15 декабря в 14.00 в большом зале Белгородского государственного центра народного творчества состоялся творческий вечер ансамбля «Пересек», посвящённый 25-летию коллектива. «Пересек» - это один из ведущих российских фольклорных ансамблей, которым на протяжении многих лет руководит талантливый хормейстер Иван Карачаров, удостоенный в этом году премии «Душа России» в номинации «Традиционная народная культура».С Иваном КАРАЧАРОВЫМ побеседовала корреспондент «Белгородских известий» Наталия КОЗЛОВА.
- Иван Николаевич, в первую очередь расскажите о «Пересеке».
- В этом году мы отмечаем 25-летие. Достаточно солидный возраст для ансамбля. Создавался он и сейчас существует при Белгородском государственном центре народного творчества. Сегодня в коллективе поют 14 человек - преподаватели института искусств и культуры, сотрудники центра народного творчества, руководители школьных фольклорных ансамблей.
Задачи тоже остались прежними - сохраняем и популяризируем произведения народной музыки, традиционные для Белгородской области.
Вначале мы пробовали себя в различных областях, даже казачьи песни пели, но потом поняли, что у нас достаточно своего. Местный фольклор настолько интересен с эстетической, музыкальной точки зрения, что редко какой ансамбль не черпает что-то из него. Белгородский фольклор - яркий, многоголосый, интересный!
- А как родилось такое интересное имя ансамбля?
- Название, конечно, появилось не сразу, мы долгое время существовали просто как ансамбль центра народного творчества. Когда начались первые выезды за пределы области, нужно было каким-то образом себя позиционировать. Мы долго думали над названием и выбрали «Пересек». Обозначает слово удалую пляску и бытует только в небольшой части Юга России. Поэтому когда на фольклорном фестивале объявляют «Пересек», то у сведущих людей сразу появляются ассоциации с Белгородом.
- Иван Николаевич, у вас богатейший репертуар. Где вы берёте песни для своего ансамбля?
- Весь материал мы собираем в фольклорных экспедициях. Если ты непосредственно не общаешься с носителями культуры, то не сможешь глубоко понять её, проникнуть в тайны народной музыки. Это всегда открытая тетрадь.
Все, кто поёт в коллективе, связаны с экспедиционной деятельностью. Когда я преподавал в Белгородском музыкальном колледже им. С.А. Дегтярёва, то часто выезжал со своими студентами. Потом мы использовали собранный материал в учебных целях. Лучшие образцы, самые, на мой взгляд, интересные, пополняли репертуар коллектива.
- Нам очень помогает Центр народного творчества. У него налажены связи фактически со всеми домами культуры области. Во время экспедиций всякое бывает, был вот курьёзный случай… Если хотите - расскажу.
- Конечно!
- Мы приехали в одно из сёл Грайворонского района. Подошли к местным жителям, которые сидели на лавке. Сочетание «фольклорная экспедиция» пожилым людям не всегда понятно, потому объяснили просто: «приехали песни собирать». Нам указали несколько домов, где живут местные певцы, и мы отправились…
Заходим в одну избу - нет никого. В другую - то же самое. Мы, естественно, не можем понять, в чём дело. Все признаки живого человека есть: чайник на плите, еда на столе…
В итоге неимоверными усилиями нам удалось разыскать людей, собрать их в клубе. И тут нам одна бабушка говорит: «А-а-а, теперь мы поняли, зачем вы приехали, а то мне сказали, приехали из Белгорода пенсии отбирать».
- Чего только в жизни не бывает! А первую экспедицию, в которую отправились, помните?
- Наверное, самое большое впечатление было получено от первой экспедиции, когда я понял, что вся эта музыка настоящая. Теперь я вижу, что все, кто соприкасается с народной песней, с народной музыкой, остаётся с ней навсегда.
В первую экспедицию я отправился с двумя однокурсниками, когда учился на первом курсе Белгородского музыкального училища. Мы записывали народные песни села Русская Берёзовка Ракитянского района. Конечно, первые впечатления от соприкосновения с самими носителями народной культуры неизгладимы. Это всегда такие интересные, удивительные люди. Меня тогда поразило и поражает до сих пор, что в каком-нибудь глухом селе живут люди очень высокой культуры и нам у них, как говорится, учиться и учиться.
- Я читала о том, что в экспедициях вы снимали фильмы.
- Да, было сделано два фильма. Конечно же, услышать народную песню - это хорошо и здорово, но увидеть певца, интересные моменты исполнения может помочь только видео.
В те времена, когда создавались эти фильмы, народная традиция была в очень хорошем состоянии, в живом виде, и «Пересеку» хотелось всё заснять. Первый фильм «Живая вода» был посвящён традициям двух сёл Алексеевского района.
Вторая картина рассказывала о традициях села Берёзовка Ивнянского района. По аналогии с известным фильмом мы его назвали «Свадьба в Бе-
рёзовке». По нашей просьбе местные жители реконструировали свадебный обряд таким, как он был в селе раньше. Этот фильм с удовольствием смотрят мои студенты.
- А вне стен института его можно увидеть?
- Фильмы хранятся в Центре народного творчества, любой желающий может прийти и скопировать их себе. Самая главная наша задача состоит в том, чтобы как можно больше людей, желающих узнать что-то о своей родной музыкальной культуре, могли познакомиться с ней.
- Почему вы выбрали именно народное творчество, когда поступали в музыкальное училище?
- Вы знаете, кажется, не я его выбрал, а оно меня. Когда я поступал в ссуз после 8-го класса школы, у меня было желание заниматься музыкой, но мои предпочтения ещё не оформились.
И так сложилось, что, поступая на дирижёрско-хоровое отделение, я попал в ту часть группы, которая была определена для занятия народной песней.
После Белгорода я продолжил учёбу в Саратове, в консерватории. Это одна из немногих консерваторий, где в то время было отделение руководителей народных хоров. Мне довелось учиться у одного из интереснейших людей - очень грамотного и знающего музыканта, хормейстера Льва Львовича Христиансена. В 1943 году его уральский народный хор выступал на фронте.
Для меня это всё было ново и неизвестно. Хотя мои родители пели, но это у меня не ассоциировалось с народной музыкой.
- Выходит, у вас музыкальная семья…
- Мои родители - школьные педагоги: мама, Александра Ивановна, преподавала историю. Отец, Николай Иванович - русский язык и литературу. Они пели на праздниках, когда собирались друзья. Музыкой профессионально у нас в семье никто не занимался, хотя у меня всегда было большое желание.
Вы знаете, я не так давно пересматривал архив семейных фотографий и увидел снимок 60-х годов. На нём мой отец дирижирует школьным хором - это стало для меня откровением. Он до сих пор поёт в хоре ветеранов, музыка его сопровождает всю жизнь.
- А для вас, как для педагога, что самое важное в студентах?
- Я преподавал в родном музыкальном колледже больше 20 лет, сейчас работаю в институте искусств и культуры. Самое главное в студентах - это желание постигать музыку. Говорят, что научить музыке нельзя, а научиться можно. Так вот тем, кто хочет, я с радостью помогаю. Мне очень приятно, что многие мои студенты поют в моём коллективе «Пересек».
- Вы ведь не только поёте, но и играете…
- Да, я очень люблю не только песню, но и инструментальную музыку. Ударные, балалайка, скрипка - на всём играю понемногу. Самостоятельно пришлось осваивать такие экзотические инструменты, как калюка, кугиклы.
- Редкие инструменты, где же вы их взяли?
- Когда у ансамбля проснулся интерес именно к инструментальным традициям Белгородчины, то я понял, что никто всерьёз этим никогда не занимался. Пришлось обучаться самостоятельно: изучать инструменты, а потом их делать.
Калюка - это разновидность флейты без игровых отверстий. Кугиклы по-научному называют флейта Пана - духовой инструмент, его делали из камыша: трубочки разной длины давали звуки разной высоты.
- Недавно вам присудили премию правительства страны «Душа России», поздравляю вас!
- Спасибо. То, что эта премия существует: поддерживает, обращает внимание на людей, которые занимаются именно народной музыкой, - здорово. Видимо, это определённая оценка моей деятельности и как хормейстера, и как ученого. Но, конечно, без моего «Пересека» никакой премии не было бы.
Инициатива выдвижения меня на соискание премии исходила от работников Министерства культуры. «Пересек» выступал в Прохоровке на всероссийском семинаре - это был короткий номер, но, видимо, он произвёл впечатление.
- Комментировать
- 3017 просмотров
Комментарии
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 33 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 32 нед. назад
4 года 33 нед. назад