55-летний юбилей отмечает губкинская детская музыкальная школа № 1
В апреле губкинская детская музыкальная школа № 1 отмечает 55-летний юбилей. За эти годы школу окончили более трёх тысяч человек, около шестисот из них избрали музыку своей профессией. Все они с благодарностью вспоминают ту воспитательную роль, нравственно-этическую составляющую, которую школа привнесла в их характеры, жизнь. Накануне юбилея ДМШ № 1 мы попросили заслуженного работника культуры РФ Николая КАРТАМЫШЕВА, возглавляющего школу с 1985 года, рассказать о своём видении музыкального образования в жизни каждого человека, о радостях и проблемах своей профессии.
- Николай Александрович, разрешите сразу поделиться личными впечатлениями. Едва переступив порог музыкальной школы, понимаешь, что здесь царит особый мир: музыки, красоты, вежливости. Доносятся звуки инструментов, пение… Хочется сразу соответствовать обстановке. Вы как-то специально поддерживаете этот дух искусства?
- Начну с того, что у истоков школы стояли интеллигентнейшие люди, которые приехали в Губкин из разных уголков страны. Первый директор Иван Афанасьевич Веденьев, педагоги Юлия Наумовна Токарева (Арефина), Николай Антонович Ушаков, супруги Вера Ивановна и Николай Иванович Помельниковы заложили традиции нашего учебного заведения - преподавания, отношения к ученикам, общения в коллективе. Продолжили их труды не менее достойные люди: директора разных лет - Виктор Иванович Слободчук, который ныне руководит Белгородским государственным драматическим театром им. Щепкина, Николай Иванович Гатилов; заслуженный работник культуры РФ Ольга Васильевна Сандина, педагоги школы, административно-вспомогательные работники. Отдельно хочу сказать о том, сколько доброты, культуры личным примером внесла в атмосферу школы Анастасия Филипповна Орлянская, которая девять лет руководила эстетическим отделением, затем была назначена заместителем директора по воспитательной и концертно-лекционной работе.
Из 42 преподавателей 35 - наши бывшие ученики, которые пришли сюда малыми детьми и впитали возвышенный, прекрасный дух школы, который сегодня поддерживают и передают нашим воспитанникам.
- Вы ведь тоже из числа учеников губкинской музыкальной школы…
- Я с родителями приехал в Губкин из Донецка в 1958 году, а в 1959 году, в девять лет, поступил в музыкальную школу, которая к тому времени уже год как работала. Располагалась она тогда на улице Победы в пяти кабинетах, над столовой № 2. Конкурс был огромный, а набирали только 50 человек. Среди державших экзамен были дети руководителей комбината «КМАруда», сотрудников НИИКМА, врачей, учителей. Одним словом, губкинская интеллигенция пользовалась случаем дать своим детям широкое образование. Я был из самой простой семьи (мама - уборщица в магазине, отец - слесарь на обогатительной фабрике комбината «КМАруда»), которая приехала на строительство молодого горняцкого города. Поступил в класс скрипки к педагогу Вере Ивановне Ещенко, которая позже сыграла очень важную роль в моей судьбе. В 1972 году, когда я вернулся в Губкин после окончания Белгородского муз-училища и положенной отработки в посёлке Борисовка, Вера Ивановна рекомендовала меня на должность преподавателя школы.
А тогда, в 60-е годы, мне, маленькому мальчику, как и многим послевоенным девчонкам и мальчишкам, страстно хотелось научиться играть на музыкальном инструменте. Родители, и не только мои, всей душой желали дать своим детям воспитание и образование, которое не смогли получить они. Я бы сказал, что это был общенациональный подъём, когда люди немного отошли от восстановления разрушенного войной хозяйства и потянулись к прекрасному. Именно в эти годы стали повсеместно открываться музыкальные школы. Наша школа - третья из тех, что открылись на Белгородчине после Белгорода и Старого Оскола.
- Сейчас многое изменилось...
- Жизнь изменилась. У молодёжи есть выбор, чем заняться. Но то, что наводняет экраны наших телевизоров, не способствует пропаганде высокого искусства. Считается, что сегодня музыкантом может стать любой, главное - оказаться в нужное время в нужном месте. А то, что музыка - огромный труд, как-то уходит на задний план.
Поэтому для нас самое важное и трудное - изменить поверхностное отношение к музыкальной школе и у детей, и у родителей. Мы сразу объясняем, что у нас не кружок, который можно «попробовать» и бросить в любой момент. Ребёнок поступает в школу, а значит, нужно посещать её без пропусков, выполнять домашние задания, много заниматься на инструменте… При загруженности современных детей делать это очень трудно. Поэтому мы благодарны всем родителям, которые приводят к нам детей, понимают и поддерживают нас и своих маленьких музыкантов. В конце концов, учёба в музыкальной школе - это школа на всю жизнь.
Я не буду повторять прописные истины о том, что занятия музыкой способствуют развитию моторики, интеллекта, эрудиции. Моё главное наблюдение по жизни - все люди, имеющие музыкальное образование, - это люди креативные, творчески мыслящие, воспитанные и интеллигентные. А за такими людьми - будущее.
А другая истина заключена в народной мудрости: «Человек, взявший в руки скрипку, не способен совершить ничего плохого». Поэтому если мы думаем о воспитании своих детей, то должны думать и об их музыкальном образовании.
- Сейчас эти очевидные вещи действительно уходят на задний план на фоне материальных интересов «развитого общества потребителей». А каково музыкальной школе жить и работать в современных условиях?
- Как это ни печально - многое сегодня решает всё та же материальная составляющая. Почему из года в год снижается число поступающих? Профессия музыканта малооплачиваемая и в связи с этим не востребована. Я сейчас не о гонорарах звёзд, а о тех, кто учит музыке детей, играет в обычных провинциальных оркестрах. Обидно, что выпускники училищ, консерваторий уезжают на Запад, где оценка труда профессиональных музыкантов другая.
Ещё проблема в том, что музыкальные школы относятся к учреждениям дополнительного образования. Культура всегда финансировалась по остаточному принципу. Наши педагоги, проработавшие десятки лет, не имеют льгот, которые есть, например, у школьных учителей. Надеюсь, что с принятием нового закона об образовании, где школы искусств и музыкальные школы, в частности, рассматриваются как предпрофессиональные учебные заведения (то есть ориентирующие на будущую профессию), изменится и отношение к нам, и финансирование нашей базы. Увы, игра на изношенных инструментах мало способствует воспитанию высоких профессионалов, а отсутствие современного оборудования не позволяет отвлечь детей от улицы. Мы благодарны муниципальной власти, которая помогает содержать здание, которая платит нам заработную плату - значит, мы нужны городу. Мы благодарны родителям наших учащихся, которые нам помогают за счёт целевых взносов периодически пополнять классы музыкальными инструментами, приобретать оборудование для образовательного процесса.
- Несмотря на активный творческий процесс директор школы - это ещё, если не в первую очередь, и администратор, и хозяйственник. Как вам удаётся сочетать прозу и поэзию своей работы?
- Удаётся, поскольку у меня есть крепкий тыл - мой дом, где я могу отдохнуть, расслабиться после работы. Моя супруга Нина Фёдоровна несёт основную часть домашних забот и проблем. Я ей очень благодарен за любовь и понимание, которыми она меня окружает.
- Николай Александрович, у вас есть возможность с помощью газеты обратиться к тем, кто так или иначе причастен к важному культурному событию Губкина - 55-летию детской музыкальной школы № 1.
- Дорогие друзья! Спасибо всем, кто был, есть и будет с нами! Спасибо за вашу тягу к музыке, за то, что можете ценить красоту, стремитесь к духовно насыщенной жизни, помните нашу дружбу и верите в нас. Счастья, добра и гармонии вам! Приходите к нам, мы всегда рады возможности общения и встрече с хорошими людьми.
Беседовала
Ольга Бондарева
- Комментировать
- 2778 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад