Надо менять систему оценки качества знаний и больше внимания уделять обучению будущих учителей
Как объективно оценить качество образования, которое получают наши дети? Какими «инструментами» измерить знания, умения и навыки, успешность в профессии и взрослой жизни? Какова задача учителя: пересказать то, что ты знаешь сам, или научить детей постоянному процессу самообразования? Ответы на эти непростые вопросы современной жизни искали приехавшие из многих регионов Центрального федерального округа участники экспертно-аналитического семинара «Общественное обсуждение современной модели и инструментария осуществления процедур аккредитации образовательного учреждения. Экспертиза информационной системы, обеспечивающей проведение маркетинговых процедур оценки качества основного общего образования».
Разные показатели
- Общественности не всё равно, как происходит оценка качества образования. Но, к сожалению, нам приходится фиксировать, что показатели, по которым оценивают детей в школе, и показатели, по которым оценивается их успешность в жизни, - это совершенно разные вещи, - таково мнение заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Романа Селюкова. - Поэтому в 2004 года главной проблемой всех изменений в системе образования стала смена содержания образования и смена инструментов его оценки. Что важнее: сто баллов за ЕГЭ или ответственность школы за то, что происходит с выпускником через десять, пятнадцать лет, насколько успешно он себя реализует в жизни. Новые федеральные образовательные стандарты как раз предусматривают ответственность учебного заведения за разные результаты: умение детей видеть проблему, находить способы её решения и многие другие.
К такому повороту в образовательном процессе готовы не все педагоги. Проблема здесь ещё и в том, отмечали выступающие, что в каждом регионе разработаны свои критерии оценки качества образования А они должны быть едины для всей России и понятны и педагогам, и родителям, и самим ученикам. В то же время многие региональные программы, направленные на модернизацию системы образования, с благословения Министерства образования и науки внедряются в других городах и областях страны.
- В Белгородской области уже давно сделали ставку на то, чтобы система оценки качества образования технологически мощно оснащалась, - отметил Роман Селюков. - Но остаётся вопрос: что этими инструментами измерять? Если мы начнём оценивать только знания и навыки, дети просто начнут заучивать учебники, ориентируясь на сдачу тестов ЕГЭ…
- Система оценки качества - это то, ради чего, собственно, и происходит модернизация системы образования, - согласился с Романом Селюковым начальник департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области Юрий Коврижных. - В 2008 году мы создали автоматизированную информационную систему - электронный мониторинг, с помощью которого осуществляется рейтингование образовательных учреждений, контроль за организацией проведения государственной итоговой аттестации и аттестации педагогов. Рейтингование позволяет не только определить лучшие школы, но и оказать им существенную материальную поддержку. Например, в 2010 году для поощрения ста лучших школ выделено около 54 миллионов рублей, в 2011-м - уже 87,5 миллиона. Создано электронное портфолио достижений и педагогов, и детей.
В школе, дома и на улице
Очень важный элемент новых федеральных образовательных стандартов, отметил Юрий Коврижных, - это создание системы оценки внеучебных достижений учеников. Для их оценки даже создан банк контрольно-измерительных материалов. С одарёнными детьми работают преподаватели ведущих вузов региона, в Белгородской области создано семь центров для одарённой молодёжи, работают четыре школы старшей ступени. Более пяти тысяч школьников включены в банк данных одарённых детей по различным номинациям…
То, что в Белгородской области в сфере модернизации образования предпринимаются меры достаточно эффективные, отмечали многие эксперты. Однако специалисты Института проблем образовательной политики «Эврика» предлагают идти ещё дальше.
Работать и учить по-старому уже невозможно, говорят эксперты. Практически у всех детей есть мобильные телефоны, в том числе и с выходим в Интернет, у многих - планшеты или беспроводные нетбуки… Но что ребятня делает на переменах? Сидит в социальных сетях или играет в компьютерные игры. А все эти средства информатизации должны участвовать в образовательном процессе. И именно учителю выпадает нелёгкая миссия научить, переубедить, а иногда и заставить школьника использовать все эти электронные приспособления в целях образования.
- И не только в школе, - уточнил Роман Селюков. - Но и после школы! Это означает отмену абсолютного доминирования классно-урочной системы. То есть, учиться можно будет в любом месте и в любое время. На первом этапе главное - переломить в сознании детей и взрослых мысль, что компьютеры, телефоны и Интернет - это что-то для организации свободного времени. Система использования электронной среды в образовательном пространстве пока только апробируется, из Белгородской области в этой апробации участвуют десять школ, причём ваши учителя - самые активные участники этого процесса, они задают много вопросов, указывают на какие-то неудобства, подсказывают и советуют, как сделать лучше. С 1 сентября мы планируем включить в апробацию больше школ.
Педагог должен быть не транслятором знаний, а сотрудником, старшим товарищем для ученика. А для этого надо в корне менять систему подготовки будущих учителей. Не секрет, что многие из них, едва придя работать в школу, вынуждены переучиваться на курсах повышения квалификации. Так быть не должно. И это проблема не только самих учителей.
К слову, на брифинге Юрий Коврижных озвучил информацию о том, что в Белгороде скоро вновь откроют педагогический институт, где будут возрождены все традиции подготовки именно педагогов, потерянные после реорганизации пединститутов в университеты и академии. В составе какого вуза он будет работать, пока не определено, но главное, что шаг в сторону улучшения качества образования самих учителей уже сделан.
- Комментировать
- 2049 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад