У исторических зданий появился шанс на то, что процесс их реставрации пойдёт быстрее
Довольно печальное зрелище представляют собой несколько архитектурных памятников XIX века в Белгороде, которые годами ждут своей реставрации. Усадьбы судьи Курчанинова, графини Ластовской, купца Бабенкова и другие - в трещинах и с выбитыми стёклами, невыгодно контрастируют на фоне ухоженного города с новостройками. Но теперь у исторических зданий Белгорода и области появился шанс на то, что процесс их реставрации ускорится.
60 миллионов за порчу
7 августа 2013 года вступил в силу Федеральный закон
№ 96-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Теперь за уничтожение или повреждение объекта культурного наследия юридическое лицо заплатит максимальный штраф 60 миллионов рублей. Штрафы за нарушения требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия составят сумму от 200 тысяч до 20 миллионов рублей.
Закон предусматривает не только штрафы, но и дисквалификацию должностных лиц, виновных в его нарушении, - они могут лишиться права занимать руководящие посты сроком до трёх лет. И что самое важное - изменения в КоАП полностью исключили дифференциацию ответственности в зависимости от категории памятников, будь то объекты федерального или регионального значения.
К слову, все наши региональные и местные архитектурные памятники до 7 августа защищал закон «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области». Наказание за его нарушение влекло штраф на граждан в размере 3500
рублей, на должностных лиц - 5 тысяч, а на юридических - 30 тысяч рублей.
Безобразий больше не будет
Судя по всему, региональный закон теперь утратит силу, а новый федеральный заставит и предпринимателей, и региональные власти, и муниципалитеты шевелиться в деле сохранения объектов культурного наследия. По крайней мере, на это надеются специалисты отдела государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия и ресурсного обеспечения управления культуры Белгородской области.
- Прежде собственники зданий могли творить с ними безобразия, - говорит начальник отдела Владислав Потехин. - Три с половиной тысячи
рублей штрафа никого не пугали. Юридическое лицо мы могли оштрафовать максимум на 30 тысяч рублей, а уголовная статья за порчу памятников вообще не работала. А теперь наказывать по максимуму - в компетенции судов.
- Как думаете, не отпугнёт ли новый жёсткий закон потенциальных инвесторов, которые и без того не очень хотят браться за подобные проекты? - спрашиваю Владислава Геннадьевича.
- Крупного - не отпугнёт, а рядового предпринимателя, возможно, и насторожит, если он не уверен в своих силах. Но закон теперь и нам добавляет работы: мы сами должны провести расследование и только потом обращаться в суд.
Ищут применение
Какая же судьба ждёт конкретные памятники архитектуры Белгорода и области? Даст ли новый закон шанс многострадальным усадьбе и канцелярии мирового судьи Курчанинова по улице Пушкина, дому купца Бабенкова по проспекту Славы, усадьбе графини Ластовской на Кошарах, усадьбе Ковалевского в селе Ютановка Волоконовского района и другим историческим зданиям? Помнится, ещё два года назад городские власти обещали, что дома Курчанинова восстановит ОАО «Домостроительная компания», но за это время усадьба пережила пожар, а восстановительные работы так и не начались.
- Мы работаем по этим зданиям, про них никто не забыл, - уверяет заместитель начальника группы по охране памятников областного управления культуры Галина Акапьева. - Компания «ДСК» не отказывается реставрировать дома Курчанинова. Если не ошибаюсь, пока что они не могут определиться, какое дальнейшее применение найти этим зданиям. Когда этот вопрос решится, тогда, вероятно, начнутся и реставрационные работы.
Заместитель начальника отдела капитального строительства ОАО «Домостроительная компания» Валерий Кременцов сообщил, что компания планирует работы по восстановлению объектов культурного наследия - зданий усадьбы мирового судьи Курчанинова. Землю муниципалитет уже предоставил, она находится в аренде у «ДСК». Сейчас готовится проект дальнейших работ, и проектировщики совместно со специалистами из управления культуры решат, какое применение получат здания.
Будут ли они реконструированы из новых материалов или реставрируют то, что есть? Загвоздка в том, что компания оценивает состояние дома как аварийное, а поэтому восстановить здание «на старых материалах» - весьма проблематично. Но, по словам Галины Акапьевой, закон не позволяет признавать объекты культурного наследия аварийными домами. И именно этот момент уберегает многие старинные постройки от сноса.
Есть вещи важнее денег
Собственника зданий по улице Пушкина, 17 и 17а понять можно. Восстановление памятника старины требует больших денежных затрат, поэтому желательно, чтобы можно было по максимуму компенсировать инвестиции при его дальнейшем использовании. Общая площадь зданий усадьбы и канцелярии небольшая, и будущая экономическая выгода вряд ли сравнится с той, какую мог при принести многоэтажный новодел, построенный на этом месте. Но опять же, закон не позволяет снести памятник архитектуры.
Но здесь сами работники отдела приводят в пример соседний по улице памятник истории и культуры - здание бывшей церковно-приходской школы, которое несколько лет назад выкупил предприниматель Николай Шатило. Он отреставрировал здание за свой счёт, использовал его под юридическую контору, а сейчас там - косметический салон.
- Восстанавливать здание было трудно и дорого, но есть вещи, которые важнее денег, - признался Николай Шатило в разговоре по телефону.
«Московского» сценария не будет?
Но не получится ли так, как вышло с усадьбой купчихи Курбатовой по улице Преображенской? Когда её на несколько лет забросили, а после нескольких пожаров экспертиза признала, что здание реконструкции уже не подлежит. Собственник здания «Сбытовая компания» снёс его, построив на этом месте свой центральный офис, фасадами напоминающий исторический памятник.
- Вряд ли теперь это возможно, - считает Галина Акапьева. - В то время с «Курбатовой» поступили по популярному тогда «московскому» сценарию. Тогда москвичи протолкнули закон о том, что ценность у здания может представлять лишь какая-то его деталь - фасад или колонна. Вот и сносили целиком, а колонну эту сохраняли. Но сейчас и в Москве эти вещи больше не делаются.
Не исполнял охранные обязательства
Как рассказали в отделе охраны памятников, дом купца Бабенкова по проспекту Славы, 44 в ближайшее время будет восстановлен. Сейчас он принадлежит трём собственникам, с которыми заключены охранные обязательства. В доме нет бомжей, его инспектируют. Предприниматели, выкупившие отдельные части дома Бабенкова, готовы начать реставрационные работы. Однако опять же у них возникла заминка с землёй, которая принадлежит муниципалитету. Когда они оформят документы на землю, реставрационные работы начнутся.
- Все эти памятники истории и культуры, условно говоря, стоят копейки, - продолжает Галина Акапьева. - Но согласования, разрешения, документация и прочее - сложный и долгий процесс. И в итоге влетает в копеечку. Но так, как произошло с усадьбой купчихи Курбатовой, - с другими историческими зданиями, уверяю, уже не будет.
Роскошная усадьба Ковалевского, которая много лет принадлежала частному предпринимателю, превратившему её в руины, как выяснилось, уже в собственности области. Суд постановил, чтобы региональные власти выкупили здание у частного собственника, не исполнявшего охранные обязательства. А отдел по охране памятников судился с собственником почти пять лет. Теперь усадьбу тоже будут реставрировать.
Не бездействуют
- Что касается усадьбы графини Ластовской, то собственником здания является НИУ «БелГУ», - рассказала Галина Акапьева. - Мы ведём переговоры с собственником, выписываем предписания. Собственник намерен снять это здание с государственной охраны, он не видит, куда его приспособить.
- Но здание продолжает разрушаться. А новый закон наказывает и за бездействие в сохранении объектов культурного наследия. Заставит ли он действовать?
- Бездействие трудно доказать. Сейчас собственник во второй раз обратился в Министерство культуры для оценки историко-культурной значимости усадьбы. В 2008 году Минкульт отказался вывести усадьбу из реестра. Как будет теперь - неизвестно.
Впрочем, позицию вуза также можно понять. Усадьба графини Ластовской пребывает в таком состоянии, что, как отмечают многие, университету было бы дешевле снести её и возвести на этом месте пятизвёздочный отель. Да и вопрос о том, подлежит ли здание восстановлению, также остаётся открытым...
В сентябре отдел по охране памятников планирует собрать всех собственников исторических зданий, требующих реставрации, чтобы обсудить дальнейшие шаги по их сохранению и восстановлению. В том числе и для того, чтобы разъяснить им положения нового закона.
- Мы надеемся, что федеральный закон поставит охрану образцов исторического и культурного наследия на один уровень с остальными приоритетами в стране, - говорит Галина Акапьева.
P.S. Когда эта статья уже была готова к печати, дом купца Бабенкова, исторический памятник XIX века, расположенный в Белгороде по проспекту Славы, 44, пережил очередной пожар…
Мнение эксперта
Алексей КУЗЬМЕНКО,
архитектор ООО «СтройПроект»:
- Для крупной компании, которая, к примеру, хочет уничтожить историческое здание в центре города, штраф в несколько миллионов рублей - это не деньги. Она спокойно может выплатить штраф и построить на этом месте элитную многоэтажку. Однако дисквалификация может оказаться вполне действенной мерой для того, чтобы не допускать подобного. Закон может работать в том случае, если его инициировали профессионалы. Тогда есть шанс, что поправки не превратятся лишь в популистские меры.
Справка «Белгородских известий»
В Белгородской области зарегистрирован 2171 объект культурного наследия. Из них на территории Белгорода расположены: 72 памятника регионального значения; 3 - федерального значения; 4 - местного значения. В Белгородской области профессионально защищают памятники 13 сотрудников управления культуры.
- Комментировать
- 3382 просмотра
Для сравнения, как относятся
Для сравнения, как относятся к "старью" в Европе:
http://shadrapa.livejournal.com/81699.html