Концертом, посвящённым вековому юбилею знаменитого советского композитора Тихона Хренникова, завершился 46-й филармонический сезон
Музыке ещё только предстояло прозвучать, а публика (аншлаг в Большом зале!) уже прониклась минорным настроением. Вчера в Белгородской государственной филармонии закрывали сезон. Концерт «Музыка и время. Тихону Хренникову - 100 лет» выдался торжественно радостным и немного грустным оттого, что последний. Симфонический оркестр под управлением главного дирижёра - заслуженного деятеля искусств Украины Рашита Нигаматуллина и ведущие солисты филармонии блестяще простились со своими слушателями до осени.
Вернувшаяся к слушателям
Речь о музыке, которая, кажется, вошла в ментальный код русского человека. О музыке Тихона Хренникова. Ученике легендарных музыкантов Виссариона Шебалина и Генриха Нейгауза. «Московском Шостаковиче», как его называли. Народном артисте СССР, Герое Социалистического Труда, Лауреате Ленинской премии, трёх Сталинских премий, Государственной премии СССР… «Изумительный мелодист и прекрасный песенник». Он возглавлял Союз композиторов СССР и определял музыкальный характер своей эпохи.
«Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Верные друзья», «Гусарская баллада»… - популярные фильмы знакомы и тем, кто уже был рождён в новой России. Звучавшие в них песни Тихона Николаевича дошли до каждого. О нём вспоминают как о композиторе невообразимого оптимизм. А нам, сегодняшним, в это легко поверить - столько радостной энергии, душевности, естественности в его сочинениях. Многие из них вошли в программу белгородского концерта. Скажем, Песенка Лепелетье «Жил-был Анри IV» (исполнила заслуженная артистка РФ Нина Стрижова), «Давным-давно» (заслуженная артистка РФ Светлана Ломоносова), Песенка Жермон из музыки к комедии «Давным-давно» (Галина Зольникова), Песня о Москве из музыки к кинофильму «Свинарка и пастух», Песня певца в замке Черномора «Утешься, милая княжна» из музыки к кинофильму «Руслан и Людмила», «Московские окна» (заслуженный артист РФ Владимир Бойко).
Менее знакомы балеты и концерты Хренникова, но оттого их премьера на белгородской сцене оказалась ещё более ожидаемой. Прекрасное воплощение, исполнение на высоком уровне мастерства сюит из «Капитанской дочки» и «Наполеона Бонапарта», Концерта № 1 для скрипки с оркестром (блестящая партия скрипки - лауреат международных конкурсов Никита Борисоглебский, Москва) вызвала восторг и продолжительную овацию слушателей.
К слову, 10 и 11 июня Симфонический оркестр под управлением Рашита Нигаматуллина участвовал в гала-концертах Всероссийского фестиваля-конкурса композиторов, посвящённого 100-летию Тихона Хренникова, организованных на его родине, в Ельце и в Липецке.
Старый год ушёл
Вспомним главные события 46-го концертного сезона. Его официальное открытие несколько задержалось, поскольку симфонический оркестр участвовал во II симфоническом форуме России в Екатеринбурге. Поездка знаковая, ведь быть приглашёнными туда наряду с прославленным столичным коллективом «Новая Россия» под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета и ведущими региональными из Екатеринбурга, Волгограда, Красноярска, Карелии - значит, получить признание на высшем уровне и быть оценёнными как оркестр экстра-класса.
Позже этот статус подтвердило выступление в рамках XXXIV международного фестиваля современной музыки «Московская осень» на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Осень принесла белгородскому коллективу два триумфа, поставивших его в один ряд с оркестрами Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга, Москвы…
Открыв сезон особыми и в творчестве выдающихся композиторов, и в истории музыки произведениями - Симфония № 5 ми-минор, op. 64 Петра Ильича Чайковского и Концерт № 4 для фортепиано с оркестром соль-мажор, op. 58 Людвига ван Бетховена - симфонический оркестр продолжил представлять слушателям удивительные по красоте музыки и по глубине смыслов, что в ней заложены, сочинения. В ноябре музыканты исполняли сочинения российских современных композиторов-юбиляров 2012 года: Сергея Слонимского, Рашида Калимуллина, Вадима Бибергана, Владислава Казенина и Николая Бирюкова (концерт «Юбиляры года - композиторы России»).
А в декабре, через 110 лет после своей первой премьеры, прозвучала колоссальная Симфония № 3 ре минор для альта, хора мальчиков, женского хора и оркестра австрийского гения Густава Малера. Монументальное музыкальное полотно оркестр (четверной состав!) воплотил с женской группой Камерного хора под управлением Елены Алексеевой и приглашённого хора мальчиков «Орлята» из Орла, дипломанта международного конкурса - меццо-сопрано Ирины Колодяжной.
В январе - драматичная Четвёртая симфония Дмитрия Шостаковича и Концерт для скрипки с оркестром представителя Нововенской школы Альбана Берга. Словом, что ни премьера - то ярчайшее событие се-
зона.
2013-й - год юбилейный: 140 лет исполнилось со дня рождения великого русского композитора Сергея Рахманинова. По такому случаю филармония посвятила его творчеству абонемент «Рахманинов и его время». И первый его концерт в исполнении солистов филармонии и заслуженного работника культуры РФ Ирины Соколовой (партия фортепиано) состоялся в Малом зале 29 января.
Международный музыкальный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья», так нашумевший весной 2012-го и во многом поменявший, казалось бы, устойчивое представление о классической музыке, джазе, блюзе, танго, провели во второй раз в начале марта. К слову, в этом году он стал частью Культурной Олимпиады «Сочи 2014» - уникального проекта, объединившего лучшие культурные мероприятия страны и представляющего культурное достояние современной России. Во втором концерте фестиваля прозвучала даже блюзовая интерпретация сочинения митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна. Три фестивальных дня - три революции в представлениях о музыкальном совершенстве, самой музыке. И о человеческих возможностях, которые безграничны, если речь о таланте. Виртуозные скрипач Александр Марков (США), пианист Мэт Херсковиц (Канада), баянист из Германии Айдар Гайнуллин, столичные музыканты - «Оркестр «Папоротник», контрабасист Артём Чирков, ударник Дмитрий Севастьянов, скрипачка Анна Боровик и гитарист Юрий Алешников, Камерный оркестр Белгородской филармонии Mezzo music под управлением Натальи Боровик и сам руководитель и музыкальный директор проекта - виолончелист-виртуоз Борислав Струлёв - выдающиеся музыканты современности преподнесли белгородским слушателям искусство, свободное от каких бы то ни было барьеров.
Фестиваль классики, джаза и рока завершился с оглушительным успехом у публики. А сразу же за ним величие и торжество русской культуры во второй раз утвердили «Шереметевские музыкальные ассамблеи». В первой половине апреля нас посетили первый альтист мира Юрий Башмет и его камерный ансамбль, покоривший лучшие музыкальные арены планеты, - «Солисты Москвы». «Национальное достояние России» - «ТенорА XXI века». «Лицо русского певческого искусства» - Праздничный Патриарший мужской хор Московского Данилова монастыря. Специально к финальному концерту из Парижа прибыл потомок рода Шереметевых граф Пётр Петрович. И известный деятель культуры - народный артист России Святослав Бэлза.
Фестивали прошли при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства, как и потрясающий концерт легендарного французского композитора и исполнителя Мишеля Леграна. «Из Парижа с любовью» - всемирно известный маэстро выступил впервые в Белгороде и с единственным концертом. При участии Mezzo music и гостей из Франции - Пьера Буссаге (контрабас), Франсуа Лезо (ударные) и Катрин Мишель (арфа).
Как и очаровавший белгородцев ноябрьский концерт трио Appassionante (сопрано Стефания Франкабандьера, Мара Танчис и Джорджиа Вилла) из Италии, гармонично сочетающих в своём творчестве классику и эстраду.
7 мая выдающийся пианист Денис Мацуев и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением главного дирижёра и художественного руководителя театра - Народного артиста России Валерия Гергиева подарили белгородской земле историческое выступление. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром и Четвёртую симфонию - «музыку общечеловеческих ценностей» исполнили в рамках Московского Пасхального фестиваля, который в этом году посвятили 70-летию битвы на Огненной дуге.
Король всех инструментов
Подошедший к концу сезон подарил новые встречи с органом. Величественный инструмент, покоривший белгородцев ещё в декабре 2011-го, от концерта к концерту раскрывался и обнаруживал всё новые грани. Пожалуй, самые яркие из них - апрельский концерт «Орган и музыка народов мира» и завершившая 2-й сезон в Органном зале программа «Аве Мария» в зеркале столетий». Уникальные выступления, сплотившие многих талантливых солистов филармонии. Первое оказалось премьерой российского масштаба - впервые на органе соло и в ансамбле с другими инструментами (испанская и китайская волынки, сопилка, кларнет, дудук, балалайка, ксилофон и гонги) и голосом (сопрано Галины Зольниковой) звучали произведения, возникшие в культурах разных народностей, предназначенные для других инструментов, но переосмысленные, оригинально интерпретированные именно для этой программы. Во втором музыканты (скрипка, виолончель, труба, флейта, колокола), певицы (сопрано и меццо-сопрано) и Камерный хор блестяще исполнили один из лучших мировых шедевров «Аве Мария».
Пользующийся у жителей нашего города особой популярностью абонемент «Органисты немецких соборов» преподнёс знакомство с ведущими европейскими мастерами. За пультом белгородского органа демонстрировали своё искусство Вольфганг Абендрот (Дюссельдорф), Клеменс Шнорр (Мюнстер), Вольфганг Баумгратц (Бремен), Марсель Обер (Дюссельдорф).
В этом же году белгородские школьники получили возможность проникнуть в секреты «короля всех инструментов». Специально для них организовали образовательный проект-концерт, в рамках которого им к тому же рассказывали об истории возникновения и становления органа, его потенциале, особенностях многосложного устройства (авторская программа Тимура Халиуллина)… Просвещая школьников сегодня, филармония готовит себе будущую аудиторию.
Музыка небес
Без сомнений украсили минувший сезон карильонные концерты. Диковинный инструмент - карильон - начал звучать на белгородской земле летом 2012-го. И с первых дней музыка колокольного гиганта, рождающая атмосферу торжественности и некоей приподнятости, вызвала повышенный интерес и восхищение слушателей. Её исполняет солист филармонии - Тимур Халиуллин. Весной по его приглашению в наш город прибыл главный карильонист Европы и популяризатор колокольной музыки по всему миру Йозеф Виллем Хаазен. Вместе они провели экспертизу белгородского инструмента и зародили замечательную традицию обеденных воскресных перезвонов на Соборной площади. А в начале июля молодой музыкант и бронзовый гигант отправятся в Северную столицу - там, на Заячьем острове у Петропавловской крепости, в рамках XII международного фестиваля карильона «Музыка над городом» они представят Белгород и Россию.
- Комментировать
- 2485 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад