В Белгороде открыта выставка творческих работ в рамках областного конкурса «Белгородский сувенир»
На территории нашей области конкурс проводится с 2005 года. В этот раз участие в нём приняли более ста мастеров из девятнадцати районов региона, представив в общей сложности порядка трёхсот своих творений.
Открытие выставки прошло в выставочном зале Белгородского государственного центра народного творчества. Там работы останутся до подведения итогов конкурса, которое состоится 13 декабря. За это время познакомиться с изделиями белгородских мастеров может любой желающий.
Согласно конкурсным требованиям сувенирная продукция должна быть изготовлена по одной из предложенных тем. Всего их четыре: праздничная (отражающая знаменательные даты, мероприятия, традиции региона), архитектурно-географическая (акцент на достопримечательностях, знаменитых земляках), геральдическая (представлена авторская эмблема или герб города, района, области) и народная (изделие выполнено в традиционной для нашего края технике народного творчества). Учитывая соответствие заявленной теме конкурса, а также новизну идеи, оригинальность и качество исполнения, жюри определяет лучшие сувениры в двух номинациях: «Массовый» и «Vip». Поощрительные премии получат авторы лучшего шуточно-ироничного сувенира и изделия, изготовленного с оригинальным использованием народных традиций.
Пока сотрудники центра готовились к церемонии открытия, мы решили осмотреть выставку и познакомиться с некоторыми её авторами. Работ действительно очень много, есть среди них довольно интересные произведения. К примеру, выполненный из стекла дуб - один из символов Белгородской области и района. Или расписные шкатулки-яблоки, изготовленные мастером из Корочанского района. Привлекают внимание стилизованные грибатки - женские украшения, присущие южной части России. В нашем регионе особой популярностью они пользовались в Алексеевском, Красногвардейском и Красненском районах. Немало на выставке представлено изделий из керамики, характерных для нашей области, и кукол, одетых в традиционный белгородский костюм. Автор некоторых из них - мастерица с пятилетним стажем Ольга Авдеева. Который год она изготавливает различные поделки из шерсти при помощи техники сухого и мокрого валяния. На конкурс она представила несколько кукол и картину с изображением Прохоровского поля. По словам мастерицы, на одно изделие может уйти от пары часов до нескольких дней - в зависимости от размера и сложности работы.
Директор БГЦНТ Юрий Максимчук отметил в ходе открытия выставки одну из главных проблем сувенирной продукции на сегодняшний день.
- Я был на конференции министерства культуры Российской Федерации, где обсуждалось развитие национального сувенира страны. К сожалению, участники пришли к мнению, что эстетический и профессиональный уровень нашей сувенирной продукции очень низкий. Была поставлена задача: каждому региону разработать свои интересные образцы. Белгородские мастера уже несколько лет работают в этом направлении, и сегодня мы все можем увидеть, что было достигнуто за эти годы. Хочется верить, что в скором времени ни один гость области не покинет регион без сувенира, напоминающего ему о белгородской земле.
Ещё одну проблему озвучил председатель жюри конкурса, член правления Белгородского отделения Союза художников РФ Владимир Аксёнов. Интересными работами он назвал лишь те, что связаны с традиционными для Белгородчины ремёслами: борисовской керамикой, старооскольской глиняной игрушкой, характерным для региона костюмом. По словам художника, такие изделия трудно испортить, ведь они «защищены» определёнными рамками, канонами их изготовления. Что же касается других ремёсел, например, росписи, резьбы по дереву, лоскутной техники или изготовления матрёшек - для нашего края это нетрадиционно, следовательно, здесь нет единого стилевого направления.
- Решая проблему сувенирной продукции на сегодняшний день, мы в какой-то степени изобретаем велосипед, - сказал Владимир Васильевич. - Во многих странах, например в Италии, Испании, уже давно существует следующая практика: на всю выпускаемую в городе продукцию, ставится его герб. Люди покупают футболки, часы, зонтики, обувь - всё, что угодно! Потом они вспоминают, что эти вещи были произведены именно в этом городе. Конечно, нам сложно тягаться с этими странами, поскольку там хранятся предметы искусства мирового значения, и туристы едут туда нескончаемым потоком. Но у нас есть свои особенности, которые следует взять на вооружение. Мой совет белгородским мастерам таков: чаще обращайтесь к традиции, в ней вы получите огромный простор для создания новых образцов.
Открытие казалось бы рядовой выставки повлекло за собой множество споров и разногласий среди общественности. Ситуацию на рынке сувенирной продукции прокомментировала старший научный сотрудник сектора декоративно-прикладного и изобразительного искусства БГЦНТ, искусствовед Ираида Зотова.
- Сегодня у многих мастеров нет понимания, что такое «сувенир». Если он рассчитан на массовую продажу, то должно быть, во-первых, единство формы и содержания, а во-вторых, лаконично выраженная идея - наша Белгородчина. Что это может быть? К примеру, какое-то узнаваемое архитектурное сооружение. Оно должно быть подано обобщённо и в то же время узнаваемо. Для наших мастеров это проблема: они умеют делать детально, но не умеют силуэтно. Эту задачу нам ещё предстоит решить.
Что касается традиционных для Белгородской области ремёсел - надо понимать, что наш регион испокон веку был известен как край земледелия. Вместо того, чтобы заниматься промыслами, люди пахали землю. Были отдельные слободы, как Борисовка, где развивались ремёсла. Но чисто художественных промыслов у нас не выявилось. Зато довольно популярными были «домашние ремёсла» - когда женщины садились за ткачество, вышивку. Подать это искусство в современном мире довольно сложно, но возможно. Вот как это делают в республике Марий Эл: на холсте вышивается фрагмент традиционного для территории узора, обрамляется рамкой, делается подпись и - под стекло. Получается необычный и красивый сувенир.
Ещё одна проблема, часто затрагиваемая сегодня - дороговизна изделий. Решить её можно двумя путями. Способом, предложенным Владимиром Аксёновым: наносить герб города, районов на производимую продукцию. Или же созданием творческих артелей, как это было раньше. Тогда целая деревня могла заниматься одним только изготовлением глиняных игрушек. Одна группа людей копала глину, другая - просеивала её, третья лепила фигурки, четвёртая раскрашивала. Это удешевляло стоимость изделий и позволяло производить их в больших количествах. Сегодня же мастерам приходится всё делать самостоятельно. Оттого цена не может быть низкой. Если же мастер продаёт изделия дёшево - он просто занижает стоимость товара и работает в убыток себе. Выход из этой ситуации - создание артелей, где мастер делает образец, а подмастерья - изготавливают его копии.
- Комментировать
- 2595 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад