Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Психолог Валентина ГРЕБНЕВА: Школа - это место, где играют по правилам

Приближается начало учебного года. Многие мальчишки и девчонки в первый раз перешагнут порог школы. Какие страхи могут возникнуть у будущего первоклассника и как родители могут помочь своим детям лучше адаптироваться к школьной жизни? Об этом мы беседуем с кандидатом психологических наук, профессором БелГУ Валентиной ГРЕБНЕВОЙ.

- Валентина Викторовна, что вы посоветуете родителям первоклассников?

- Самое главное, на что следует обратить внимание родителей, - это режим. Уже с августа у ребёнка должен быть график, схожий со школьным. Малышу необходимо вовремя ложиться спать, подниматься утром, в одно и то же время принимать пищу и так далее, чтобы он потихоньку готовился к новой для него жизни.

Вообще, адаптация будущих первоклассников к школьной жизни - достаточно серьёзная проблема. По данным Всемирной организации здравоохранения, многие серьёзные заболевания, в том числе онкология и сахарный диабет, возникающие в зрелом возрасте, обусловлены нарушением биоритмов. А когда ребёнок идёт в школу, его обычный ритм жизни сбивается. Поэтому к школе надо готовиться заранее, исходя из индивидуальных особенностей дошкольника.

Если ваш малыш ходил в детский сад, ему адаптироваться будет проще. Если он единственный ребёнок в семье, и его круг общения ограничен взрослыми, - этот процесс пройдёт сложнее.

- Интересное слово - «адаптация». Поясните для наших читателей, что это такое и какой она бывает у школьников?

- Адаптация - процесс привыкания организма к новым, изменившимся условиям. У школьников, в частности, первоклассников, она может быть разной. Самая распространённая - социальная, эмоциональная и пищевая. Кстати, именно с последней у родителей возникает множество сложностей. Ведь дома у ребёнка одна культура питания, в школе - другая. Многим детям не нравится то, чем их кормят в школе. Они отказываются от еды, отсюда возникает ряд проблем, в том числе и со здоровьем.

Признаки пищевой адаптации следующие: тошнота, рвота, болезненные ощущения в животе, расстройство стула. Как от этого избавиться? Ребёнка нужно адаптировать к правилам общепита (желательно заранее), дома каждый день давать ему первое и второе блюда. Есть дети, которые говорят: самое страшное слово для меня это «суп». Они хотят на обед фаст-фуд, чипсы, сухарики, родители дают им на это деньги. А лучше бы дали фрукты, овощи и поговорили с ребёнком на тему здорового питания.

- Есть ли какая-либо взаимосвязь между внешним видом ребёнка и его адаптацией в школе?

- Да, конечно. Если родители внимательно посмотрят на конституцию своего ребёнка, им будет легче определить возможные бреши в процессе его адаптации. Если малыш астенического телосложения (рост выше среднего, длинные, утончённые пальчики, небольшой вес), у него возможна социально-эмоциональная дезадаптация. Это предполагает трудности в общении с детьми, такой ребёнок может замыкаться в себе либо наоборот - яро выяснять отношения.

Пикники - невысокие, коренастые, плотные ребятишки - обычно реагируют желудком, у них возможна пищевая дезадаптация.
У атлетиков (крепких малышей с развитой мускулатурой), как правило, наблюдается социальная дезадаптация. Им хочется выплеснуть свою энергию: бегать, прыгать, кого-нибудь толкнуть, пнуть, ударить и таким образом сорвать учебный процесс.

- Влияет ли возраст на дезадаптацию детей?

- Кстати, это ещё одна важная тема. Если сравнить ребятишек в семь лет и в шесть лет и восемь месяцев - это будут совершенно разные дети. Кажется, всего пара месяцев, но на самом деле это серьёзная дистанция в интеллектуальном, физическом возмужании ребёнка. Родители должны понимать, что дети, родившиеся в августе, сентябре, октябре - это так называемая группа риска при адаптации. Вполне возможно, что они ещё не готовы к школе.

Иногда я задаю учителям такую задачку: допустим, у вас в классе есть два ребёнка. Один родился в январе, а другой в сентябре. Что вы должны о них знать? Они отвечают: наверное, что один из них козерог, а второй - дева? Учителя не обращают внимания на возраст ребёнка, хотя должны. И если спустя какое-то время они говорят родителям: ваш ребёнок - лентяй, засыпает на уроках, - не стоит торопиться и забирать малыша из школы. Подождите годик. Опыт показывает, что ко второму классу такие детки «выравниваются» и ни в чём не отстают от своих одноклассников.

- О чём ещё следует поговорить с ребёнком до того, как он перешагнёт порог школы?

- Одна из серьёзных проблем адаптации - туалет. У многих детей, идущих в школу, формируется культ: учительница - это бог, школа - это храм. А в храме ходить в туалет нельзя. И дети терпят до последнего. А для ребёнка наделать в штаны - это огромная психологическая травма. Родители должны поговорить с малышом на эту тему и объяснить, что в желании сходить в туалет нет ничего некрасивого.

- Сколько может продлиться процесс адаптации?

- У первоклассника он идёт целый год. Но основной этап приходится на первые три месяца. Если после этого периода вы наблюдаете у ребёнка признаки дезадаптации - обратитесь к психологу. Хороший специалист всегда скажет, где камни преткновения, которые затрудняют движение по школьным коридорам.

- Должно ли быть у ребёнка отдельное рабочее место дома? Какие рекомендации есть к нему с точки зрения психологии?

- Рабочее место должно быть однозначно, а вот насчёт рекомендаций типа «что нужно сделать» - их может быть много. Проще сказать, чего делать не следует.

Многие родители стараются создать максимально приятные условия для ребёнка. Например - покупают ему детский уголок. Но проходит какое-то время, и ребёнок отказывается за ним сидеть. Почему? Есть несколько вариантов.

Вариант первый. Наши дизайнеры не учитывают, что за спиной ребёнка должна быть стена, а не открытое пространство. В противном случае он на бессознательном уровне ощущает тревогу, опасность и старается избежать этого места. Исправить положение поможет кресло с высокой спинкой.

Вариант второй. Первое время происходит кодирование нового места на отрицательные и положительные эмоции. Чтобы рабочий уголок у ребёнка не ассоциировался с чем-то негативным, не нужно его там ругать, насильно усаживать за стол, заставлять делать уроки. Иначе в памяти малыша это место будет вызывать только отрицательные воспоминания и находиться ему там будет неприятно. Лучше попросите ребёнка подойти на кухню, в зал и показать свою домашнюю работу там.

- Нужно ли придерживаться каких-то определённых цветов в оформлении детского уголка?

- Всё зависит от желания родителей. Я бы рекомендовала использовать сочетания голубых, синих и жёлтых оттенков. Синий цвет эмоционально уравновешивает, а жёлтый - стимулирует интеллектуальную деятельность. Если это уголок - пусть он будет синего цвета, а некоторые элементы - ярко-жёлтого. Например, ваза с подсолнухами, настенные часы, игрушка-медвежонок. Советую исключить красные, ярко-оранжевые оттенки - они отвлекают ребёнка от занятий, повышают его гиперактивность.

- Сейчас многие говорят о вреде употребления пищи во время занятий, чтения книг. Так ли это?

- Усвоение пищи и усвоение информации - это практически одно и то же. Когда дети едят и изучают что-то - они лучше усваивают информацию. К тому же потребление пищи - это не только утоление голода, но большая эмоциональная разгрузка для человека. Поэтому пусть на рабочем столе у ребёнка лежат морковка, яблоко, другие фрукты, овощи. Всё, что невредно и приятно.

- Если момент, когда нужно было начать подготовку к школе, упущен - что тогда?

- Нужно наблюдать, не появились ли признаки дезадаптации: плаксивость, усталость, сонливость, невнимательность, гиперактивность, плохой сон ночью, тошнота, рвота. Если таковые имеются - лучше всего обратиться за помощью к школьному психологу. А вообще ребёнок может прекрасно адаптироваться безо всяких подготовительных этапов. Родители часто стараются перед школой научить ребёнка читать, считать, писать. На самом деле это необязательно. Главное, чтобы ребёнок понял, что школа - это место, где играют по правилам. Если он этого не умеет - ему будет очень тяжело привыкать.

 

Беседовала Алёна РОГОЖА. Фото aspg2010.ru

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина