«Соответствующий законопроект уже находится на стадии согласования. И, скорее всего, к лету будет вынесен на рассмотрение областной Думы. Закон позволит регулировать количественный и качественный состав мигрантов с учётом местных социально-экономических условий», - пояснил начальник УФМС России по Белгородской области Сергей НЕРУБЕНКО. Наш специальный корреспондент Елена ПЕСЧАНАЯ попросила Сергея Фёдоровича рассказать о законопроекте, а также о состоянии миграционных процессов в регионе.
- Белгородчина пользуется повышенным вниманием мигрантов и в силу своей приграничности, и в силу экономической стабильности. В каких мигрантах мы сегодня нуждаемся?
- Прежде всего, в трудолюбивых и законопослушных. Не будем забывать, что именно мигранты дают нашей области, да и России в целом, прирост населения. Демографическая ситуация в стране всё ещё напряжённая. По прогнозам экспертов, в ближайшие годы продолжится сокращение трудоспособного населения. Так что без «пришельцев» нам не обойтись. Труд иностранцев сегодня востребован в строительстве, сельскохозяйственном и промышленном производстве.
- Сергей Фёдорович, а не получится ли так, что мигранты займут наши места, а местное население отправится в центры занятости?
- Подобные страхи беспочвенны прежде всего потому, что трудовые мигранты занимают те ниши, что не заняты местным населением. Региональная миграционная политика напрямую связана с социально-экономической обстановкой, ситуацией на рынке труда, программами занятости населения. Это регулируемая сфера.
- На разных уровнях говорится о том, чтобы «привязать» привлечение трудовых мигрантов к потребностям региональных экономик, сделать это привлечение цивилизованным, формировать рынок иностранного труда в странах исхода…
- …Наша область проявила и в этом вопросе инициативу. Мы создали государственное унитарное предприятие, которое стало заключать договоры с государственными центрами стран безвизового въезда, занимающимися трудоустройством иностранных граждан за рубежом. Появилась возможность приглашать к нам тех специалистов, которые нужны области. На сегодня подписаны соглашения о сотрудничестве с Узбекистаном и Киргизией, ведутся переговоры с Украиной. Налаживаем сотрудничество с Молдовой и Таджикистаном, чьи граждане охотно едут к нам на работу. Все кандидаты ещё у себя на родине проходят необходимое медицинское освидетельствование, проверку на благонадёжность, на отсутствие судимостей. Родственники кандидатов оформляют поручительские договоры на достойное поведение мигрантов, приезжающих в нашу область. Уже на этом этапе исключается возможность въезда в Россию больных или социально опасных людей. На одно заявленное рабочее место зарубежные центры присылают сведения о нескольких кандидатах, чтобы работодатель мог выбрать специалиста по своему усмотрению.
- У нас в области ведь ещё один «фильтр» создан. Это городские и районные межведомственные комиссии миграционного контроля. От них вы отдачу чувствуете?
- Ещё какую! Эти комиссии призваны на местах осуществлять «селекцию» иностранных трудовых ресурсов. По итогам прошлого года такими комиссиями согласовано привлечение тремястами тридцатью пятью юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не принявшими участие в заявочной кампании, почти двух тысяч иностранных работников. Мы стремимся к тому, чтобы мигранты у нас не шатались по улицам, не стучались в двери с вопросом: «Вам работник не нужен?», - а приезжали на конкретное рабочее место. Нарушителей у себя мы видеть не хотим. В 2011 году уже закрыт въезд на территорию Российской Федерации 1435 иностранным гражданам, ранее пребывавшим в Белгородской области и два и более раз привлекавшимся к административной ответственности.
- Но если с регулированием трудовой миграции всё и так неплохо, зачем области понадобился специальный закон?
- Изначально речь шла о концепции, но потом на уровне руководства области было принято решение о разработке закона. В нём найдёт отражение системный подход к решению миграционных проблем, будут учтены опыт и недостатки правоприменительной практики. По нашему замыслу закон о миграции должен аккумулировать нормы, которые сегодня прописаны в областных постановлениях и решениях. А таких документов накопилось уже около двадцати.
- Сергей Фёдорович, а патентная система у нас прижилась?
- Я бы сказал - приживается. Новшеству ещё года нет. Мигранты оформляют патенты на работу у физлиц достаточно активно. Только в первые месяцы года уже оформлено более тысячи. Патент мигранту обходится в одну тысячу рублей в месяц. Его можно продлевать до года, даже не появляясь в миграционной службе. Основанием продления служит банковская квитанция. Удобно? Удобно. Мы проанализировали ситуацию с выдачей разрешений и патентов. В 2010 году их в совокупности было оформлено около шести тысяч. Разрешений на работу меньше выдаваться не стало. Значит, патенты берут те, кто раньше «сидел в подполье». То есть идёт легализация.
- А жалоб со стороны мигрантов на то, что патенты слишком дороги, не поступает?
- Мне, по крайней мере, об этом не докладывали. А насчёт дороговизны... Мигранты ведь могут сопоставить стоимость патента и сумму штрафа, который они заплатят, будучи пойманными при проверке, а также оценить последствия административного выдворения.
- Если уж мы заговорили об административном выдворении, то когда всё-таки решится вопрос с Центром временного содержания иностранцев?
- Пока что иностранные граждане, подлежащие административному выдворению или депортации по решениям судов, содержатся в приёмнике-распределителе ОВД по городу Валуйки и Валуйскому району. Но вопрос, кажется, сдвинулся с мёртвой точки. Сейчас для этих целей оснащается здание. Этот аспект работы с мигрантами находится в компетенции службы судебных приставов.
- Подавляющее число трудовых мигрантов, оседающих на территории области, - это граждане Украины. Без постановки на миграционный учёт они могут находиться у нас до 90 суток. Нелегально работать, скрываться, то есть наносить нашей казне прямой экономический ущерб. Вас такая либерализация миграционных процессов не смущает?
- Ещё как смущает. Практически все украинцы в своих миграционных картах указывают цель приезда как «частную». По действующему законодательству мы не имеем права запрашивать конкретную цель приезда. Они этим и пользуются. По истечении трёх месяцев гражданину Украины ничего не стоит сесть в электричку и пересечь границу, а потом снова въехать в Россию вновь с «частной» целью. Я очень сомневаюсь, что они гостят у своих родственников или знакомых по три месяца. Это ж какими терпеливыми родственниками надо быть! С начала года мы вдвое увеличили число сотрудников, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Активизировали проверочные мероприятия. Но бороться с нелегалами сложно, пока есть такие законодательные пробелы.
- Сергей Фёдорович, как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю миграционную обстановку в регионе?
- Как стабильную. Если говорить о миграционных потоках, они особо не увеличились. В 2010 году через границу РФ в Белгородской области пропущено 719 тысяч иностранцев и лиц без гражданства, из них 98 процентов составили украинцы. В области постоянно проживают около 5 тысяч иностранных граждан, в числе которых доминируют граждане Украины, Узбекистана и Молдовы. 94 процента иностранцев прибывают в Белгородскую область с частной целью. Доля мигрантов на региональном рынке труда составляет 0,7 процента.
- 1972 просмотра
Отправить комментарий