Юлия Сергиева стала лауреатом международной премии «Филантроп-2012»
Художественные произведения Юлии Андриановны в каждом, кто их видел, пробуждают чувство глубокого восхищения. Но ещё больше очаровывает личность одарённой мастерицы: удивительно обаятельная женщина, в которой сокрыты необъяснимая тайна творчества и великое достоинство. В живописном уголке Старого Оскола в тени деревьев расположен домик, где она обитает. К нему мы прибыли рано утром, а на пороге нас уже встречали сама хозяйка, её супруг Аркадий Петрович и их пёс.
Первое знакомство
Талант Юлии Андриановны ярок и безграничен: она профессионально шьёт, занимается лоскутным шитьём, аппликацией, вышивает гладью, рисует, к своим произведениям сочиняет стихотворное сопровождение... Объединив две свои страсти - работа с тканью и рисование - изобрела собственную технику «лоскутная живопись».
В начале весны в Белгородском государственном художественном музее проводили V областную выставку изобразительного декоративно-прикладного искусства «Живёт в народе красота», в рамках которой умельцам присваивали звание «Народный мастер Белгородской области». Юлии Сергиевой это звание подтвердили. Имеенно там я впервые увидела её работы. Одна из них, «Дорога к храму», особенно поразила. Розово-фиолетовыми переливами брезжит рассвет морозного утра, словно укутанные в посеребрённую вату тянутся к небу деревья, из леса на просёлочную дорогу вышел сохатый, а на ветке краснеет грудка снегиря. Вдали виднеется маковка церкви с золочёным крестом. Именно туда устремилась женщина - такая крохотная в сравнении с лентой дороги, походящей своими тональными переходами на огромное водное пространство… Созерцала сначала издали и думала: «Какая великолепная акварель». После, приблизившись, долго не могла поверить, что не акварель передо мной, а удивительный образец лоскутной живописи.
Школа жизни
В детстве у белгородской искусницы обнаружилась тяга к рисованию. Без карандаша и листка бумаги она не могла существовать. И пока отец занимался делами, маленькая девочка устраивалась неподалёку и творила. Художественного образования Юлия Андриановна не получила. Основа её знаний и навыков складывалась сначала в школе, где любимым предметом, естественно, оказалось рисование, затем в изостудии при Дворце культуры машиностроителей в Ижевске (в этом городе Сергиева родилась и выросла. - Е.Ш.), которую посещала два года. И никогда она не забудет своих педагогов, говорит о них с благодарностью.
- Рисование в школе вёл Борис Фёдорович Герасимовский. Несмотря на свой преклонный возраст, он был потрясающим человеком, - рассказывает Юлия Андриановна. - А в изостудии преподавал Константин Николаевич Петров. Выпускник Казанского художественного училища, отрабатывающий после учёбы положенные два года, он вложил в нас столько хорошего - мы слушали музыку и записи стихотворений на пластинках… - и, конечно, дал главные в моей жизни уроки изобразительного искусства. Благодаря этим людям я освоила законы рисунка.
Наступило время, когда Сергиева сама стала учить рисованию и черчению в школе, девочек ещё и домоводству. Не имея педагогического образования, она оказалась востребованной здесь.
- Дети должны жить интересно, считала я, - объясняет Юлия Андриановна. - И, будучи в родительском комитете, стремилась делать их жизнь насыщенной, особенно в праздничные дни. Вспоминаю подготовку к Новому году - я вырезала, рисовала, кроила и шила, вовлекая в этот процесс всех родителей. Красавица-ёлка в свете разноцветных лучей, зеркальные шары, расписные стены, задник сцены с зимним пейзажем, Дедом Морозом, Снегурочкой и зверушками… - общими усилиями мы устроили настоящее торжество: и дети, и взрослые были в восторге.
Директор школы, увидев подобную активность, решила, что такой человек должен здесь работать. И представитель отдела народного образования, приглашённый по этому поводу, с ней согласился. Восемь лет Сергиева посвятила ребятам, потом она работала и техническим художником, и маляром, и штукатуром, и расписывала интерьеры… На пенсию вышла в должности закройщика высшего разряда.
Любовь к лоскутку
Пробудилась она у Сергиевой также в детстве. Её бабушка Анна Николаевна отлично шила и вязала, занималась лоскутной техникой, которую сейчас называют пэчворком.
- Коврики и одеяла - она создавала необыкновенные прелести из лоскутков разных тканей, даря им вторую жизнь, - вспоминает мастерица. - А из того, что оставалось после них, кропотливо делала лепочиху (на основу нашивают совсем непригодные лоскутики. - Е.Ш.). Раньше ведь ничего не выкидывали, я это хорошо усвоила и копила лоскутки в диванных подушках.
И мама Юлии Андриановны шила. В трудные военные годы, когда отец ушёл на фронт, она стала единственным кормильцем семьи. Днём и ночью выполняла заказы, а дочь находилась подле неё, крутя колёсико швейной машинки. И продолжила помогать, когда война миновала. В 14 лет выполнила свой первый заказ. Глядя на выкройки из журналов, а до чего-то доходя своим умом, она самостоятельно развивалась в этом деле. Шила для себя, подруг, их мам и других клиентов, которых с каждым годом становилось всё больше.
Случайное чудо
В тот день Сергиевой нужно было сделать несколько выкроек - очень много заказов образовалось. Она спешила, вырезала, а лоскутки бросала на пол. И неожиданно женщина обратила внимание, как замысловато они лежат. Из-за близорукости, которой Юлия Андриановна страдала с детства (на сегодняшний день у неё большая потеря зрения, инвалидность. - Е.Ш.), картинка расплывалась - и в глаза бросилась чудесная гамма и ещё не до конца сложившаяся композиция.
- Я увидела нечто, напоминающее натюрморт, - говорит Юлия Андриановна. - Прямо на полу добавила к этому зелёное яблочко и накрыла стеклом - поразилась тому, что получилось. «Какая интересная возможность использовать лоскутки вместо красок», - подумала тогда. И чуть позже сделала две работы: натюрморт «Пионы» и «Осенний пейзаж». Показала их профессиональным художникам, которые сильно удивились, узнав, что сделаны они из лоскутов. «Пионы» и «Осенний пейзаж» отправились на первый Всесоюзный фестиваль самодеятельного художественного творчества в столичный Манеж. Долго поверить в это не могла, такую огромную честь мне оказали. А в Москве вручили диплом первой степени, памятный значок, денежную премию и французские духи, чем я вдохновилась и окончательно поняла, что посвящу себя именно этой технике. И уже около сорока лет остаюсь ей верна.
Признание сообщества
Своё изобретение Юлия Андриановна назвала лоскутной живописью (великолепные картины из мельчайших обрезков ткани, кроме стекла ничем не скреплённые). Специалисты навели справки: в такой технике никто в мире не работает - она уникальна. И Международное агентство рекордов и достижений (МАРИД) выдало Юлии Андриановне сертификат, который подтверждает, что Сергиева является её первооткрывателем. Имя белгородской искусницы занесено в книгу «Россия. Рекорды и достижения», в большую международную энциклопедию «Лучшие люди», книгу рекордов «Левша».
Настоящая кудесница хорошо известна не только на Белгородчине, но и далеко за её пределами. Её выставки неоднократно проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Белгороде, Старом Осколе, украинских Киеве, Донецке и Мариуполе. Только в прошлом году в столице она представляла своё творчество в шести экспозициях. Говорит, получает от процесса моральное удовлетворение и радость, но особенно за этим не гонится, так как физически очень устаёт - работы тяжёлые, трудно транспортируемы.
Среди множества восхищённых зрителей оказался и известный российский художник-модельер Вячеслав Зайцев. Он высоко оценил мастерство Юлии Андриановны, сказав, что «велика матушка-Русь своими талантами».
- Мы ехали в Иваново на Международный фестиваль лоскутного шитья, - рассказывает Сергиева. - Отправления из Москвы пришлось ждать много часов. Я заранее записалась к Зайцеву на приём - и вместо двух минут, как он планировал, мы проболтали два часа. Он был в восторге от «Антракта», перепутав также лоскутную живопись с акварелью. И вот рассматривает скрипку, надкушенное яблочко, драпировки, цветы, а я ему шепчу: «А звуки музыки ещё витают... Скрипач устал, и скрипка отдыхает, Лишь розы тонкий аромат её ласкает...».
«Сердце» как подарок
В конце мая Юлия Сергиева стала лауреатом «Филантропа-2012» - «первой в истории человечества» международной премии для людей с инвалидностью. Об идее создания масштабного благотворительного проекта заявили в 1996-м, а через четыре года состоялась первая церемония её вручения (с тех пор проводится каждые два года. - Е.Ш.). Учредителями выступили Всероссийское общество инвалидов, одноимённый премии Фонд и Российская академия художеств. Поддержку оказали Правительство РФ и правительство Москвы.
Два года назад Дом ремёсел выступил с инициативой отправить документы Сергиевой на соискание премии. Но их не подписали в старооскольском управлении культуры. И потому женщина решила послать документы самостоятельно. Узнала условия участия, заполнила анкеты, приложила характеристику, выслала альбом с работами... - и, конечно, ей позвонили. Поверить, что произведения из мелких лоскутков, долго не могли, просили передать их, чтобы заранее выставить в галерее искусств Зураба Церетели.
И, естественно, белгородская искусница победила. Юлии Андриановне вручили диплом лауреата специальной премии «За новизну и оригинальность в творчестве» в номинации «Художественное творчество», благодарственное письмо, денежную премию, а главное, статуэтку «Сердце», объединившую символы «Филантропа» - росток, стремящийся к солнцу, сердце, открытое для добра, и птицу, парящую в высоте. Держа её в руках, женщина наполняется гордостью, ей сложно выразить ценность уникального подарка.
Для души «Отрада»
Так Юлия Андриановна назвала свой кружок, где абсолютно бесплатно обучает всех желающих лоскутному шитью. Начинали они при старооскольском Доме ремёсел, но туда приходилось далеко ездить. Кружковцам предоставили возможность заниматься при Центральной библиотеке имени А.С.Пушкина, там они и встречаются. В летний период собираются у мастерицы дома.
- Правда, приходится подсказывать сюжеты, - признаётся Юлия Андриановна. - Но мне только в радость, ведь их вокруг тысячи, сама природа дарит нам идеи. И учу: если делаете пейзаж, введите в композицию какое-нибудь существо - собачку, корову или птичку, - чтобы он не был пустым, тогда и работа словно оживёт.
Трудятся в «Отраде» в основном женщины среднего и пожилого возраста. Но и подрастающее поколение стремится приобщиться к творчеству.
- Пришла изумительная девочка Катюша Мирошниченко, - сияет Сергиева. - Учится у меня искусству художественной глади. Очень люблю вышивать. И научилась этому, подражая китайским и японским мастерам. К примеру, работа «Бабочки-парусники», пройдя серьёзный конкурсный отбор, экспонировалась в Москве на выставке «Вышитая картина», её качество оценили и китайские специалисты. Здесь главное внимательно смотреть, куда идёт шовчик, как он ложится. И говорю: вот листочек, от его центральной линии, как лучики, идут жилочки, так и надо положить ниточки.
Но технику лоскутной живописи не перенимает никто, хотя Юлия Андриановна разрешает всем желающим наблюдать за процессом. Она берёт картон, кладёт сверху мягкую ткань типа фланели, а после от заднего плана к первому начинает выкладывать сюжет, не тратя времени на эскизы. Работает пинцетом и с помощью большого увеличительного стекла. В случае ошибки снимает несколько слоёв и возвращается к тому, который нужно переделать. В среднем процесс занимает около двух месяцев.
Одна на двоих судьба
Сын и дочь, внуки, правнуки и любящий муж, которые поддерживают во всём и гордятся ею, - женское счастье Юлии Сергиевой также полно, как и её творчество. Супруг Аркадий Петрович - вдохновитель, ценитель и первый критик. Познакомились они в 1956-м в Ижевске и с тех пор не расстаются. В те годы Аркадий, окончивший Ленинградский политехнический институт, прибыл сюда по распределению: планировал отработать положенный срок и уехать, а остался на двадцать лет. Свои отношения они оформили в 1957-м и в наступившем году празднуют изумрудную свадьбу - 55-летие совместной жизни. После Ижевска их семья жила в Мариуполе, а в Старый Оскол перебралась уже в 1995-м. Сергиев стал преподавать в старооскольском филиале МИСиС. Доктор технических наук, профессор, отпраздновав свой 80-летний юбилей, он до сих пор преподаёт студентам, руководит научной деятельностью аспирантов. На протяжении многих лет два творческих человека идут по жизни, дополняя друг друга.
- Комментировать
- 2514 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад