научилась самостоятельно ставить задачи, Панов лишь оценивал.
«Каштанка» и «трагизм мелочей жизни» Антона Павловича Чехова:
- Работая над этой книгой, я наконец ощутила: «Чувствую чеховскую тему». Миниатюрные буквицы, заставки к главам… Её осмыслила в серо-голубых тонах, попытавшись уловить и передать свойственные Чехову загадочность, мягкость, старину.
«Снежная королева» и недетский автор Ганс Христиан Андерсен:
- Форзац - стол и закрытый дневник Андерсена. Мы переворачиваем страницу - и попадаем в мир волшебной сказки. Зеркало уже разбили, осколки уже летят с неба на землю, где укрытый красной черепицей мирно дремлет датский город. И вот эти осколки вторгаются уже на следующий лист, превращаясь в огромные снежные хлопья. Так искусно созданный образ, который сразу же ввергает читателя в перипетии с детства знакомой истории, заставляя заново открывать её для себя. И с неудовольствием отметить: «Нахзац - книга закрыта».
«Дракон» и опасная аллегория Евгения Шварца:
- Читаю и сразу выбираю форму. Делаю зарисовки на расчерченных листочках. На этом этапе не важно, как ты рисуешь, главное - создать образ. Выписываю себе отдельно время, место, характер. Знаете, мы, иллюстраторы, - отличные психологи. Смотря на «Дракона» сегодня, понимаю, что сделала бы его сейчас по-другому. Применила бы компьютерную графику для придания изображению объёмности. Перелистывая «Дракона», я отмечала для себя и знаки - ключевые предметы или явления, о которых в тексте идёт речь. Нужно только внимательно читать. Их изображением потом и завершала каждую главу. Вот вам ещё один способ вовлечения через иллюстрацию.
«Понедельник начинается в субботу» и «советская чертовщина» братьев Стругацких:
- Я раздумывала, над какой книгой начать работу. Думала о Шаламове. Делилась с близкими. «Слишком много крови. Тебя это сотрясёт - не стоит». Тогда обратилась к Стругацким. Помню, читала «Понедельник…» и много смеялась. Как-то сразу возникла идея с отрывным календарём. Экспериментировала с цветом. Добиваясь иллюзии фантастичности, нереальности, добавляла к чёрно-белому голубого. Потом отказалась. Гадала, какой будет обложка - и вдруг: «Мне нужны старые советские обои!» На них-то я и «наклею» свой календарь, который по прочтении книги будет истончаться и истончаться, пока не истечёт совсем.
Книга настоящего: «Москва - Петушки» и русский постмодернизм Венички Ерофеева:
- Я работаю как художественный редактор, как дизайнер, как художник по росписи стен… Так зарабатываю. Что для себя? Книжная иллюстрация, от которой не откажусь никогда.
Возможно, потому иллюстрации Гавриленко «оживают», что она сама начинает жить той жизнью, про которую читает. И воплощает её так искусно, что заставляет поверить и нас. Адресат этих книг - ребёнок, чаще всего. Гавриленко же обращается к вневозрастному, философскому потенциалу, визуально заинтересовывая и подростков, и взрослых.
Советы мультипликатора
В мультипликации Дмитрий Семёнов с 1994-го. А мечтал с детства. В классе втором взял в руки карандаш и начал рисовать. Но подумать тогда, что это может стать профессией - что вы... С годами совсем отчаялся, но однажды обнаружил на лавочке газету. Оттуда и узнал, что набирают на курсы художников-иллюстраторов… Семёнов окончил Анимационный лицей при студии «Аргус», потом Московский технический университет связи и информатики. Как художник иллюстратор, художник-постановщик, художник компьютерной графики и видеомонтажа сотрудничал с разными анимационными студиями, среди которых - знаменитая «ШАР» (организовали Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Андрей Хржановский и Фёдор Хитрук). Сегодня он уже режиссёр. К примеру, его мультсериал «Приключения Хомы» вы можете найти в Интернете. Элементы же раскадровки мультфильма, ростовые таблицы его персонажей гармонично сосуществуют с иллюстрациями Гавриленко. Согласитесь, не так часто нам позволяют попасть на «кухню» мультипликатора. Я, скажем, оказалась там впервые. А вот советы Семёнова молодым художникам:
- Если вы будете работать с зарубежными компаниями, помните: важно не только творчество, но и сроки - всё нужно делать вовремя. Что ж, это приучает к дисциплине.
- Плюйте на тех, кто вам скажет: «Это отвратительно». Рисуйте, рисуйте и рисуйте! И найдите того, кто станет вашим учителем, кто будет способен увидеть в вашем творчестве не только вашу слабость, но и вашу силу.
- Пользоваться надо и компьютером. Но только если это не вредит.
- Из воспоминаний легендарного отечественного кинорежиссёра-аниматора Фёдора Хитрука об учебных семинарах: «Первый час я рисовал, остальные три - портил». Если вы считаете, что закончили, отложите лист. Вернитесь к нему через несколько дней. Захотите что-то изменить - меняйте, нет - произведение готово. Доверяйте себе!
Экспозиция продлится до середины октября.
Тургеневу посвящается
Между тем в историко-краеведческом музее экспонируют «Как я люблю тот вымысел прекрасный». К романам «Накануне», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», к повести «Муму», циклу рассказов «Живые мощи» - более восьмидесяти иллюстраций предоставлены из фондов государственного мемориального и природного музея-заповедника И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».
Их сотворили одни из ведущих интерпретаторов творчества Тургенева и иллюстраторов XIX века (Пётр Боклевский, Александр Лебедев…) и XX (Борис Диодоров, Николай Устинов, Давид Боровский, Ксения Клементьева…). У каждого своё видение, свой неповторимый стиль. И метод. Скажем, Боклевский, как настоящий исследователь, углублялся в изучение книг писателя. Затем находил людей, которые в его представлении соотносились с тургеневскими персонажами, и писал портреты.
Иллюстрирование, по мысли Тургенева, имеет смысл всегда, когда им занимается художник, достаточно подготовленный профессионально и готовый серьёзно отнестись к тексту и стилю произведения «словесного искусства». Кто знает, может подобные мысли русского классика и расположили к себе творцов - столько авторов и столько иллюстраций к его произведениям создали и создавать продолжают…
Выставка завершится в конце октября.
- Комментировать
- 2013 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад