Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Как марионетки «Медведя» разыграли

Впервые в Белгороде представили спектакль - лауреат «Золотой Маски»

Искусство марионетки, конечно, самое сложное в театре кукол. Но никогда не предполагала, что кукле, пусть и в руках мастера, подвластно так тонко и точно воплотить чеховский «скрытый» психологизм. Не каждому драматическому актёру это удаётся. Речь о спектакле «Медведь» - совместном проекте Костромского областного театра кукол и Творческого объединения "КультПроект". Одноимённую пьесу Антона Павловича Чехова инсценировал, поставил и музыкально оформил заслуженный деятель искусств России Владимир Бирюков. В 2011-м «Медведь» стал лауреатом Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска». И теперь он поразил белгородских зрителей. В рамках гастролей - с 13 по 16 ноября - костромские артисты представили «Сказки дедушки Крылова» Михаила Логинова и... «Медведя».

Спектакль фантошей

Фантоши - с французского марионетки. Именно они и разыграли шутку в одном действии. Вернее, с их помощью кукловоды Татьяна Булдакова (Елена Ивановна Попова), Сергей Рябинин (Смирнов), Дмитрий Смирнов (Лука) воплотили для белгородских театралов чеховский, особый, водевиль. Он, как и полагается, комедийный, лёгкий, но вместе с тем сосредотачивается на серьёзных вопросах человеческого бытия.

В камерном пространстве Малой сцены - круг. На нём - деревянные стены русской усадьбы, какой она была в веке XIX, и прудик с былинками камышика (художник Виктор Никоненко). Здесь и будет динамично развиваться театральное действие «Медведя» - истории помещицы, которая со смертью своего мужа словно бы перестала жить, но неожиданно повстречала мужчину, которому так же, как и ей, знакома боль одиночества...

Спектакль невероятно продуманный, виртуозно воплощённый и сыгранный. Его можно сравнить с редким драгоценным камнем. Его создателей - с искусными ювелирами, которые явили его нам во всём великолепии. А внутри этой филигранной огранки - доподлинная чеховская драматургия. Она возникает из гармонии между искусной игрой кукловодов и записанными голосами, узнаваемыми от того, что принадлежат знаменитым актёрам: народный артист России Сергей Гармаш озвучил Смирнова, Оксана Мысина - Елену Ивановну, заслуженный артист России Камиль Тукаев - Луку (к слову, куклам переданы их портретные черты).

Скрупулёзно проработаны детали предметного и атмосферного мира (то зажужжит муха, то, когда спустится ночь, свои рулады заведут сверчки…), нюансы человеческих проявлений…

Вот лакей Лука смахивает метёлочкой паутинку с портрета почившего хозяина, с трудом опускается он на колени, чтобы разжечь огонь в камельке, а после исчезает в глубине дома, шаркая старческими ногами в маленьких сапожках... Вот то содрогается от смеха, то дрожит от негодования кукольное тельце хозяина соседнего поместья - отставного поручика артиллерии Григория Смирнова, который приехал к Поповой получить свои деньги. И так забавно бьётся он в захлопнувшиеся перед его носом двери. И храпит. Не знаю, храпят ли медведи, но если да, то именно так…

Вот «вдовушка c ямочками на щеках» Елена Ивановна Попова. С каким шармом на французский манер она произносит «Николяяя». С каким трепетом, благоговением обращается к портрету, касаясь его крохотными ручками. И как скрывает от переполняющих чувств своё кукольное лицо за веером.

В начале помещица предстаёт в чёрном домино, как улитка со своей раковиной, сроднившаяся с креслом-каталкой. Часами не сводит она своего взгляда с портрета покойного супруга. И по временам ей кажется, что он оживает. Является его дух и манит её всё дальше и дальше в анфиладу комнат. Атмосферу их бесконечности, некой зазеркальности поддерживают чуть треплющиеся огоньки в канделябрах, множащиеся в стёклышках дверей. Тем она и счастлива. Так по ту сторону зеркал и существует. И только верный Лука иногда прерывает эти её грёзы, но разрушить склеп, в котором помещица погребла заживо себя да и всех обитателей дома, бессилен.

Однажды оживёт дверной колокольчик - и пожалует Смирнов. Несколько их словесных перепалок - и она снимет многолетний траур, предстанет в белом платье, в юбке с турнюром, с веером. Станет понятно - за её таинственным, поэтичным образом сокрыто одиночество. Как сокрыто оно и за внешней грубостью, толстокожестью, несдержанностью Смирнова, медведя, как она его называет. И стоит им только почувствовать своё родство, стоит только поверить в то, что они могут друг друга спасти - как герои обретут своё счастье на двоих. Объяснятся, застынут в объятиях - и все сковывающие их ранее призраки отступят. Останутся лишь они и огоньки на ровной глади пруда.

- Сложность этого спектакля - в ограничениях, - комментирует «Медведя» кукловод Татьяна Булдакова. - Я имею в виду рамки, которые предполагает фонограмма. Существование наших героев выверено до секунд, мы не можем себе позволить более длинную или короткую оценку - вздох, крик, паузу, - чем те, что заложены в ней. Но это не кино и не радио-спектакль, зафиксированный единожды. Это живой, всякий раз новый спектакль. И здесь многое зависит от артистов-кукловодов, передающих свою энергию кукле, наполняющих её жизнью.

Первый «золотомасочник»

Спектаклей самой престижной театральной премии России в Белгороде никогда прежде не представляли. Как удалось заполучить «Медведя»? Закономерный вопрос я адресовала художественному руководителю Белгородского государственного театра кукол Наталье Репиной.

- Мы давно знакомы с режиссёром спектакля Владимиром Бирюковым. С 2004-го. Тогда я ещё работала в Театре актёра и кукол Республики Саха (Якутия), и мы привозили свою постановку на «Золотую Маску», а он из Пензы - свою. С тех пор наблюдаю за его творчеством. Через четыре года в Санкт-Петербурге я познакомилась с директором костромского театра кукол Людмилой Шаровой. И вот на фестивале в Сербии, где мы представляли «Аистёнка и пугало», а они - «Медведя», договорились об их гастролях в наш город.

- Наталья Мефодиевна, забудем на минуту, что ваша профессия - театр, обратимся к вам как к зрителю, пусть и необычному, чем поразил костромской спектакль?

- Прежде всего, формой. «Медведь» - первый опыт, когда актёрская игра совмещена с записанным голосом. Марионетка - самая сложная кукла. А тем более трюковая… Попробуйте так гармонично соотнести управление ею и звучащий голос. Привлекает и тот факт, что голоса эти принадлежат знаменитым актёрам.

Я видела спектакль трижды. И по-разному играют актёры, и по-разному звучит кукла. Звучит как образ. Очевидно - спектакль набирает силу.

- Обменные гастроли с Томским областным театром куклы и актёра «Скоморох» имени Романа Виндермана, I Международный фестиваль театров кукол «Шомбай-fest» в Казани, I Межрегиональный фестиваль театров кукол «Золотое колечко» во Владимире, теперь гастроли Костромского областного театра кукол… Столько событий произошло с начала сезона. Благодаря чему стала возможна такая насыщенная гастрольная деятельность?

- Наши гости и наши путешествия возможны благодаря программе обменных гастролей российских театров «Траектория». Идея принадлежит творческому объединению «Культ-Проект» и воплощается при поддержке Министерства культуры России. Помимо этого нас поддерживают местные власти. В Белгородской области основан Фонд содействия театральному искусству и развитию детского театрального творчества. Он создан по инициативе главы региона Евгения Савченко и при участии представителей бизнес-сообщества и духовенства. Попечительский совет фонда содействовал нашим летним гастролям по районам и городским округам Белогорья. (К слову, и тому, чтобы свой волшебный сундучок перед воспитанниками детских домов Прохоровки, Северного и Белгорода распахнула Ольга Беленкова. В мае актриса старейшего Государственного академического центрального театра кукол имени
С.В. Образцова представила ребятам камерный спектакль «Принцесса на горошине» по мотивам одноимённой сказки Ганса Христиана Андерсена. - Е.Ш.).

Теперь Фонд организовывает гастрольный тур-фестиваль «Под благодатною звездою». В его рамках на сцене БГТК выступят одни из лучших коллективов из России, Украины, Белоруссии… И первая постановка - спектакль-притча «Дорога в Вифлеем» Донецкого академического областного театра кукол. Я видела его на фестивале в Виннице - поверьте, он потрясающий.

Так сегодня возрождают гастрольную политику и делают доступными для наших зрителей самые лучшие спектакли страны.

 

Екатерина ШАРОНОВА. Фото Михаила МАЛЫХИНА

 #

Спектакль МЕДВЕДЬ - исправление неточности

Спасибо за исправление и внесение точной информации в текст статьи. Творческое объединение КультПроект.

 
 #

Неверные сведения о спектакле "Медведь"

В статье - ошибка! Спектакль "Медведь" - это совместая постановка Костромского театра кукол и Творческого объединения КультПроект. Об этом есть и на сайте "Золотой маски" http://www.goldenmask.ru/spect.php?id=686
и на сайте Белгородского театра кукол http://bgtk.org/ru/
Поправьте, пожалуйста.

 

Новости

27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина
15.11 12 белгородских школьников победили во всероссийском конкурсе «Большая перемена»
12.11 В Алексеевке Белгородской области реконструируют памятник Даниилу Бокареву
12.11 В Красногвардейском районе отремонтируют ещё одну школу
08.11 Жительница посёлка Новосадового Белгородского района Анна Трегубенко отметила 95-летие
08.11 Новооскольский военно-патриотический клуб «Гранит» взял третье место на областных соревнованиях курсантов
02.11 Вейделевский школьник Андрей Евдокимов стал победителем Всероссийской олимпиады по краеведению