В знаменитом арктическом походе подлодки «К-181» участвовал наш земляк Николай Майлатов
Сегодня мы вспоминаем подробности подвига советских подводников, которым по праву гордимся. Полвека назад, 29 сентября 1963 года, советская подводная лодка «К-181» прошла почти 1800 миль подо льдами и впервые в мире всплыла в точке Северного полюса. Лодка уходила по-рабочему, без фанфар. И только спустя какое-то время экипажу объявили истинную цель похода: Северный полюс. Наш земляк Николай Иванович Майлатов, ныне живущий в посёлке Ивня, к 50-летию подлёдного покорения Северного полюса выпустил книгу «Мои года - моё богатство», в которой рассказал о своей судьбе, своих корнях и, конечно же, о службе в ВМФ и участии в походе на Северный полюс. Книгу он посвятил подвигам советских моряков-подводников.
Служба на подлодке
Окончив школу в посёлке Ракитное, Николай успел поработать на Ракитянском арматурном заводе, откуда в 1960 году и был призван в ВМФ. Служба Николая Майлатова началась в Северо-двинске, где он учился на машиниста-турбиниста. Освоив специальность, попал на подводную лодку «К-14». На этой субмарине команда опробовала воды Атлантики.
- Командиром «К-14» был капитан О.Б. Комаров, а командиром турбинной группы мой земляк лейтенант Н.Ф. Толкачёв, команда была профессиональная и дружная, у нас был девиз: «Один за всех и все за одного». На «К-14» мы первыми прошли Фарерские ворота и бороздили океан у берегов Гренландии, - вспоминает он. - Случались и непредвиденные ситуации, когда решение нужно было принимать мгновенно. Помню, однажды в походе закрылась донная захлопка циркуляционного насоса забортной воды, охлаждающего отработанный пар турбины. Пар пошёл в отсек через все уплотнения. В считанные минуты турбинисты справились с аварией, открыв вручную донную захлопку. Крепкой дружбой мы были спаяны тогда. Когда кто-то отправлялся на побывку, а служили мы тогда четыре года, и нас отпускали в краткосрочный отпуск, друзья скидывались деньгами. А шоколадок отпускник увозил с собой по три сотни. На флоте нас кормили хорошо: были свежие овощи и фрукты, колбасы, балык и даже икра и вино. А отпускнику давали наказ: «Гуляй за всех», - с улыбкой вспоминает Николай Иванович.
- А как же вы оказались в том знаменитом походе на подлодке «К-181», ведь вы служили на другой подлодке? - задаю вопрос.
Оказалось, что это отдельная история.
Приледнение
- В августе 1963 года на подлодке «К-133», находящейся в экваториальных водах Атлантики за тысячи миль от базы, возникла неисправность в парогенераторе. Командование флота приняло решение отправить в зону бедствия крейсер «Мурманск» с резервным экипажем, в составе которого в качестве машиниста-турбиниста был и я. Тогда всё закончилось благополучно, экипаж своими силами устранил неисправность, и крейсер вернулся на базу, - вспоминает Николай Иванович.
Это был единственный поход, когда подводники не погружались и смогли вдоволь надышаться морским воздухом и полюбоваться дельфинами, увидели океан во всей его мощи.
- Мы вернулись на базу и вскоре отправились в новый поход. Тот самый, знаменитый арктический поход на Северный полюс. Я счастлив, что мне довелось стать очевидцем исторического события, - говорит Николай Иванович.
Поход продолжался девять суток. Подо льдами подлодка прошла почти 1800 миль. В своей книге Николай Майлатов пишет: «До полюса остаётся одна миля. Штурман колдует над картой, и, наконец, ровно в шесть утра его радостный возглас: «Полюс».
В перископ обнаружили полынью, и лодка всплыла. Корабль на мгновенье замирает в точке полюса и происходит, говоря на языке подводников, «приледнение». Первым на Северный полюс вышел командир подлодки капитан 2-го ранга Юрий Сысоев, за ним - командующий флотом Владимир Касатонов.
- Картина была просто завораживающая. Кругом ледяное поле без конца и края. Здесь, на широте 90 градусов, были установлены Государственный и Военно-морской флаги СССР, состоялся митинг, и была заложена памятная записка о нашем посещении Северного полюса. Команде разрешили «погулять» по ледяной пустыне. Представляете, мы в сандалиях умудрились поиграть в футбол! - вспоминает Николай Иванович.
Родина высоко оценила их подвиг. Подводная лодка «К -181» стала первым кораблём ВМФ, в мирное время представленным к ордену Красного Знамени. Адмирал Владимир Касатонов и капитан 2-го ранга Юрий Сысоев были удостоены звания Героя Советского Союза.
А Николая Майлатова награда нашла намного позже, когда он, демобилизовавшись из армии, уже учился на третьем курсе сельскохозяйственного института в Курске. Его вызвали в военкомат и в торжественной обстановке вручили медаль Ушакова. Такой медалью награждали матросов, старшин, мичманов ВМФ за мужество и отвагу, проявленные при защите социалистического Отечества на морских театрах.
Отслужив на флоте, Николай подал документы в Курский сельскохозяйственный институт. Профессию выбрал осознанно, наверное, потому, что в детстве довелось с лихвой хлебнуть горюшка, наголодался, вот и мечтал приложить руки к земле, чтобы его дети не знали нужды.
Судьба Николая Майлатова похожа на тысячи других судеб мальчишек послевоенного поколения, которых окрестили «подранками войны». Он родился 9 мая 1941 года в посёлке Ракитное. Его отец Иван Александрович ушёл на фронт в первые дни войны и погиб в 1942 году. Мама Анна Емельяновна осталась вдовой с тремя сыновьями. Старшему Степану было тогда 12 лет, Вячеслав и Николай были совсем маленькими. Степану пришлось взвалить на свои детские плечи мужские заботы, он стал опорой семьи. Майлатовы выживали как могли: ели мёрзлую картошку, лебеду, кашу варили из семян свёклы, чай заваривали веточками вишни. О хлебе и картошке могли только мечтать. После войны было не легче: голод и нужда - вечные спутники детворы того времени. Лишь в 1948 году мама купила корову, которая была самой большой ценностью в семье, кормилицей и пахарем одновременно. В школу мальчишки ходили в латаной одежде. В седьмом классе старший брат купил Коле пальто - сколько было радости!
И всё-таки, несмотря на трудности и нужду, дети того времени были счастливы. Радость находили в общении друг с другом, в играх, участии в школьной самодеятельности. К физической работе были приучены с малолетства.
- С восьмого класса у нас в школе была производственная бригада. Работали на каникулах, сеяли свёклу, убирали, грузили на машины. Я был звеньевым бригады, все ребята работали на совесть. Стремились заработать какую-то копейку, - вспоминает Николай Иванович.
Его, мальчишку, пригласили выступить в облисполкоме, рассказать о своей бригаде. Такое было оказано доверие. За успешную работу по выращиванию сахарной свёклы школьную бригаду Николая Майлатова премировали поездкой в Крым.
- Председатель колхоза имени Ленина Николай Верховцев выделил грузовик ГАЗ-51, мы соорудили брезентовый тент, установили скамейки, взяли с собой котелки, палатки и продукты - всё выделил колхоз - и поехали отдыхать на море. Как мы были счастливы тогда! А на следующий, 1959 год, снова заслужили поощрительную поездку - теперь в Москву. Тогда я впервые увидел столицу, да и на поезде многие из нас проехали впервые, всё было интересно, - вспоминает он.
С чистого листа
Учёба в институте - незабываемая глава в книге жизни Николая Майлатова. Учился он добросовестно и умел дружить. Эта дружба с однокурсниками проверена десятилетиями. На протяжении почти полувека каждый год 24 июля (день выпуска) однокурсники встречаются. К сожалению, теперь всё чаще вспоминают тех, кого уже нет в живых. Вспоминают молодость, учёбу, любовь. У каждого в жизни была судьбоносная встреча…
Свою вторую половинку Николай Иванович встретил не в чужих краях, а в родном посёлке. Надежда Скрынникова приехала в Ракитное по распределению после окончания Ростовского финансово-экономического техникума. На зимних каникулах Николай приехал домой и встретил Надю. Первое свидание состоялось на лыжной прогулке. Поженились в октябре 1968 года, Николай учился на последнем курсе института и после свадьбы поехал защищать диплом.
С той поры, как Надежда Петровна и Николай Иванович вместе, прошло 45 лет. У них дружная семья: сын Александр, невестка Светлана и внучки Анастасия и Софья. Каждый член семьи добился в жизни успеха. Дом у Майлатовых-старших большой и ухоженный, настоящее родовое гнездо, где всем хватает места. Для внучек любящий дедушка обустроил танцевальный зал с зеркалами во всю стену. А для себя поставил теннисный и бильярдный столы. В палисаднике и во дворе много цветочных клумб, есть прекрасный сад с фруктовыми деревьями, финская баня.
А начинали жизнь молодожёны с чистого листа. После института Николая Ивановича распределили в колхоз «Красная Звезда» Ивнянского района, где он приступил к обязанностям главного инженера. Молодому специалисту выделили жильё. Назвать домом старую хатёнку, где проваливались полы и дуло из всех щелей, можно было с большой натяжкой, но семья стала обживаться. Мама Николая жила с молодыми и помогала по хозяйству. Растили сына. Был он требовательным руководителем, но и себе спуску в работе не давал. Уходил ранним утром, а возвращался затемно. Сам колесил по полям, ради дела готов был день и ночь работать.
Председатель
Деловые качества молодого инженера, его организаторские способности заметили в райкоме партии, «сватали» на должность секретаря райкома комсомола, предлагали учёбу по подготовке руководящих кадров, но Николай Иванович отказывался, хотел побольше опыта набраться. С братом Степаном построили в Верхопенье дом на две семьи, всё складывалось неплохо. А тут новое назначение.
В октябре 1978 года Николая Ивановича избрали председателем колхоза «Победа» в селе Хомутцы. С кадрами тогда было туговато, агроном уволился, главный инженер запил, зоотехника нет. Фермы к зиме не подготовлены, всюду грязь. В кабинет председателя народ валит со своими проблемами, все озабочены, как запастись на зиму углём, требуют машину. А где её взять?
Но хныкать и сокрушаться времени не было, надо было действовать. Чтобы завершить уборку свёклы и запасти солому, новый председатель обратился за помощью к военным. Те не отказали, объявили учение в Хомутцах, техники нагнали, с уборкой справились. Потихоньку все проблемы стали решаться.
Огромное внимание в работе уделял председатель подготовке кадров. Не хватало трактористов, так профессии стали обучаться девчата, работали не хуже мужиков. Чтобы решить кадровую проблему, стали строить в Хомутцах дома для специалистов, так появилась целая улица - Молодёжная. Со временем построили свой профилакторий, потом - Дом культуры, дорогу в Хомутцы, открыли детский садик. Даже баня появилась - финская и, разумеется, русская. Так что посыл: «Пошёл ты в баню!» в Хомутцах воспринимался буквально и даже с удовольствием.
За эти годы, пока председательствовал Николай Иванович, к нему поступало много предложений о смене работы, вновь «сватали» его на разные должности, предлагали возглавить другие хозяйства, а он не поддавался на уговоры. Говорил: «Хочется мне свой колхоз образцовым сделать, построить такую жизнь для людей, чтобы жили они у себя дома как при коммунизме, чтобы молодёжь из колхоза не разбегалась, а, наоборот, сюда стремилась». И надо сказать, что был он близок к своей мечте. Вот только другие времена наступили…
Увлечениям верен
Много сил и здоровья отдал Николай Иванович работе, в 1987 году оставил должность по состоянию здоровья. Долго лечился. А когда вновь задумался о работе, то из всех предложений выбрал, как ему показалось, спокойную должность - стал директором киносети в Ивне. Но стеснялся этой работы, как-то не по душе она была ему. Поэтому через год принял встречное предложение и стал директором районного отделения бытового обслуживания населения. А в стране уже вовсю шла перестройка, цеха стали передаваться в частные руки, помещения выставляться на аукционы. В это время пригодились опыт и деловые качества Николая Ивановича, освоился он в рыночных отношениях и до ухода на пенсию в 2002 году работал директором сельскохозяйственного потребительского кооператива, в дальнейшем преобразованного в ООО «Салют».
Сейчас на пенсии, но, как всегда, у него много дел. Занимается спортом, с домочадцами и друзьями играет в теннис и бильярд. Любит рыбалку, зимнюю охоту, ежегодно летом с семьёй уезжает к морю. Ещё пасека. Как же в медовой столице области, коей является Ивня, без пасеки!
Ежегодно Николай Майлатов отмечает День подводника. В мае этого года с другом, мичманом Николаем Волосуновым, побывали в Обнинске, где находится учебный центр для экипажей атомных подводных лодок. На центральной площади города установлен памятник первопроходцам атомного подводного флота. Основа памятника - рубка подводной лодки «К-14». Той самой лодки, на которой четыре года служил Николай Иванович Майлатов. Она прожила долгую подводную жизнь, а вторую обрела в памятнике.
- Комментировать
- 2780 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад