Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Хлебная ярмарка, Печа-куча, клубничная страна...

Белгородский опыт по развитию культуры региона перенимает вся Россия

Министерство культуры РФ отмечает динамичное развитие Белгородской области в культурной сфере и вот уже во второй раз выбирает её для проведения Всероссийской школы клубной инноватики (впервые - в июне 2012-го). На протяжении недели - с 8 по 15 сентября - на нашей земле функционировал этот крупный образовательный проект. Поучаствовать в нём, перенять успешный опыт и поделиться своим прибыли около шестидесяти специалистов культурно-досуговых учреждений Курской, Воронежской, Брянской, Псковской, Московской, Калужской, Калининградской, Сахалинской областей, Республик Башкортостан, Северная Осетия-Алания, Коми, Приморского края… Среди лекторов Школы - ведущие педагоги-практики московской Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма.

Культурная инфраструктура

Тема этого года - «Проектирование социально-культурных кластеров в муниципальных образованиях. Брендинг территорий». Проект реализует Белгородский государственный центр народного творчества по инициативе областного управления культуры. Для чего он создан? Сформировать конкретные модели для прогнозирования состояния культурно-досуговой деятельности - вот одна из главных целей. Чтобы её достигнуть, работник культуры должен постоянно пребывать в поиске нестандартных решений и подходов в предоставлении культурных услуг.

- Самая главная и глобальная идея этой Школы - создание единого культурного пространства России, - говорит профессор кафедры управления социально-культурной деятельности и туризма АПРИКТ, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России Алия Московкина. - Белгород как раз поставил перед собой эту задачу, через модельные дома культуры и кластеры, на которые нужно равняться другим регионам. Задача, конечно, глобальная - почему сюда и приезжают из всех регионов России. И мне кажется, что на этом останавливаться нельзя, идею нужно активно продвигать вперёд, для того чтобы все регионы России подтянулись до уровня белгородского. Сейчас Белгород наработал интересный опыт - инновационный, который спроецирован на всю Россию. Мы обучали специалистов в разных регионах России, и в каждом есть интересные начинания, поэтому в дальнейшем Школа должна приобрести статус передвижной Школы, и тогда мы действительно услышим, увидим, узнаем, чем, собственно, хороши и другие регионы.

- В области действуют программы по поддержке сферы культуры - «Капитальный ремонт сельских учреждений культуры в населённых пунктах области на 2009-2013 гг.», «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009-2013 гг.». Объём их финансового наполнения - около семи миллиардов рублей, что несравнимо выше, чем в других регионах, - на открытии Школы отметил заместитель начальника департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области - начальник управления культуры, доктор педагогических наук, профессор Сергей Курганский, рассказывая о современном положении дел в сфере культуры Белгородской области и в сравнении с другими российскими регионами.

Его заместитель Нонна Андросова посвятила свою речь социально-культурному кластеру, который мыслится как основа сохранения и развития этнокультурного пространства региона. Так, кластер позволяет оптимизировать имеющиеся экономические, социальные и политические ресурсы для целей регионального развития. Модельные дома культуры (аналогов которым нет в России и которые мыслят как эталон клубного учреждения в будущем), модельные библиотеки, детские школы искусств, музеи и т.п., являясь структурными компонентами кластера, становятся центрами культурно-общественной жизни города и села. К слову, 117 модельных домов культуры открыты на Белгородчине с 2005-го. А шестью годами позже в муниципальных образованиях начали проектировать социально-культурные кластеры. В каждом модельном доме культуры открыта творческая мастерская по изготовлению сувенирной продукции, оформлены комнаты старинного быта. Разработаны культурно-туристические программы, проводятся встречи туристов, традиционные праздники и обряды, мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству.

Жемчужины Белогорья

С первого дня работы Школы её участники посещали лучшие культурные центры Белогорья, где могли узнать и оценить инновационные подходы в организации их деятельности. Белгородская государственная филармония. Дворцы культуры и культурно-оздоровительные комплексы (в Майском, Дубовом, Скородном, Бобровых Дворах, Чернянке, Губкине). Музеи - истории Курской магнитной аномалии (Губкинский городской округ), музей-заповедник «Прохоровское поле»: памятник Победы - «Звонница», музей боевой славы Третьего ратного поля России, храм Петра и Павла. И прохоровский этнопарк регионального значения «Ключи». Модельные дома культуры (село Головчино, Грайворонский район). Памятники архитектуры, ставшие брендами территорий, - Холковский Свято-Троицкий монастырь-памятник истории и архитектуры XVII века (Чернянка) и «Круглое здание» XVIII века (Головчино). Крупномасштабные многоуровневые культурные проекты Белогорья - фестиваль традиционных народных игр, обрядов и забав «Живи, родник, живи» (село Ездочное Чернянского района) и международный фестиваль славянской культуры «Хотмыжская осень» (город Хотмыжск Борисовского района). Коды традиционной культуры транслируют также через выставки, ярмарки, отчётные концерты, популяризацию фольклора и традиционных художественных ремёсел… На Белгородчине существуют более 5000 фольклорных коллективов, в которых участвуют около 70000 человек, 23 дома ремёсел, 137 домов мастера, 71 детская школа искусств. И их количество продолжает расти.

Среди учреждений и мест, где проходили выездные творческие лаборатории, и явлений, свидетелями которых стали участники Школы, есть и такие, которые сами являются брендами территорий. Например, Боброводворская хлебная ярмарка. В её основе - возрождённая традиция Хлебной ярмарки, которые проводили на Руси. Этот проект вошёл в Фестивальный календарь Белгородской области-2013, изданный областным управлением культуры в конце прошлого года в качестве пилотной версии. Он стал брендом губкинской территории. Кроме того, Боброводворская хлебная ярмарка - часть социально-культурного кластера «Богородицкая житница», проектируемого в Губкинском городском округе. Проект стал лучшим по итогам областного семинара-практикума по защите других проектов социально-культурных кластеров в середине 2012-го, что позволило продвигать бренд. В его рамках планируют восстановить Дом Пульмана (наш земляк, доктор сельскохозяйственных наук, селекционер, метеоролог Иван Пульман в XIX веке вывел зерно, из которого и сегодня получают высококачественную муку) и создать музей, Дом мельника, пекарню с зоной для чаепития, приготовления теста на глазах туристов, дегустации. Помимо этого сохранить уже существующие Богородицкое опытное поле и метеорологическую станцию «Богородицкое-Фенино» имени И.А. Пульмана.

Насущная дуэль

В работе Школы особенно любопытной стала дуэль «Вписываются ли клубы в формат современного дня, или это пережиток советского прошлого?» Вот её основная проблематика: Как именно должны выглядеть современные ДК? Какой вы видите модель ДК новой формации, с новым названием, концепцией и набором услуг? Какая модель сотрудничества бизнеса и культуры для вас видится взаимовыгодной? Имеет ли тандем культура и бизнес своё продолжение?

«Сегодня на разных уровнях, в разных кабинетах идёт разговор о финансировании отрасли культуры и поиска дополнительных финансовых потоков в учреждениях культуры, - комментирует ректор Академии Денис Монастырский. - Действительно, сейчас все учреждения работают в этом направлении, развивают рынок платных услуг, стремятся быть востребованными и с экономической составляющей стороны вопроса. В Белгородской области создаётся позитивная тенденция сотрудничества бизнеса и культуры».

Одно из итоговых мнений, которое поддержали многие из присутствующих: «Культура должна стать продуктом, красиво упакованным. Спрос на культуру растёт, но без информационных технологий она не способна выжить». Чтобы клубные учреждения окончательно не стали пережитком советского прошлого, нужно при помощи бизнес-структур продвигать отрасли культуры на рынке услуг, в социальных сетях.

«Болтовня» по делу

В новом для нашей области формате «Печа-куча» (с японского «болтовня») участники Школы презентовали свои инновационные проекты. 6 минут 40 секунд, не более 20 слайдов, минимум текста - максимум картинок и фотографий на экране - вот три «золотых» правила Печи-кучи, которыми были ограничены доклады выступающих, затем - реплики из зала, и выступление завершено. Зато кратко, понятно и интересно. Легко выслушать и увидеть 17 лучших из 23 проектов, отобранных комиссией на второй конкурс инновационных проектов слушателей Школы (12 сентября). Различные по масштабам, объёмам работы и срокам реализации разработки предполагают развитие определённого направления деятельности. Многие проекты уже запущены (кто-то из их авторов уже получил грант), другие только собираются воплотить.

- Чтобы отрасль культуры финансировалась, нужно не просто просить об этом властные структуры, но и доказывать, что и зачем финансировать, - подчеркнула важность проектной деятельности в работе клубных учреждений Галина Зуева, заведующая сектором информационно-аналитической деятельности БГЦНТ. - Проекты - будущее культуры и, возможно, бренды тех или иных территорий.

А вот проекты-победители Школы. Лучшими проектами по продвижению брендов территории стали «Клубничная страна» (брендовый праздник-ярмарка в посёлке Уразово Валуйского района) и «Волшебный дом Снеговика» (Архангельская область). Лучшим партнёрским проектом признан долгосрочный окружной мультикультурный «Диалог национальных культур» (Ханты-Мансийский автономный округ). Лучшим социальным проектом по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию молодёжи оказался проект «В ожидании чуда» (познавательно-образовательная программа для будущих мам в Музее народного творчества) Центра народной культуры Ульяновской области.

Российские специалисты клубного дела отправились в свои регионы и расскажут коллегам, как, объединяя инновации и народные традиции, в Белгородской области обеспечивают высокую конкурентоспособность территорий, содействует созданию солидарного общества, повышают престиж клубного дела и профессии культработника. Как это поддерживают здесь органы исполнительной власти, без чего не удалось бы внедрять инновации и сохранять культурное наследие.

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Анна ВОРОБЬЁВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина