Заключённый Андрей Дегтев из колонии строгого режима в Валуйках руководил бандой, которая торговала в Белгороде героином
В Белгородском областном суде оглашён приговор банде торговцев наркотиками. Семеро оказавшихся на скамье подсудимых молодых мужчин организовали поставки в Белгород и продажу в нашем городе смертоносного зелья. Суд присяжных признал их виновными. Они получили от одного года и восьми месяцев до двадцати трёх лет лишения свободы. Адвокаты подсудимых намерены обжаловать приговор в Верховном Суде РФ.
«Белгородские известия», сообщая в номере от 18 июня об этом нерядовом для нашей области судебном деле, обещали рассказать его подробности. Выполняем обещание.
Прения сторон
Просторный зал с пятью рядами тёмно-зелёных кресел, мерно жужжащий кондиционер, видеопроектор напротив белого винилового экрана и длинный стол, как для жюри на кинофестивале. Но за этим столом сидят не деятели искусств, а адвокаты, сбоку от которых, чуть в стороне от окна, в огороженном выше человеческого роста оргстеклом «аквариуме» - семеро подсудимых. Рядом - стол для прокурора, а под гербом Российской Федерации - судья Иван Дмитриевич Захаров. Это зал судебных заседаний № 4 Белгородского областного суда, в котором судят торговцев наркотиками.
Сегодня - прения сторон. Несколькими днями ранее коллегия присяжных заседателей вынесла обвинительный вердикт в отношении Андрея Дегтева, Гелы Карпузова, Дмитрия Агаркова, Александра Макеева, Эдуарда Пикунова, Александра Басок и Дмитрия Климова.
Я сижу в кресле за адвокатами, рядом со мной - родственники подсудимых, они переговариваются с обитателями «аквариума» только им понятными полуфразами. Прокурор Оксана Дмитриевна Головченко оглашает характеризующие материалы на каждого подсудимого и степень их участия в преступном сообществе. Характеристики обвиняемых будто списаны под копирку: неоднократное привлечение к административной ответственности, ранее судимы, по месту жительства характеризуются отрицательно и далее в том же духе. Адвокаты перекладывают с места на место свои бумаги, конвой изредка парами выходит на перекур, судья следит по листам дела за речью государственного обвинителя.
Но едва прокурор Головченко произнесла: «Обвинение просит суд признать Дегтева виновным в совершении преступлений предусмотренных статьями…, - как зал оживился, родственники напряглись, обвиняемые перестали перешёптываться, даже конвой заинтересовался, - …и назначить ему 26 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима, из них 10 лет тюрьмы и штраф девятьсот тысяч рублей».
Подельников Дегтева обвинение тоже попросило наказать лишением свободы на сроки от двух до шестнадцати лет. Родственники подсудимых тревожно зашептались, а сами подсудимые примолкли в попытке осознать запрошенные прокурором сроки наказания.
На удивление, речи адвокатов были короткими - с уже знакомыми штампами отрицания вины своих подзащитных.
После выступления адвокатов судья объявил перерыв в заседании и предложил подсудимым готовиться к последнему слову.
Предварительное следствие
Уголовное дело по преступлениям банды наркоторговцев насчитывает 25 томов, пять из которых - обвинительное заключение. Это результат кропотливой работы следственно-оперативной группы во главе со старшим следователем по особо важным делам следственного отдела Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (УФСКН) по Белгородской области Сергеем Ивановичем Счастливенко.
Следствие длилось почти полтора года, было допрошено более двухсот свидетелей и проведено множество экспертиз.
Необычность этого дела в том, что создателем и руководителем преступной группы наркоторговцев был Дегтев, которого в 2005 году уже осудили за незаконный сбыт наркотиков на двенадцать с половиной лет. Он отбывал свой срок в Валуйках - в исправительной колонии строгого режима № 7 (ИК-7). Оттуда, из колонии, заключённый Дегтев по мобильному телефону договаривался с поставщиками наркотиков, руководил их сбытом в Белгороде, инструктировал участников банды, устанавливал цену продажи героина, руководил сбором и распределением преступных доходов.
Банда была хорошо законспирирована, со строгой иерархией и разделением обязанностей участников. Так, героин преступники называли - «карп», а гашиш - «карась», часто меняли мобильные телефоны и симкарты, зарегистрированные на посторонних людей.
Карпузов был наиболее приближённым к Дегтеву и самым активным участником банды. По указанию Дегтева он через тайники в лесополосах Борисовского района получал наркотики и вместе с Агарковым передавал их Макееву, Басок и Пикунову, которые искали покупателей и продавали им героин. Банда делилась на два звена по территориальному принципу. Карпузов, Агарков и Макеев входили в состав первого звена - они продавали героин в центре Белгорода. Пикунов и ещё два участника банды, которые уже осуждены, входили в состав второго звена, торговавшего на Харьковской горе. Причём рядовые участники банды не знали своего главаря и наркокурьера, который привозил в Белгород героин из Московской области.
Преступный бизнес приносил банде огромные доходы. Героин покупали в Московской области по 300 рублей за грамм. В Белгороде разбавляли его сахарной пудрой и продавали наркоманам по 3000 рублей за грамм. Банда успела переправить в Белгород четыре партии наркотиков общим весом 1 килограмм 170 граммов.
Когда курьера задержали, он согласился сотрудничать со следствием и под контролем оперативников УФСКН привёз из Подмосковья ещё одну партию героина. Оперативники заменили её муляжом, и когда один из бандитов пришёл к тайнику за наркотиком, то был задержан. На следствии обвиняемые свою вину не признавали, а некоторые воспользовались правом, предоставленным статьёй 51 Конституции РФ, которая позволяет не свидетельствовать против себя. Тем не менее, следствие было завершено, и 31 января 2011 года уголовное дело поступило в Белгородский областной суд.
Последнее слово
За несколько минут до начала заседания, увидев в зале видеокамеру региональной телекомпании и воспользовавшись отсутствием судьи, подсудимые взбунтовались. Больше всех кричал Карпузов - он обвинил телеоператора в желании «показать по телику дешёвую сенсацию и тем самым заслужить орден». А дальше, подбадриваемый подельниками, обвинил суд, УФСКН, прокуратуру и чёрта в ступе в предвзятости и коррупции. В финале своего монолога он представил себя и подельников «невинно оклеветанными законопослушными гражданами, над которыми происходит судилище».
Правда, когда судья предоставил наркоторговцам последнее слово, они были менее словоохотливы. Дегтев говорить вообще отказался; Карпузов вину не признал; Агарков попросил оправдать его за недоказанностью; Макеев заявил, что никакого отношения к преступлениям не имеет; Пикунов попросил не лишать его свободы, вспомнив о своём малолетнем ребёнке. И только Басок и Климов заявили, что признают вину, всё осознали и попросили о снисхождении.
На этом в судебном заседании был объявлен перерыв. Подсудимых заковали в наручники и под конвоем вывели из зала.
На следующем заседании будет вынесен приговор.
Белгородчина наркоманская
В Белгородской области 91 процент наркоманов - это 20-35-летние люди. Основными источниками поступления к нам наркотиков являются Москва и Московская область, Тульская, Орловская, Самарская и Владимирская области, а также Украина. Дело в том, что сегодня стоимость наркотиков на теневом рынке Белгородчины почти в три раза выше, чем в соседних Сумской, Харьковской и Луганской областях Украины. Поэтому так активно и тащат к нам через границу смертоносное зелье.
Героин широко распространён среди наркоманов, но ввиду значительной стоимости одной дозы этого наркотика, его потребителями являются, в основном, жители Белгорода, Старого Оскола, Губкина, Алексеевки, Шебекино и Валуек.
У подавляющего большинства наркоманов, состоящих на учёте в наркодиспансере, развита опийная зависимость, но это не конечная остановка. Дальше начинается приём психостимуляторов, галлюциногенов и опиатов, на которые, в конце концов, переходит большая часть потребителей любых других наркотиков, стремясь «успокоить» опийными препаратами свою разбалансированную психику. Но наркотик стоит дорого, а его доза с каждым приёмом увеличивается. В последнее время наркоманы используют для приготовления зелья кодеиносодержащие лекарства. Из них делают «наркотик для бедных» - дезоморфин, или - на сленге наркоманов - «крокодил». «Наркотиком для бедных» его называют за дешевизну: всё, что нужно для изготовления дезоморфина, свободно продаётся в аптеках и магазинах. А «крокодилом» назвали потому, что после нескольких инъекций такого наркотика начинается некроз (отмирание) тканей, появляются язвы, покрытые гнойной коркой, и кожа наркомана становится похожей на кожу крокодила. Гнойные язвы начинают распространяться, и в результате кожа наркомана буквально слезает с конечностей, словно чешуя. На последнем, предсмертном, этапе такие наркоманы воняют гнилым мясом. Потребители «крокодила» сгнивают заживо за два-четыре месяца при условии, что они не умрут раньше от передозировки.
В равной степени это относится и к другим видам наркотиков, таким, в частности, как героин и гашиш. Сопутствующее наркомании заболевание - СПИД. В Белгородской области ВИЧ-инфекцией при внутривенном введении наркотиков заразился 351 человек, и это только официальные данные о лицах, состоящих на учёте в наркодиспансере. Учитывая, что число наркоманов растёт, можно ожидать дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции среди этой группы риска. Яркий тому пример - Красногвардейский район, где в 2010 году 44,5 процента заражений СПИДом произошло при внутривенном введении наркотиков.
Приговор
В четверг, 16 июня, в три часа дня судья Белгородского областного суда Иван Захаров огласил приговор. Если на предыдущие заседания в зал можно было пройти поодиночке, то сейчас всех желавших присутствовать на приговоре судебный пристав собрал в фойе на первом этаже областного суда и провёл на заседание одной группой. Конвой тоже действовал жёстко. Когда подсудимых заводили в «аквариум», всем присутствующим запретили вставать со своих мест. Происходившее свидетельствовало о том, что приговор будет серьёзным.
Так оно и случилось - каждый получил по заслугам.
Главарь банды Андрей Дегтев приговорён к 23 годам лишения свободы в колонии особого режима и штрафу в размере 950 тысяч рублей, причём первые 10 лет заключения он должен отсидеть в тюрьме.
Гела Карпузов получил 14 лет лишения свободы в колонии строгого режима и штраф в 400 тысяч рублей.
Дмитрию Агаркову дали 10 лет колонии строгого режима со штрафом в 350 тысяч рублей.
Александр Макеев получил 11 лет строгого режима и 250 тысяч рублей штрафа.
Эдуард Пикунов приговорён к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима и к 300 тысячам рублей штрафа.
Александр Басок тоже получил колонию строгого режима на 5 лет.
Легче всех отделался Дмитрий Климов - суд приговорил его к 1 году и 8 месяцам колонии-поселения.
Приговор подсудимые выслушали молча, лишь у некоторых на лице появилась нервная ухмылка.
Несмотря на то, что некоторые осуждённые уже никогда не вернутся из тюрьмы, я не испытывал к ним жалости. Ведь в тюрьме они будут накормлены, напоены и, возможно, займутся шитьём белых тапочек, отрабатывая наложенные судом штрафы. Только вот эти тапочки скоро придётся покупать родственникам тех, кого эти бандиты подсадили на героиновую иглу.
Рыба гниёт с головы
Но приговор суда - это только присказка. В ходе следствия и в судебном заседании выяснилось, что главарь банды наркоторговцев Дегтев, отбывая срок за аналогичное преступление в исправительной колонии строгого режима № 7 в Валуйках, руководил оттуда по мобильному телефону подельниками.
Суд вынес по этому поводу частное постановление, в котором отметил, что «ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей и попустительство в работе как со стороны начальника ФБУ ИК-7 УФСИН России по Белгородской области, так и со стороны подчинённых ему сотрудников, не только способствовали совершению Дегтевым особо тяжких преступлений, но и явились одной из основных причин этому».
Сам Дегтев заявил в суде, что он пользовался в колонии различными мобильными телефонами, один из которых постоянно находился при нём. По его словам, сотрудники колонии знали об этом, но никаких мер не принимали. Мобильная связь была доступна многим осуждённым. Да и свидетели говорили о том, что Дегтеву на зону они могли позвонить в любое время.
Также в судебном заседании было установлено, что часть героина, доставленного из Московской области, передавалась Дегтеву в колонию, и по утверждению лиц, причастных к передаче наркотика, «особых проблем с этим они не испытывали».
«Установленные в судебном заседании факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей соответствующими должностными лицами ФБУ ИК-7 УФСИН России по Белгородской области, небеспочвенно дают основания усматривать коррупционные мотивы в их действиях, и являются недопустимыми», - говорится в частном постановлении суда.
Областной суд постановил довести указанные нарушения до сведения начальника УФСИН России по Белгородской области, прокурора Белгородской области и начальника УФСБ России по Белгородской области для того, чтобы они приняли меры, исключающие нарушение сотрудниками ИК-7 уголовно-исполнительного законодательства РФ.
«Белгородские известия» проследят за результатами проверки в исправительной колонии и сообщат о них читателям.
- Комментировать
- 3376 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад