Ветеран УВД Андрей Илларионович Прокопцов почти не знал детства. Однако тяготы оккупации и тяжёлые послевоенные годы только закалили его характер и сделали несгибаемым борцом с преступностью. Большую часть жизни Андрей Илларионович посвятил борьбе с коррупцией, двадцать шесть лет проработав в ОБХСС.
Родная земля
Родился Андрей Илларионович двадцать второго ноября 1930 года на станции Приколотное Великобурлукского района Харьковской области. А в 1935 году семья Прокопцовых переехала на нынешнюю Белгородчину, в село Луговое Шебекинского района.
Причина переезда была довольно романтической и нетривиальной. Дело в том, что отец Андрея в 1918 году вступил в партизанский отряд, а потом в шестой повстанческий полк, который освобождал нынешнюю Белгородчину от немецко-гайдамацких войск. И потому Прокопцов-старший считал, что земля, в освобождении которой он принимал участие, его родная. Хотя сам он был с Черниговщины.
Война всё прервала
В 1937 году семья Прокопцовых перебралась в село Устинку Шебекинского района. Председателем колхоза там была жена командира партизанского отряда Григория Молчанова. Уже там маленький Андрей пошёл в первый класс. Однако успел закончить всего два класса, как грянула война. Сам ветеран так вспоминает то время:
- Война всё прервала. На этом наше детство закончилось, и началась взрослая жизнь. Отца призвали в армию, хотя он в это время был уже больной очень.
Отца комиссовали, но затем всё же забрали в трудармию. А семья Прокопцовых оказалась в оккупации в Красногвардейском районе, куда они эвакуировались из Шебекино. Многое пришлось пережить Андрею Илларионовичу: издевательства оккупантов, голод, страх за свою семью.
После освобождения Белгородчины от немецко-фашистских войск приехал глава семейства и забрал всех в Омск. Именно там Илларион Прокопцов, призванный в трудармию, работал на строительстве железной дороги. Там Андрей окончил четвёртый класс. Там Прокопцовых застало окончание войны. А в 1946 году семья вернулась в Шебекино.
Когда область образовали
После пятого класса Андрей Прокопцов пошёл в ремесленное училище и с отличием окончил его, получив самый высокий разряд. Работал на машиностроительном заводе токарем. Потом контролёром ОТК. А затем призвался в армию. Срочную службу Прокопцов служил на Крайнем Севере в авиации. И на малую родину вернулся уже в 1954 году. Как раз, когда образовали Белгородскую область.
Вначале Андрей Илларионович вернулся на машзавод токарем. Однако в армии он получил водительскую специальность. И очень хотел работать на машине. Потому, бросив хорошую зарплату на заводе, пошёл в колхоз работать за трудодни шофёром. И вдруг призыв - по комсомольской путёвке ехать на новостройки Сибири, Урала и Дальнего Востока.
Там он стал комсоргом, женился. Свадебное путешествие отметили с женой на Всемирном фестивале студентов в Москве. В 1959 году за активную жизненную позицию и кристальную честность Андрея Илларионовича пригласили работать в милицию в Омск. И сразу оперативным работником в ОБХСС, то есть в отдел по борьбе с хищениями социалистической собственности.
На малую родину
В 1962 году Прокопцовы приехали в Белгородскую область. В этом же году милиционер был принят оперуполномоченным в городской ОБХСС Белгорода. До шестьдесят седьмого года Прокопцов работал опером. Потом старшим опером. За высокие показатели в работе был первым в Белгородской области награждён орденом «Знак почёта». А затем его назначили первым в истории Белгородской области начальником отдела участковых уполномоченных. Дело в том, что до шестьдесят седьмого года в Белгороде было всего пять участковых. А потом их число увеличили до двадцати трёх и создали отделение. Однако быть начальником отделения УУМ Прокопцов не хотел напрочь. Постоянно просился обратно и наконец вернулся в родной ОБХСС простым опером. Потом опять дослужился до старшего оперуполномоченного. А затем был назначен заместителем начальника отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности УВД Белгородской области. Двадцать шесть лет проработал в ОБХСС Андрей Илларионович. Вплоть до 1987 года. А потом вдруг стало сильно пошаливать сердце, инфаркт. И уже в разгар перестройки Прокопцов ушёл по состоянию здоровья.
Стало трудно работать...
- Андрей Илларионович, - спрашиваю у ветерана, - а почему именно в перестроечное время здоровье стало пошаливать?
- Потому что тяжело очень стало работать, - отвечает Прокопцов. - Мы в основном боролись против должностных лиц. А все они были ставленниками райкомов, обкомов. До прихода Горбачёва работать было нормально. До 1965 года только горком давал санкцию на каждого коммуниста. Было тяжко. Но в 1965-м всё это отменилось, и кто бы ни попался - мы доводили уголовные дела до логического конца. Горбачёв же практически сразу после прихода к власти своим решением протолкнул такую идею - не трогать первых лиц. А местные власти, особенно райкомы, подхватив эту идею, наших работников стали сильно зажимать. Не давали работать. Говорили: не трогай первых лиц! А для них кто первые лица? Директор завода. Заведующий магазином. Работать стало очень трудно. Почти невозможно. Работал у нас Владимир Иванович Рязанов. Занимался громким делом по хищениям на одном из заводов. В один из колхозов области заводское начальство сотни тонн труб продало, а списали всё как шефскую помощь. Не давали делу ход. Районный отдел начал заниматься, ему руки отбили. Поручили городскому отделу, Рязанову. Что только ни делали! Прокуратура обрушилась на него. И Владимира Ивановича чуть не выгнали с работы. Понизили в должности. Отправили в дежурную часть. Потом я перешёл в УВД и забрал его. И опять он натолкнулся на подобное дело. И опять оказался под прессом. Прокуратура трижды прекращала дело, но он стоял на своём. Трижды добивался отмены принятого решения и возобновления дела. И во время этих баталий он умер. Сердечный приступ, и Рязанов скончался прямо на работе. И в наше время все были такими - преданными своему делу и стойкими. Мне очень повезло служить с ними.
Советские борцы с коррупцией
- Расскажите, - прошу Прокопцова, - какими были тогдашние советские борцы с коррупцией?
- Какими? - задумчиво переспрашивает ветеран. - Кристально честными. Как у Дзержинского - с чистыми руками, холодной головой и горячим сердцем. Никто из тогдашних ОБХССников не жил хорошо. Все жили на зарплату. Если в тебе люди не будут видеть порядочного человека, то никто не придёт к тебе никогда и не будет с тобой искренним. А это очень важно в нашей работе. Три составляющих борца с экономическими преступлениями такие - оперативный розыск, работа с людьми и безупречное знание экономики и бухгалтерии. У меня, например, два высших образования - юридическое и экономическое. Мы для подбора людей в нашу службу использовали метод, схожий с набором во французскую полицию. Те ставили претендентов на перекрёстке и смотрели - к кому больше подойдёт граждан, того и брали на работу. Так и мы. Вот и мы выбирали не только специалистов, но чтобы он нравился людям и внушал доверие. Чтобы к нему обратились.
- Ну а с чем боролись?
- Боролись по трём основным направлениям. Первое - с расхитителями социалистической собственности. Второе - со спекулянтами. Это те, кого сейчас называют предпринимателями. И третье - со взяточниками.
Хитрые схемы
Если кто-то думает, что изобретательные мошенники появились только в современной России - он сильно ошибается. В СССР встречались такие умные и хитрые расхитители, что создавали воистину гениальные схемы. Так, Андрей Илларионович рассказал о харьковском начальнике управления энерготехкомплектпоставки.
Тот смог организовать схему хищения всесоюзного масштаба. По всему Союзу создавали цеха. В колхозах, совхозах. Один цех был организован даже в Харьковской психбольнице. Один такой цех организовали и в Шебекинском районе. Списали, к примеру, на колхоз кожу, якобы на рукавицы. На самом же деле переправили её в Ташкент и там пошили дублёнки. А рукавицы купили в магазине за восемьдесят копеек и продали на харьковский хлебозавод по три рубля. Прибыли исчислялись сотнями тысяч советских рублей. Однако сотрудники ОБХСС раскрутили всю схему, и расхитители были осуждены.
До сих пор в строю
Более двух часов мы разговаривали с Андреем Илларионовичем. И я всё время ловил себя на мысли, что по-хорошему завидую энергии и работоспособности ветерана. Сейчас он один из активных членов ветеранского движения. Выпустил несколько книг о работе ОБХСС. И по всем вопросам занимает активную жизненную позицию. Несмотря на тяжёлое военное детство и жизнь, полную борьбы, Прокопцов до сих пор в строю. А может быть, как раз тяготы и лишения и закалили Андрея Илларионовича, сделав его тем бескомпромиссным и честным борцом с преступностью советского периода, о котором уже сейчас слагают легенды...
- Комментировать
- 3052 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад