Выставочный зал «Родина» представил вниманию зрителей один из интереснейших проектов этого года - персональную выставку заслуженного художника России Владимира Козьмина, посвящённую 70-летию со дня рождения крупнейшего из ныне живущих белгородских мастеров графики.
Его судьба с самого начала была связана с печатным делом: родился Владимир Владимирович в 1941 году, 5 мая, - а до недавнего времени эта дата праздновалась как День печати. Будущий художник окончил оформительское отделение в Иркутском художественном училище, работал в типографии ретушёром. Переехав в Белгород в середине 1970-х, Владимир Козьмин познакомился с художником Станиславом Косенковым, и эта встреча, как и дружба с мастером офорта Станиславом Никиреевым из Подольска, сыграла огромную роль в дальнейшей жизни Владимира Владимировича.
Правда, некоторое время Козьмин, работавший также в типографии, - теперь уже в Белгородской областной - о творчестве помышлял мало. До тех пор, пока Станислав Косенков не открыл ему глаза на богатство, которое его окружает: ведь типография - это настоящая сокровищница для гравёра. Где ещё в таком изобилии можно найти материалы для гравюры на металле?! И Косенков стал первым серьёзным учителем для Козьмина-гравёра, помог освоить технику офорта, дал рекомендацию в Союз художников России, куда Владимира Козьмина приняли в 1995 году. А после открытия музея-мастерской Станислава Косенкова Владимир Владимирович несколько лет работал там в должности художника.
Экспозиция юбилейной выставки построена достаточно свободно: здесь нет хрестоматийного развития этапов творчества мастера, напротив, новые работы вполне органично соседствуют с выполненными в конце 70-80-х годов. Обратившись к офорту в 1979 году, художник постепенно испробовал все его техники - травленый штрих, мягкий лак, сухую иглу, трудоёмкую гравюру резцом, более «живописные» акватинту и меццо-тинто, а также фотоофорт и резерваж. Художник, кроме того, владеет техниками высокой печати - ксилографией и линогравюрой, работал и в плоской печати - офсете. Таким образом, в зависимости от образного строя будущей работы она может быть воплощена в строгой гравюре резцом либо в акватинте, автор ни в чём не отказывает своему художественному чутью. Одна беда - будучи живым воплощением энциклопедии графических техник, Владимир Козьмин не находит тех, кому мог бы эти знания передать. Сам Владимир Козьмин никогда не отказывается принимать в своей мастерской гостей, в том числе молодёжь, и совсем необязательно творческую.
- Пусть увидят, какой сложный труд художника! - говорит он.
Владимир Владимирович принимает участие в различных по тематике выставках, но особенно близка ему байкальская тема. Год назад он стал организатором и активным участником очередной такой выставки - «Славное море - священный Байкал», - объединившей творчество белгородских авторов, которым тема Байкала особенно близка. Как и всегда, Владимиру Козьмину удалось передать суровую и величественную атмосферу Байкала. Большинство работ выполнено в его любимой технике линогравюры и представляет некий синтез байкальских впечатлений - от природы, людей, самого течения жизни.
Как всякий вдумчивый автор, Владимир Козьмин не ограничивается одним-двумя «высказываниями» на интересующую его тему. В его творчестве немало циклов произведений, важных для него как художника и как человека тем, к которым он возвращается снова и снова. Эти циклы, как правило, представляют собой рассказ на определённую тему и всегда наполнены личным отношением автора к этой теме - например, серия «Сыны и дочери России», в которую входят портреты княгини Ольги, Петра Великого, Пушкина, Лермонтова, Шаляпина, Шукшина, Высоцкого, Талькова, Косенкова, Никиреева... Немало произведений посвящено образу Александра Пушкина, причём художник занялся этой темой задолго до широко отмечавшегося 200-летия со дня рождения поэта. Огромное значение имеет для Владимира Козьмина тема Белгорода, воплощённая в серии линогравюр «Белгород - город старый, город новый». В ней показан город начала и конца XX века, запечатлены белгородские улицы вековой давности с храмами и постройками, не сохранившимися
до наших дней, и одновременно показано сочетание современной архитектуры и старинных зданий в облике сегодняшнего Белгорода. Все эти циклы так или иначе представлены на выставке, но есть здесь
и новые серии работ (2009-2011 гг.), заслуживающие внимания как сюжетом, так и энергичным, эффектным исполнением - «Тень», «Типы России», «Музыка и музыкальные инструменты» и, конечно, «Творчество».
- 2012 просмотров
Отправить комментарий