Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Учиться можно везде

Надо менять систему оценки качества знаний и больше внимания уделять обучению будущих учителей

Учиться можно вездеКак объективно оценить качество образования, которое получают наши дети? Какими «инструментами» измерить знания, умения и навыки, успешность в профессии и взрослой жизни? Какова задача учителя: пересказать то, что ты знаешь сам, или научить детей постоянному процессу самообразования? Ответы на эти непростые вопросы современной жизни искали приехавшие из многих регионов Центрального федерального округа участники экспертно-аналитического семинара «Общественное обсуждение современной модели и инструментария осуществления процедур аккредитации образовательного учреждения. Экспертиза информационной системы, обеспечивающей проведение маркетинговых процедур оценки качества основного общего образования».

Разные показатели

- Общественности не всё равно, как происходит оценка качества образования. Но, к сожалению, нам приходится фиксировать, что показатели, по которым оценивают детей в школе, и показатели, по которым оценивается их успешность в жизни, - это совершенно разные вещи, - таково мнение заместителя директора Института проблем образовательной политики «Эврика» Романа Селюкова. - Поэтому в 2004 года главной проблемой всех изменений в системе образования стала смена содержания образования и смена инструментов его оценки. Что важнее: сто баллов за ЕГЭ или ответственность школы за то, что происходит с выпускником через десять, пятнадцать лет, насколько успешно он себя реализует в жизни. Новые федеральные образовательные стандарты как раз предусматривают ответственность учебного заведения за разные результаты: умение детей видеть проблему, находить способы её решения и многие другие.

К такому повороту в образовательном процессе готовы не все педагоги. Проблема здесь ещё и в том, отмечали выступающие, что в каждом регионе разработаны свои критерии оценки качества образования А они должны быть едины для всей России и понятны и педагогам, и родителям, и самим ученикам. В то же время многие региональные программы, направленные на модернизацию системы образования, с благословения Министерства образования и науки внедряются в других городах и областях страны.
- В Белгородской области уже давно сделали ставку на то, чтобы система оценки качества образования технологически мощно оснащалась, - отметил Роман Селюков. - Но остаётся вопрос: что этими инструментами измерять? Если мы начнём оценивать только знания и навыки, дети просто начнут заучивать учебники, ориентируясь на сдачу тестов ЕГЭ…

- Система оценки качества - это то, ради чего, собственно, и происходит модернизация системы образования, - согласился с Романом Селюковым начальник департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области Юрий Коврижных. - В 2008 году мы создали автоматизированную информационную систему - электронный мониторинг, с помощью которого осуществляется рейтингование образовательных учреждений, контроль за организацией проведения государственной итоговой аттестации и аттестации педагогов. Рейтингование позволяет не только определить лучшие школы, но и оказать им существенную материальную поддержку. Например, в 2010 году для поощрения ста лучших школ выделено около 54 миллионов рублей, в 2011-м - уже 87,5 миллиона. Создано электронное портфолио достижений и педагогов, и детей.

В школе, дома и на улице

Очень важный элемент новых федеральных образовательных стандартов, отметил Юрий Коврижных, - это создание системы оценки внеучебных достижений учеников. Для их оценки даже создан банк контрольно-измерительных материалов. С одарёнными детьми работают преподаватели ведущих вузов региона, в Белгородской области создано семь центров для одарённой молодёжи, работают четыре школы старшей ступени. Более пяти тысяч школьников включены в банк данных одарённых детей по различным номинациям…

То, что в Белгородской области в сфере модернизации образования предпринимаются меры достаточно эффективные, отмечали многие эксперты. Однако специалисты Института проблем образовательной политики «Эврика» предлагают идти ещё дальше.
Работать и учить по-старому уже невозможно, говорят эксперты. Практически у всех детей есть мобильные телефоны, в том числе и с выходим в Интернет, у многих - планшеты или беспроводные нетбуки… Но что ребятня делает на переменах? Сидит в социальных сетях или играет в компьютерные игры. А все эти средства информатизации должны участвовать в образовательном процессе. И именно учителю выпадает нелёгкая миссия научить, переубедить, а иногда и заставить школьника использовать все эти электронные приспособления в целях образования.

- И не только в школе, - уточнил Роман Селюков. - Но и после школы! Это означает отмену абсолютного доминирования классно-урочной системы. То есть, учиться можно будет в любом месте и в любое время. На первом этапе главное - переломить в сознании детей и взрослых мысль, что компьютеры, телефоны и Интернет - это что-то для организации свободного времени. Система использования электронной среды в образовательном пространстве пока только апробируется, из Белгородской области в этой апробации участвуют десять школ, причём ваши учителя - самые активные участники этого процесса, они задают много вопросов, указывают на какие-то неудобства, подсказывают и советуют, как сделать лучше. С 1 сентября мы планируем включить в апробацию больше школ.

Педагог должен быть не транслятором знаний, а сотрудником, старшим товарищем для ученика. А для этого надо в корне менять систему подготовки будущих учителей. Не секрет, что многие из них, едва придя работать в школу, вынуждены переучиваться на курсах повышения квалификации. Так быть не должно. И это проблема не только самих учителей.

К слову, на брифинге Юрий Коврижных озвучил информацию о том, что в Белгороде скоро вновь откроют педагогический институт, где будут возрождены все традиции подготовки именно педагогов, потерянные после реорганизации пединститутов в университеты и академии. В составе какого вуза он будет работать, пока не определено, но главное, что шаг в сторону улучшения качества образования самих учителей уже сделан.

 

Елена МЕЛЬНИКОВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина