Поэт Николай Грищенко прочно занял в белгородской литературе нишу военного поэта. По крайней мере, именно так считают те, кто, как и я, присутствовал при его появлении на литературном горизонте. И до сих пор существует кем-то пущенное выражение о том, что Грищенко въехал в нашу поэзию на танке. Помню, с каким пафосом читал он стихотворение «Гудит под траками земля…»
Его новая книга «Сентябрь покинутых полей» (Cтихи разных лет. Белгород, «Звонница», 2013) как раз и демонстрирует эту его военную биографию, которая явно или неявно просвечивает сквозь всё его творчество. В этой книге собраны в разных разделах стихи от самых ранних до современных. Жаль, конечно, что не проставлены годы написания, хотя бы в разделах, чтобы ориентироваться в поэтическо-биографической хронологии. Но вдумчивый читатель при желании почувствует дыхание времени в стихах автора.
Я, например, обратил внимание на очень часто встречаемый в книге образ дороги. Два из разделов так и названы: «Время дороги» и «Обратная дорога». И название книги не зря звучит как грусть о покинутых полях. Автору пришлось в своё время на этих полях поработать, но «предощущение дороги» (стр. 272) позвало его в дальние края.
Так началась его военная биография. Разделы «Солдатская тетрадь» и «Балтийская тетрадь», «Монологи старого солдата» дают представление об этом, сформировавшем его мировоззрение, периоде жизни. Его гражданский взгляд на все события в стране и в своей жизни определяет содержание любого из его стихотворений.
Нелёгкими были эти пути. И когда он в одном из стихотворений восклицает: «Как извели меня пути» (стр. 109), это не кажется лишь поэтическим приёмом, но звучит как тоска по утраченному родству с родной деревней, которая оказалась никому не нужной. В разделе «Времена года» особенно чувствуется эта тоска: «В суматохе исчезнувших дней / Нам уже ничего не осталось» (стр. 297).
И вот уже дают знать о себе прожитые годы. Время обретения веры и покоя вызывает к жизни новые темы, в которых поэт старается осмыслить пройденный путь и расставить нужные ориентиры, чтобы новое поколение, читая стихи много повидавшего в жизни человека, могло избежать тех соблазнов, которые когда-то увлекали автора. И теперь он может смело говорить о том, что «…лунный свет уходит в бесконечность, / И мы с тобой уходим по нему…» (стр. 108). Он верит, что его «Душа останется в просторе…» (стр. 253).
Поэзия Николая Грищенко зрима и вещественна. Даже в его маленьких стихотворениях всегда присутствуют детали, говорящие о неравнодушном взгляде, о знании предмета, о котором он пишет. Тем, кто будет читать книгу, не придётся решать кроссворды и головоломки из метафор. Но читатель, тонко чувствующий природу и жизнь русской глубинки, особенности армейских реалий, найдёт для себя много интересного и близкого.
В жизни Николая Грищенко был эпизод, многое значивший для его последующего поиска истины, смысла жизни. Он в буквальном смысле въехал на танке в бурлящую Чехословакию 1968 года, выполняя приказ командования. Но то, что он видел своими глазами, заронило сомнение в армейской службе, и в конце концов он её оставил, окончив Литературный институт и став свободным поэтом. Одно из стихотворений о том давнем путешествии в Чехословакию мне хочется привести почти полностью, чтобы проиллюстрировать, как это ощущал молодой воин-поэт:
Посредине Европы - привал,
Запах лета и гари бензинной…
Нам тушёнку сержант выдавал
И по три боевых магазина…
У обочин устало с ветвей
Обвисали тяжёлые груши
И манили, манили к себе,
Изводили нам душу…
Но не тронули мы ни одной,
А девица в юбчонке кричала:
«Уходите, солдаты, домой…»
Мы же слушали и молчали…
Но потом появился старик,
Невысокий, с руками в мозолях,
И затих захлебнувшийся крик
У него на ладони.
А потом он с дороги сошёл
И потряс онемевшие груши
И раздал их нам все, и увёл
Ту девицу, орущую… (стр. 83)
Именно после этих событий Николай Грищенко и пустился в обратную дорогу, обретая по пути опыт и неся потери, наблюдая за разрушением своей деревни, а потом и страны, которую защищал. Тракторист в родном селе, солдат, офицер в Советской армии, поэт, журналист, чиновник - вот дорога туда и обратно, которую пришлось осилить поэту.
И книга «Сентябрь покинутых полей», о которой идёт речь, хорошо иллюстрирует дорогу автора, которая продолжается и ныне. Отчёт же о новом, нынешнем отрезке дороги, надеюсь, мы прочтём уже в следующей книге. Пусть эта дорога будет светлой…
- Комментировать
- 2325 просмотров
Комментарии
4 года 23 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 23 нед. назад
4 года 24 нед. назад