В Белгороде проведут конкурс скрипичного исполнительского искусства
Скрипка… Её называют ведущим струнным смычковым инструментом. А ещё - королевой оркестра. И солирующая она прекрасна. Совсем недавно, в ноябре минувшего года, жители Белгорода и его гости стали свидетелями большого музыкального праздника - международного конкурса исполнителей на классической гитаре и ансамблей гитаристов. А уже сегодня мы находимся в преддверии другого значимого для музыкальной жизни города события - IX Международного конкурса скрипачей имени нашего знаменитого земляка Михаила Гавриловича Эрденко. Он организован и проводится региональным учебно-методическим центром по художественному образованию Белгородского государственного института искусств и культуры при поддержке управления культуры области. Пройдёт конкурс в музыкальном колледже имени С.А. Дегтярёва БГИИК с 25 по 29 марта. Об особенностях грядущего события корреспонденту «Белгородских известий» Екатерине ШАРОНОВОЙ рассказал член жюри - музыкант симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии, преподаватель кафедры оркестровых инструментов БГИИК, заслуженный работник культуры России Николай ГАБРИЭЛЯН.
- Сегодня на конкурс скрипачей имени М.Г. Эрденко делегируют своих лучших представителей ведущие музыкальные школы России, ближнего и дальнего зарубежья. За годы его существования конкурс достиг высокого уровня. А как всё начиналось?
- В России существуют и более сложные по структуре, по репертуару скрипичные фестивали и конкурсы. К примеру, конкурсы имени Давида Ойстраха (в Москве), имени Юрия Янкелевича (в Омске). Мы же ставим перед собой задачу расширить исполнительский репертуар, привлечь как можно больше молодых музыкантов разных уровней подготовки, но с большим потенциалом. Даём им некий импульс развития.
Наш конкурс впервые провели в Старом Осколе, на родине Михаила Эрденко, - в 1986-м. В его основе - идея выявления юных талантливых музыкантов, совершенствования их исполнительского мастерства, сохранения и развития русской скрипичной традиции, той школы, которая считается ведущей во всём мире. С тех пор конкурс проводится с периодичностью раз в три года. В марте мы организуем его в девятый раз. Сначала он был областным, а уже в 1992-м стал всероссийским. В 2003-м конкурс обрёл статус международного. Молодые одарённые музыканты приезжают к нам из многих регионов России, Украины, Беларуси, Приднестровской Молдавской Республики, Казахстана… Оценивают их мастерство известные педагоги музыкальных вузов страны и ближнего зарубежья: Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского, Белорусской государственной академии музыки, Нижегородской, Магнитогорской государственных консерваторий...
- Можно ли провести аналогию со структурой недавно прошедшего фестиваля-конкурса, посвящённого исполнительству на классической гитаре?
- Конечно, можно. Аналогично конкурсу исполнителей на классической гитаре и ансамблей гитаристов конкурсные прослушивания скрипачей пройдут в открытом режиме. Для педагогов и участников конкурса, студентов, всех причастных к профессиональному исполнительству на скрипке члены жюри проведут мастер-классы, «круглые столы»... А вечером ждём всех белгородцев на концертах уже признанных мастеров скрипки. Скажем, на вечере открытия выступит председатель жюри - профессор, заведующая кафедрой скрипки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, народная артистка России Ирина Бочкова. Так мы создадим единое конкурсное пространство, насыщенное разнообразными музыкальными событиями. К слову, приедут и преподаватели по классу скрипки из сельских и районных школ области. Для них конкурс - отличная возможность обменяться опытом и повысить свой профессиональный уровень. Вместе мы определим вектор дальнейшего развития этой сферы деятельности.
- Конкурс назван в честь выдающегося русского и советского скрипача, композитора, педагога Михаила Гавриловича Эрденко. Он родом из нашего края - родился в Старооскольском уезде. Его личность каким-то образом влияет на программу, которую должны представить конкурсанты?
- Михаил Гаврилович - ученик прославленного скрипача Ивана Гржимали и сам впоследствии талантливый преподаватель, профессор Московской консерватории. Он был невероятно одарённым музыкантом, чья игра обладала удивительно красивым звуком. Безусловно, фигура этого яркого исполнителя, композитора придаёт определённый смысл нашему конкурсу. Пьесы, созданные Михаилом Эрденко или в его обработке, обязательны для исполнения всеми участниками в первом из двух туров конкурса.
- Что ещё обуславливает конкурсный репертуар?
- Участники конкурса должны исполнить образцы старинной, классической и романтической музыки (к примеру, сочинения Антонио Верачини, Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя), произведения определённых музыкальных форм: сонаты эпохи барокко (в средней группе). Во всех возрастных группах конкурсантами на суд жюри будут представлены этюд или каприс. В остальном - их личный выбор.
- Вы упомянули о группах. Какие возрастные категории предусмотрены в конкурсе?
- Конкурсанты - учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, студенты средних специальных учебных заведений. По возрастным категориям они разделены на три группы. Младшая - до 12 лет. Представляете, однажды в конкурсе участвовала девочка шести лет - Полина Махина. Очень талантливая. В 2011-м она стала победительницей международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Средняя группа - 13-15 лет. И старшая - 16-21 год. В последней категории разница в возрасте конкурсантов достаточно большая, и подчас сложно сопоставлять игру юных и более зрелых скрипачей.
- Насколько я знаю, в конкурсе участвуют те из молодых музыкантов, кто успешно прошёл отборочный тур. Для зарубежных скрипачей существует какой-то предварительный смотр?
- Мы проводим отборочный тур в несколько этапов. Практически у всех ребят, желающих выступить в рамках конкурса, хороший уровень подготовки, но не у всех он отвечает международным стандартам, поэтому для участия в конкурсе допускаются не все. Участники из других стран также проходят подобные испытания, ведь их преподаватели уже осведомлены о требованиях, которые предъявляются на конкурсе М.Г. Эрденко.
- А каковы критерии отбора?
- Жюри оценивает стабильность исполнения, его художественную составляющую, личное отношение музыканта к тому, что он исполняет.
К нашей с Николаем Захаровичем беседе присоединились юные скрипачки. Совсем скоро им предстоят крайне серьёзные и ответственные выступления. Они задолго начали готовиться к ним и теперь представят своё творчество на суд жюри и слушателей.
Алина Черных, 15 лет: У меня есть опыт участия в конкурсах в Рязани, Харькове, Одессе, Киеве. На белгородский конкурс приезжают очень сильные, талантливые дети. К нему нужно долго и серьёзно готовиться, ведь никаких поблажек не будет. На конкурсе М.Г. Эрденко я выступлю в третий раз. Произведения для программы выбрали с преподавателем с учётом программных требований и моих предпочтений. В первом туре исполню Четвёртый каприс Пьера Роде, Скерцо-тарантеллу Генрика Венявского и Фантазию Георга Филиппа Телемана. Во втором, если пройду, - первую часть Второго концерта Венявского. Постараюсь побороть волнение, показать всё, что умею, и избежать ошибок.
Дарья Погосян, 13 лет: На предыдущем конкурсе Эрденко я заняла первое место. В этом году мы с преподавателем сформировали довольно сложную программу. В первом туре сыграю Третий каприс Венявского, «Сицилиану» Иоганна Себастьяна Баха в обработке Эрденко, Сонату Фридриха Георга Генделя, во втором - Концерт Арама Хачатуряна, который давно хотела исполнить. Приложу все силы, чтобы всё получилось.
- Комментировать
- 3341 просмотр
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад