Сегодня в гостях у «Белгородских известий» человек, широко известный в Белгороде, но которого, тем не менее, мало кто знает в лицо. Зато с его творчеством знаком каждый житель нашего города. Пожалуй, самая известная его работа - скульптура белгородской бабушки у областного драматического театра, ставшая символом долголетия и прочности семьи: все молодожёны в день своей свадьбы стремятся сфотографироваться рядом с бабушкой. Вы уже, наверное, догадались о ком речь? Конечно же, это скульптор, архитектор и дизайнер Тарас КОСТЕНКО. Он сидит на нашем гостевом диване и охотно отвечает на мои вопросы.
- Тарас Викторович, в интернет-изданиях вас почему-то именуют харьковским скульптором. Вы действительно харьковский?
- Я коренной белгородец. Здесь я вырос, здесь учился в средней школе, а десятый класс закончил в Харькове, в художественном лицее при Харьковском художественно-промышленном институте. Высшее образование получил там же: закончил Харьковский художественно-промышленный институт, академию дизайна и искусств. Возможно, поэтому меня часто называют харьковским. Хотя в Харькове я белгородский, а в Белгороде - харьковский.
- То есть вы дизайнер?
- Да, дизайнер.
- Что это за профессия?
- Это человек, который создаёт дизайн вещей - от ручки до самолёта. Но я и дизайнер, и скульптор, и архитектор.
- Тарас Викторович, я слышал, что ваш отец очень одарённый человек, даже пишет музыку…
- Да, он оперный певец - баритон. Окончил консерваторию, учился в Харькове, Львове, Днепропетровске. Работал в филармонии, в Белгородском музыкальном училище. Пишет музыку.
- А сейчас чем он занимается?
- Папа уже на пенсии.
- И мама тоже одарённый человек?
- Конечно! Мама - ветеринарный врач. Она сейчас тоже на пенсии. В своё время была главным ветврачом Белгородской области по птицеводству.
- Я хожу по Народному бульвару мимо ваших скульптурных композиций. В частности, мимо «Первой учительницы». А почему она так старомодно выглядит?
- Есть вещи, которые идут от души, а есть конкурсные. Учительница - конкурсная работа. Были эскизы, были предъявлены определённые требования к композиции. Это не в полной мере моё творчество, моё видение. Вот «Челноки» около центрального рынка получились лихие, потому что никто меня не корректировал, не было творческих рамок. И композиции «Девочка на шаре» на улице 5 Августа, и «Бабушка» в сквере за областным драматическим театром - это моё видение темы.
- Кого вы воплотили в образе бабушки?
- Это собирательный образ, полёт мысли, представление о том, каким человек может быть в старости. Сегодня в силу нашего возраста нам кажется, что молодость бесконечна, что в жизни ещё всё успеем, но вдруг - стал старым и ненужным. Вот старушка и сидит, вспоминает о том, что было, и как это всё быстро прошло; и вместо носочка связала чулок.
- Сколько всего ваших композиций установлено в Белгороде и области?
- Я не считал.
- Солнечные часы? Это ваш проект?
- В этой композиции я был лишь исполнителем в твёрдом материале…
- Это как?
- Я воплощал идею архитектора в металле, делал всю геометрию... А вот «Фемида» над входом в Дом правосудия - это не конкурсная, а творческая работа, поэтому я считаю её одной из лучших моих скульптурных композиций.
- Тарас Викторович, а есть скульптурная композиция, которая вам больше всего нравится?
- Мне проще сказать, что не нравится… Я бы переделал учительницу.
- Почему?
- Не моя идея... Вот композицию «Дворник» мне никто не мешал создавать. Ещё мне нравятся скульптура «Аист», которую поставили возле областного перинатального центра, композиция «Моя семья» в центральном парке. В ней, кстати, вначале было два ребёнка, потом появился третий. Но это не испортило композицию, она стала интереснее. А в целом - все работы любимые. Даже «Учительница».
- Недавно на Гражданском проспекте, напротив мэрии, установили скульптурную композицию «Строитель», и вы там указаны как архитектор…
- Да, я делал только эскиз, но не лепил.
- А кто же скульптор?
- Андрей Паливода, молодой талантливый харьковский скульптор. В тандеме с Андреем мы сделали эту скульптуру за четыре месяца. Кстати, вначале строитель был с мастерком.
- Расскажите, как создаются скульптуры. Сам процесс...
- Вначале идея, то есть что ты будешь делать, как ты впишешь в окружающую среду, как это будет смотреться. Когда придумано, набрасываю эскизы карандашом, делаю эскиз из пластилина. Затем всё вымеряется, примеряется и делается каркас. Вот тут главное - не промахнуться в пропорциях каркаса. На него набрасывается глина, и начинается лепка. Если это фигура - она лепится обнажённой, чтобы были видны все анатомические особенности, а потом уже делается одежда. После этого можно снимать формы и отливать в гипсе либо в бронзе.
- Скульптура отливается единым массивом?
- Нет, из фрагментов. Потом их сваривают аргоном, зачищают и тонируют. Все скульптуры полые внутри. Не полой может быть только маленькая скульптура.
- Сколько уходит бронзы на композицию, например, «Строителя»?
- Примерно триста килограммов.
- Кто это всё оплачивает? Ведь работа литейщиков денег стоит…
- Если это конкурсная работа, то финансирует бюджет. Если сторонний заказ, то платит заказчик.
- Тарас Викторович, а почему именно вам выпадает честь делать для Белгорода скульптурные композиции в таком большом количестве?
- Я же не совсем скульптор. Я скульптор-дизайнер. Это многое меняет. Я воспринимаю художественное пространство и как дизайнер, и как архитектор. Я в силах не только воспринимать объёмность предметной среды, но и видеть при этом его экстерьер и интерьер. Конечно, невозможно быть универсальным. Если ты пытаешься быть во всём хорошим, то на самом деле ты - плохой специалист. Просто у меня кругозор шире.
- Сколько вам лет?
- Недавно исполнилось 34.
- Были в вашей жизни периоды невостребованности?
- Когда учился в институте, не знал, где применить свои навыки. Приехал в Белгород и попытался заняться дизайном, но у меня это как-то туго пошло, потому что наш город всё-таки отстаёт в дизайнерских разработках от Харькова. И так случилось, что объявили конкурс на скульптурные композиции. Я был молод, ночи не спал, за три месяца сделал две работы: «Девочку» и «Бабушку». Скульптуры понравились. Наверное, это был мой счастливый случай.
- Вам было тяжело учиться?
- Нет. Я с третьего курса в украинской пивной компании разрабатывал кружки, пивные колонны, охладители… Потом мы начали выпускать журнал «Пивное дело». Мне было 18 лет, когда я стал директором дизайн-студии «Хорошо». Там я проработал чуть больше двух лет и под диплом ушёл на вольные хлеба. Работал в наружной рекламе, занимался интерьером. Сейчас у меня дизайн-студия.
- Вы реализовали себя как профессионал?
- Нет, конечно, мне ещё учиться и учиться. Многие вещи я просто не успеваю, увлекаюсь многим, но затягивает повседневная рутина. Я уже пятый год хочу выехать на пленэр, заняться живописью. Вот и сейчас хочу куда-нибудь сорваться на неделю, отключить телефон…
- А у скульпторов отпуска бывают?
- С этим сложно. У работы скульптора своя специфика: сегодня есть работа, а завтра её нет, поэтому если она есть, то надо работать и работать.
- Как оплачивается труд скульптора?
- По-разному. Зависит от именитости.
- Вы именитый?
- Нет (улыбается). Вот стану заслуженным скульптором и профессором - тогда…
- У «Бабушки» вандалы отламывали руку, у «Дворника» - метлу. А кто восстанавливает повреждения?
- У «Бабушки» руку унесли. Пришлось её заново вылепить, отлить и прикрепить. У «Дворника» черенок метлы латунный и полый, его регулярно отламывали. В конце концов, я вынужден был вставить арматуру и заварить. Теперь держится, а рядом сидящего кота укрепил так, что его снести невозможно.
- Но вы ведь могли отказаться от восстановления?
- Мог. Но ведь жаль, оно своё, родное. У «Челноков», например, сумка оторвана, никак не можем восстановить, потому что мне их надо демонтировать. Сами «челноки» бронзовые, а сумка из меди, и ручки от сумки были приклёпаны к бронзе и заварены. Клёпки оторвались. Мне, чтобы это восстановить, надо укрепить каркас. В общем, головная боль: снять, поставить… Это большая сумма, оплачивать никто не хочет. Поэтому «Челноки» пока без сумки.
- Над чем вы сейчас работаете?
-У меня есть идея сделать обелиск белгородцам, трагически погибшим 22 апреля на Народном бульваре. Сейчас мой проект на рассмотрении в администрации.
- Вы верующий человек?
- Раньше не был, а с возрастом начинаю задумываться.
- Женаты?
- Собираюсь.
- У вас есть ученики, последователи?
- Есть те люди, с кем я работаю, сотрудничаю.
- Это люди вашего возраста?
- Да. Андрей Паливода, можно сказать, мой ученик и в чём-то соавтор, я на него возлагаю большие надежды.
- Вы строгий учитель?
- Скорее, добрый.
- Кто для вас авторитет в искусстве?
- Церетели - хороший живописец и скульптор. Не скажу, что мне нравится всё в его творчестве, но какие-то вещи очень нравятся. Его есть за что уважать.
- А кто ещё?
- Леонардо да Винчи, Микеланджело, Роден… В живописи - Малевич. Все говорят: вот квадрат нарисовал, я тоже так могу. Извините, да у него академический рисунок какой! Я не знаю, кто у нас сейчас так нарисует. Он же - талантище! А сейчас многие художники-абстракционисты примитивные свои работы выдают за шедевры, убеждая, совершенно безосновательно, что это искусство.
- Вы пробовали работать по камню?
- Нет.
- Почему? Не было возможности или опасаетесь, что не получится?
- Физически не успеваю.
- К вам обращаются с частными заказами? Бюст какой-нибудь себе сделать прижизненный…
- В основном послежизненный. Я сделал три памятника.
- А бывало, что уже отлитая скульптура получалась не такой, какой задумывалась?
- Естественно. Где-то что-то деформировалось, металл ведь утягивается.
- Каким образом выходили из этой ситуации?
- С нервами, конечно. Бывало, что и переделывал.
- Где вы любите отдыхать?
- С родителями дома. Отключаю телефон и разговариваю с родителями. Я хоть и часто их вижу, но некогда пообщаться.
- В Белгороде есть любимые места?
- Моё любимое место - родительский дом. Ещё мне нравится смотровая площадка рядом с клубом «Форум». Там открывается такая панорама! Я сравниваю наш город с Харьковом и прихожу к выводу, насколько Белгород чище и красивее. Если кому-то у нас не нравится, пусть поедет в Харьков, в Курск, пусть посмотрит - это контраст.
- Были в вашей жизни поступки, о которых вы жалеете?
- Конечно. Я очень жалею, что мало общался с сестрой. Ведь благодаря ей я начал заниматься скульптурой и стал тем, кто я сегодня. Оксана была историком, искусствоведом, кандидатом наук и должна была осенью 2002 года защитить докторскую диссертацию, но судьба не дала ей это сделать. Летом того же года Оксана сопровождала детей на отдых в Испанию, и над Боденским озером в Германии произошла авиакатастрофа. Я бы всё отдал, чтобы время повернуло вспять... Но уже ничего нельзя исправить...
- Чего вы хотите достигнуть?
- Хочу защитить кандидатскую диссертацию.
- И вы будете кандидат чего?
- Искусствоведческих наук.
- А дальше?
- А дальше - докторская. Буду преподавать. Раньше не задумывался, а сейчас интересно. Почему бы не поделиться своим опытом?
- Вы живёте в своём доме или в квартире?
- Живу в квартире и мечтаю о доме, но пока ещё не заработал на свой дом.
- Вы обеспеченный человек?
- Не могу так сказать. Хотя от зарплаты до зарплаты не живу. Но и позволить себе пойти и просто так купить машину - нет. Или захотел дом построить - нет такой возможности. Сегодня густо - завтра пусто. У меня нет такой стабильности, когда бы знал, что будет завтра, послезавтра… Волка ноги кормят.
- Тарас Викторович, у вас есть недоброжелатели?
- У каждого уважающего себя человека они есть.
- А друзья есть?
- Друзьями я могу назвать немногих. В основном, хорошие приятели.
- О чём мечтаете - как скульптор?
- Вот «Танковый таран» у музея-заповедника «Прохоровское поле» - серьёзная скульптура, монументальная. Это надолго, это интересно. Но обидно, что не я автор, а был только исполнителем. А мне хочется самому сделать что-то похожее, может быть, не на тему войны. Сделать от души.
- И что бы вы сделали от души?
- У меня много идей. Например, сделать скульптуру-дом. Нестандартную вещь, совмещённую с чем-то. Хочется, извините, чтобы это было, как у Антонио Гауди.
- Вы сложный человек?
- Думаю, нелёгкий.
- Принципиальный?
- Пойду на принцип даже во вред себе.
- Книги читаете?
- Сейчас бы перечитал «Тихий Дон» Шолохова.
- А какие фильмы смотрите?
- Разные. Документальные, о животных люблю, фантастические фильмы. Мои любимые фильмы, я не говорю о сюжете, а именно по декорациям, по дизайну - «Обливион» и «Хроники Риддика». Там мощная работа декораторов, скульпторов…
- Чем увлекаетесь?
- Не рыбак, не охотник. Моё хобби - это работа.
- Комментировать
- 8665 просмотров
скульптура
так ведь скульптор Харьковский скульптор -Иванченко Д. ,а лавры собирает Костенко