Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Партнёры

shuh.jpg

 kino31_160x225.jpg

 Unise.ru

Дух искусства

55-летний юбилей отмечает губкинская детская музыкальная школа № 1

Дух искусстваВ апреле губкинская детская музыкальная школа № 1 отмечает 55-летний юбилей. За эти годы школу окончили более трёх тысяч человек, около шестисот из них избрали музыку своей профессией. Все они с благодарностью вспоминают ту воспитательную роль, нравственно-этическую составляющую, которую школа привнесла в их характеры, жизнь. Накануне юбилея ДМШ № 1 мы попросили заслуженного работника культуры РФ Николая КАРТАМЫШЕВА, возглавляющего школу с 1985 года, рассказать о своём видении музыкального образования в жизни каждого человека, о радостях и проблемах своей профессии.

- Николай Александрович, разрешите сразу поделиться личными впечатлениями. Едва переступив порог музыкальной школы, понимаешь, что здесь царит особый мир: музыки, красоты, вежливости. Доносятся звуки инструментов, пение… Хочется сразу соответствовать обстановке. Вы как-то специально поддерживаете этот дух искусства?
- Начну с того, что у истоков школы стояли интеллигентнейшие люди, которые приехали в Губкин из разных уголков страны. Первый директор Иван Афанасьевич Веденьев, педагоги Юлия Наумовна Токарева (Арефина), Николай Антонович Ушаков, супруги Вера Ивановна и Николай Иванович Помельниковы заложили традиции нашего учебного заведения - преподавания, отношения к ученикам, общения в коллективе. Продолжили их труды не менее достойные люди: директора разных лет - Виктор Иванович Слободчук, который ныне руководит Белгородским государственным драматическим театром им. Щепкина, Николай Иванович Гатилов; заслуженный работник культуры РФ Ольга Васильевна Сандина, педагоги школы, административно-вспомогательные работники. Отдельно хочу сказать о том, сколько доброты, культуры личным примером внесла в атмосферу школы Анастасия Филипповна Орлянская, которая девять лет руководила эстетическим отделением, затем была назначена заместителем директора по воспитательной и концертно-лекционной работе.

Из 42 преподавателей 35 - наши бывшие ученики, которые пришли сюда малыми детьми и впитали возвышенный, прекрасный дух школы, который сегодня поддерживают и передают нашим воспитанникам.

- Вы ведь тоже из числа учеников губкинской музыкальной школы…
- Я с родителями приехал в Губкин из Донецка в 1958 году, а в 1959 году, в девять лет, поступил в музыкальную школу, которая к тому времени уже год как работала. Располагалась она тогда на улице Победы в пяти кабинетах, над столовой № 2. Конкурс был огромный, а набирали только 50 человек. Среди державших экзамен были дети руководителей комбината «КМАруда», сотрудников НИИКМА, врачей, учителей. Одним словом, губкинская интеллигенция пользовалась случаем дать своим детям широкое образование. Я был из самой простой семьи (мама - уборщица в магазине, отец - слесарь на обогатительной фабрике комбината «КМАруда»), которая приехала на строительство молодого горняцкого города. Поступил в класс скрипки к педагогу Вере Ивановне Ещенко, которая позже сыграла очень важную роль в моей судьбе. В 1972 году, когда я вернулся в Губкин после окончания Белгородского муз-училища и положенной отработки в посёлке Борисовка, Вера Ивановна рекомендовала меня на должность преподавателя школы.

А тогда, в 60-е годы, мне, маленькому мальчику, как и многим послевоенным девчонкам и мальчишкам, страстно хотелось научиться играть на музыкальном инструменте. Родители, и не только мои, всей душой желали дать своим детям воспитание и образование, которое не смогли получить они. Я бы сказал, что это был общенациональный подъём, когда люди немного отошли от восстановления разрушенного войной хозяйства и потянулись к прекрасному. Именно в эти годы стали повсеместно открываться музыкальные школы. Наша школа - третья из тех, что открылись на Белгородчине после Белгорода и Старого Оскола.

- Сейчас многое изменилось...
- Жизнь изменилась. У молодёжи есть выбор, чем заняться. Но то, что наводняет экраны наших телевизоров, не способствует пропаганде высокого искусства. Считается, что сегодня музыкантом может стать любой, главное - оказаться в нужное время в нужном месте. А то, что музыка - огромный труд, как-то уходит на задний план.

Поэтому для нас самое важное и трудное - изменить поверхностное отношение к музыкальной школе и у детей, и у родителей. Мы сразу объясняем, что у нас не кружок, который можно «попробовать» и бросить в любой момент. Ребёнок поступает в школу, а значит, нужно посещать её без пропусков, выполнять домашние задания, много заниматься на инструменте… При загруженности современных детей делать это очень трудно. Поэтому мы благодарны всем родителям, которые приводят к нам детей, понимают и поддерживают нас и своих маленьких музыкантов. В конце концов, учёба в музыкальной школе - это школа на всю жизнь.
Я не буду повторять прописные истины о том, что занятия музыкой способствуют развитию моторики, интеллекта, эрудиции. Моё главное наблюдение по жизни - все люди, имеющие музыкальное образование, - это люди креативные, творчески мыслящие, воспитанные и интеллигентные. А за такими людьми - будущее.

А другая истина заключена в народной мудрости: «Человек, взявший в руки скрипку, не способен совершить ничего плохого». Поэтому если мы думаем о воспитании своих детей, то должны думать и об их музыкальном образовании.

- Сейчас эти очевидные вещи действительно уходят на задний план на фоне материальных интересов «развитого общества потребителей». А каково музыкальной школе жить и работать в современных условиях?
- Как это ни печально - многое сегодня решает всё та же материальная составляющая. Почему из года в год снижается число поступающих? Профессия музыканта малооплачиваемая и в связи с этим не востребована. Я сейчас не о гонорарах звёзд, а о тех, кто учит музыке детей, играет в обычных провинциальных оркестрах. Обидно, что выпускники училищ, консерваторий уезжают на Запад, где оценка труда профессиональных музыкантов другая.

Ещё проблема в том, что музыкальные школы относятся к учреждениям дополнительного образования. Культура всегда финансировалась по остаточному принципу. Наши педагоги, проработавшие десятки лет, не имеют льгот, которые есть, например, у школьных учителей. Надеюсь, что с принятием нового закона об образовании, где школы искусств и музыкальные школы, в частности, рассматриваются как предпрофессиональные учебные заведения (то есть ориентирующие на будущую профессию), изменится и отношение к нам, и финансирование нашей базы. Увы, игра на изношенных инструментах мало способствует воспитанию высоких профессионалов, а отсутствие современного оборудования не позволяет отвлечь детей от улицы. Мы благодарны муниципальной власти, которая помогает содержать здание, которая платит нам заработную плату - значит, мы нужны городу. Мы благодарны родителям наших учащихся, которые нам помогают за счёт целевых взносов периодически пополнять классы музыкальными инструментами, приобретать оборудование для образовательного процесса.

- Несмотря на активный творческий процесс директор школы - это ещё, если не в первую очередь, и администратор, и хозяйственник. Как вам удаётся сочетать прозу и поэзию своей работы?
- Удаётся, поскольку у меня есть крепкий тыл - мой дом, где я могу отдохнуть, расслабиться после работы. Моя супруга Нина Фёдоровна несёт основную часть домашних забот и проблем. Я ей очень благодарен за любовь и понимание, которыми она меня окружает.

- Николай Александрович, у вас есть возможность с помощью газеты обратиться к тем, кто так или иначе причастен к важному культурному событию Губкина - 55-летию детской музыкальной школы № 1.
- Дорогие друзья! Спасибо всем, кто был, есть и будет с нами! Спасибо за вашу тягу к музыке, за то, что можете ценить красоту, стремитесь к духовно насыщенной жизни, помните нашу дружбу и верите в нас. Счастья, добра и гармонии вам! Приходите к нам, мы всегда рады возможности общения и встрече с хорошими людьми.

Беседовала
Ольга Бондарева

 

Фото Вадима МОСКАЛЕВА

Новости

15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина
15.11 12 белгородских школьников победили во всероссийском конкурсе «Большая перемена»
12.11 В Алексеевке Белгородской области реконструируют памятник Даниилу Бокареву
12.11 В Красногвардейском районе отремонтируют ещё одну школу
08.11 Жительница посёлка Новосадового Белгородского района Анна Трегубенко отметила 95-летие
08.11 Новооскольский военно-патриотический клуб «Гранит» взял третье место на областных соревнованиях курсантов