Андрей Скоч приехал в редакцию «Белгородских известий» после грандиозной благотворительной акции «Родительский рекорд». На Соборной площади Белгорода 30 апреля он вручил две премии от своего фонда «Поколение» - по 2,5 миллиона рублей самым многодетным родителям области и передал в дар 227 автомобилей «ВАЗ-2107» семьям, в которых воспитывается не менее пяти детей. Кстати, это не первая «автомобильная» акция Андрея Скоча: ранее он обеспечил «Ладами» всех ветеранов Великой Отечественной войны, стоявших в очереди на машину, а затем снабдил служебным транспортом участковых инспекторов и центры общей врачебной практики Белгородчины - это свыше 2500 единиц транспорта.
За пятнадцать лет существования фонд «Поколение» потратил на благотворительность более 150 миллионов долларов. На средства фонда в Белгородской области построены три современных медицинских центра, где ветераны войны и дети из малообеспеченных семей лечатся бесплатно; закуплено оборудование для школ и больниц; выплачиваются стипендии лучшим студентам; созданы творческая лаборатория «Новое поколение» для одарённой молодёжи и военно-патриотическое объединение подростковых клубов всех районов области. Но главной заботой фонда «Поколение» все эти годы оставалась помощь больным детям и спасение людей в тяжёлых жизненных ситуациях. Существует твёрдое правило, установленное Андреем Скочем: все жители Белгородской области, кому необходима операция на сердце, получают помощь безотлагательно. Только с лечением за границей помогли сотням людей. Многие проекты фонда «Поколение» получили известность не только в России, но и в мире. Более десяти лет существует премия для молодых писателей «Дебют»; премией «Здоровое детство» награждают лучших детских врачей, премиями имени Бакулева и Бураковского - ведущих специалистов в области сердечно-сосудистой хирургии. А в прошлом году фонд поднял из руин русское кладбище в Порт-Артуре, где похоронены больше двадцати тысяч наших соотечественников.
Андрей Скоч сел на наш «гостевой диван», попросил «чего-нибудь попить», - угостили чаем - и началась беседа.
- Андрей Владимирович, что вы чувствовали на Соборной площади 30 апреля, когда дарили многодетным семьям автомобили?
- Я о многом думал. Каждый человек периодически рассуждает на тему: а для чего я вообще живу, какой смысл в моём появлении на свет? Иногда люди находят ответ сами для себя, иногда нет.
- Вы нашли?
- Я не могу сказать, что на сто процентов, но в таких ситуациях, как 30 апреля, у меня не возникает сомнения, для чего я появился на белый свет, в чём смысл моего здесь нахождения.
- А в чём этот смысл заключается?
- Эта истина проста: человек может почувствовать себя по-настоящему удовлетворённым, когда он что-то отдаёт, имеет потребность поделиться душевным теплом. Необязательно, чтобы это выражалось в какой-то материальной форме, каким-то подарком. Иногда просто добрый совет или благодарное слово имеют не меньшее значение. Именно в моменты, когда ты частицу своей доброй энергии, частицу души даришь другому человеку, возникает это чувство. Благодарность человеческая, невидимая глазу, возвращается энергией, которую ощущает душа.
- Вы в церковь ходите?
- В одиночестве - нет. Первый раз испытал внутреннюю потребность пойти в церковь в конце прошлого года и съездил в монастырь в Дивеево. Я побыл там сутки, пообщался с настоятельницей, окунулся в купель и очень интересно поговорил с людьми, которых встретил в обители.
- У вас много детей?
- Восемь: от трёх лет до шестнадцати.
- Наверняка вы задумывались над их будущим: кем станут, в какой стране будут жить?
- Я хочу дать им возможность выбирать самим. Хочу, чтобы они чувствовали весь мир своим домом. А куда прикладывать свои интеллектуальные усилия, во благо какому обществу служить, - конечно, вижу в этом качестве только Россию. Я хочу, чтобы они здесь реализовали свой творческий, человеческий, профессиональный потенциал.
- В отличие от известных состоятельных людей, которые покупают яхты и футбольные клубы, вы тратите огромные суммы на благотворительность. Между тем, более 60 процентов молодых людей, судя по социологическим опросам, готовы ради карьеры и материальных благ переступить через все нравственные и моральные нормы. Лично вас не пугает такая статистика?
- Нет. Я думаю, это просто неглубокий социологический опрос. Это спонтанный ответ молодого человека, который ещё не понимает, что для него хорошо, а что плохо, что важно, а что нет, который видит на телеэкране и в журналах успешных людей, начинает им завидовать, и ему кажется, что он готов душу продать дьяволу, лишь бы получить материальные блага… Но если тот же молодой человек окажется в ситуации реального выбора, наступит «момент истины», из этих шестидесяти процентов останутся какие-то считанные единицы.
- Может, я ошибаюсь, но трудно быть в ладу с совестью, занимаясь политикой…
- Наверное, это прозвучит странно, но политикой в её привычном понимании, борьбой за власть, я не занимаюсь. Скажу больше, власть как таковая меня вообще не интересует. В 1999 году я первый раз пошёл на выборы, а спустя 12 лет осознаю, что главным двигателем всё-таки было чувство простого человеческого любопытства. К тому времени я долго и успешно занимался бизнесом, был заместителем генерального директора Лебединского ГОКа. Материальный достаток, детей полон дом, но внутри искал чего-то нового для себя. Наверное, такое зерно зародилось, потому что уже три года существовал фонд «Поколение», и бизнес со временем перестал меня интересовать. Все активы, которые были созданы к этому времени, я передал отцу, а управление доверил своему другу Алишеру Бурхановичу Усманову (Усманов - гендиректор ООО «Газпроминвестхолдинг» - дочерней компании «Газпрома» и совладелец крупнейших металлургических предприятий: Михайловского и Лебединского горно-обогатительных комбинатов, «Уральской стали», Оскольского электрометаллургического комбината, сведённых в холдинг «Металлоинвест». - В.А.). С тех пор моя жизнь заключается в законотворчестве и фонде «Поколение». Я этим живу, мне это интересно. Вот с моей помощью закреплены льготы по внеконкурсному поступлению в вузы для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; молодым матерям, чьи мужья служат в армии, продлено время выплаты пособия до полутора лет; тысячи ребят получили возможность получать образование дистанционно, ипотека заработала и молодые семьи могут жить в своём доме уже сейчас, а не перед пенсией. Недавно внёс законопроект о жилье для ветеранов войны, чтобы размер площади их жилья был не меньше, чем у чиновников: не менее 15 квадратных метров на члена семьи. Борюсь за законопроект «О детях войны», хочу добиться специального статуса для этой категории, для тех, кто пострадал в военное лихолетье. Я приезжаю в область и вижу благодарных людей, чувствую энергию, которая питает меня жизненной силой, и считаю это самым важным в жизни. Депутатская работа даёт ни с чем не сравнимое чувство удовлетворения, когда удаётся кому-то реально помочь.
- Андрей Владимирович, 1 марта 2000 года «Белгородские известия» напечатали ваше первое интервью в статусе депутата Госдумы. Напомню ваше первое впечатление от работы в парламенте: «Я чувствую себя уверенно и спокойно. К моему большому удовольствию, большинство депутатов - деловые люди, то есть те, кто может продуктивно думать и продуктивно действовать. В основном, это вновь избранные парламентарии. А вот многие из тех, кто работает в Думе не первый срок, на мой взгляд, далеки от проблем своих избирателей. Многие погрязли во внутренних интригах, в борьбе за власть». Что-то изменилось за десять лет?
- Тогда, десять лет назад, парламент был совершенно другой. Тогда значение имела личность, а сейчас всё зависит от партий. С одной стороны - интриг и лоббистских устремлений стало меньше. С другой - парламент сильно заорганизован, инициатива одного депутата буквально растворяется в формальных мероприятиях. Когда изменилась избирательная система, и определяющее значение стала иметь партийная принадлежность, я выбрал «Единую Россию». Действовал простым методом исключения. В других партиях я не увидел каких-то перспектив, способности что-либо создавать. А критиковать умеет каждый.
- Намерены снова баллотироваться в Госдуму?
- Скорее всего, пойду.
- Это правда, что сейчас вас настойчиво приглашают баллотироваться от других регионов?
- Разговоры всякие ведутся. Но лично мне таких предложений никто не делал, это бесполезно. Белгородчина накрепко в моём сердце - люблю эту землю, люблю людей, которые здесь живут. Раньше были предложения - курировать сразу несколько регионов, но я вполне осознанно отказался, боялся оборвать эту невидимую связь, пуповину, которую чувствую.
- Хочу снова вернуться к событиям 30 апреля на Соборной площади. Кто или что больше всего вам в этот день запомнилось?
- Конечно, многодетные семьи. Это героические люди! Они не побоялись всех тревог, из-за которых молодые сегодня не рожают. Что ребёнок заболеет и нужно ходить по больницам, его будут подстерегать какие-то опасности подростком, наркотики, секты, плохие компании... И так, в беспокойстве, пройдёт вся жизнь. У меня тоже большая семья, и знакомы все эти чувства… Люди, которых я увидел на Соборной площади, они этого не побоялись. Они выбрали Любовь. Там были семьи, в которых шестнадцать детей, а с внуками, правнуками, зятьями-невестками - более полусотни человек! И родители, которые создали такую семью, ничего не побоялись, они окружены огромной любовью и уважением. Наверное, это и есть счастье.
- Может быть, родители не уверены ещё и в светлом будущем России? Вдруг опять беда грянет, как случалось раньше.
- Беды не будет. Уверен!
- И вас не напрягают политологические прогнозы, например, о том, что Дальний Восток скоро завоюют китайцы? Вы, кстати, много раз бывали в Китае, когда восстанавливали русское кладбище в Порт-Артуре. Как думаете, от Китая действительно исходит такая угроза?
- Я не почувствовал агрессивности со стороны китайцев. Это люди достаточно закрытые. Общество у них организованное, их много, это правда. Но пока что они заняты своими проблемами, дел по горло. Не так уж хорошо обустроился Китай, как это представляется в средствах массовой информации. Да, есть крупные города, есть огромные промышленные зоны с новейшим оборудованием, у них великолепные дороги, - но очень много нищеты. Я не почувствовал в них никакого желания завоевания новых территорий.
- Вы служили в армии?
- Да, в Подмосковье, в 1984-1986 годах.
- С «дедовщиной» приходилось сталкиваться?
- Сталкивался пару раз, но поскольку в юности активно занимался спортом, то особенных проблем не испытывал. Несмотря на все сложности я всё равно всем парням советую отслужить. Армия раскрыла меня в собственных глазах, я стал больше разбираться в себе, понимать, на что способен. Да, испытываешь тяготы и лишения, да, сталкиваешься с той же самой «дедовщиной», и тебе нужно на это реагировать. Но именно там у меня появились настоящие друзья. Потому что настоящие друзья появляются только в экстремальных ситуациях. Армия - это первая настоящая экстремальная ситуация. Там люди быстро разбираются друг в друге.
- Что вы цените в людях?
- Для меня плохих людей, пожалуй, нет. Бывают сложные люди, которые ещё не разобрались в себе... Мы все находимся в отношениях с кем-то. Чувства и эмоции, которые рождаются в этих отношениях, самое ценное, что может быть. Материальная выгода, если она против совести, счастья не принесёт. Обманул кого-то - всё, эта ложь навсегда с тобой и останется. И тебя твоя совесть найдёт в любом углу и об этом всё равно скажет, от неё не спрячешься. Поэтому я предпочитаю, как человек рациональный, избегать поступков, которые не принимает моя совесть. И ценю это в людях.
- А если о вас плохо отзываются, переживаете?
- Конечно. Но понимаю, что энергия мести никакого удовлетворения, успокоения, счастья не принесёт. И поэтому убеждаю себя не реагировать на это. Просто проходить мимо и оставаться собой. Это как тренировка для того, чтобы сохранить себя. Могу представить какого-то негодяя и наподдать ему, но это только в мыслях.
- На вас хороший костюм. От кого-то из знаменитых кутюрье?
- Меня не интересуют названия обуви, джинсов, рубашек, костюмов. Мне совершенно всё равно, чьё это производство. Хотя практика показывает, что российское производство удобной одежды не делает. Может, я голословен, но как-то получается, что немецкие вещи лучше наших.
- А из книг - что по душе?
- «Мастер и Маргарита» Булгакова.
- Вы склонны к мистике?
- Не думаю. Но однажды оказался в такой ситуации, когда почувствовал себя на той стороне. И с тех пор не отношусь к смерти так негативно, как раньше. Просто понимаю: там что-то есть. И то, что там есть, - это не страшно. Я тонул. И после отчаянной борьбы за жизнь вдруг наступило спокойствие и блаженство. Никакого сожаления, никаких тревог о том, как я прожил, что я делал, что расстаюсь с любимыми… А было нечто очень приятное, какое-то глобальное удовлетворение, и свет: мягкий, нежный, переливающийся…
- Сколько вам тогда было лет?
- 33 года. С тех пор я не обеспокоен тем, что жизнь может оборваться. Это не так.
- Чем вы занимаетесь, когда хочется отдохнуть?
- Самое главное моё занятие, когда я хочу отдохнуть, - это общение с близкими людьми. Играю на гитаре, пою песни. Мне Митяев нравится, Розенбаум, какие-то старые вещи.
- А где учились играть?
- Во дворе.
- А сами песни не пишете?
- Песни - нет. А стихи пишу. Но у меня короткие стихи, на них музыки нет.
- Прочтите что-нибудь из своего, пожалуйста.
- Мне уже давно всего хватает,
Но приходит мысль,
как неизбежность,
Сколько боли сердцу причиняет
Нереализованная нежность.
- Вы стихи печатали?
- У меня есть книжка.
- Как называется?
- Назвал её «55 стихотворений», хотя там стихов немного больше. У меня стих такой есть, вот почему я так и назвал:
И дай мне Бог на жизненном пути
Друзей, детей,
любви и страсти пыл,
И чтобы хоть к пятидесяти пяти
Я точно понял, для чего здесь был.
- До «точного понимания» осталось всего десять лет…
- Подожду (смеётся).
- 3915 просмотров
Отправить комментарий