В его студии есть линия, на которой стоит камера. Во время работы она чётко разграничивает пространство комнаты. Со стороны камеры - это нынешний момент. С другой стороны, там, где находится модель, может быть какое угодно время. Фотограф Павел ТИТОВИЧ любит работать по утрам. Часов в десять. Победитель международных фотоконкурсов, участник многих выставок, чьи работы публикуются в российских и зарубежных журналах, рассказал о себе и секретах своего ремесла.
О монохроме и времени
- Павел, почему ты предпочитаешь монохромное фото?
- Сам я в этом глубоко не копался. Думаю, тут есть влияние чёрно-белого кино. Той же «Земляничной поляны» Ингмара Бергмана. Да и вообще на меня куча людей повлияла.
- Многие твои работы посвящены старой фотографии. Ты делаешь снимок, а затем «состариваешь» его. Для чего?
- Мне нравится уходить от времени. Чтобы на фотографии не было каких-то временных привязок. Например: обнажённый человек без каких-то предметов, относящихся к этой эпохе. Это ведь тоже размышление о времени, о том, что нас окружает.
- То есть твои снимки - вне времени?
- Они без конкретной привязки к дате.
- Условно говоря, это могло быть снято и сто лет назад, и через сто лет после нас?
- Да.
Об учёбе и начале
- Расскажи немного о себе.
- Родился в Белоруссии, жил на Украине, в Москве, Красноярском крае. Отец военный, поэтому с переездами «повезло». Дольше всего жили в Перми - 13 лет. В Белгороде уже три года.
- Где учился?
- Я окончил аэрокосмический факультет Пермского государственного технического университета. По специальности - инженер измерительно-вычислительных комплексов. Правда, по специальности не работал.
- Как родители относятся к тому, что ты занимаешься фотографией?
- Отлично. Конечно, по первому времени они думали, что это сиюминутное увлечение, что пройдёт. Наверное, так у всех бывает. Но вот, не прошло.
- А когда началось?
- В 2007 году. Я познакомился с одним фотографом в Пермском крае. Мы приехали к нему в студию на несколько дней. Под воздействием атмосферы, которая там царила, во мне произошёл какой-то перелом в отношении к фотографии.
О творчествеи деньгах
- Откуда пристрастие к студийному фото?
- Один известный московский репортажный фотограф говорил мне, что студийная фотография - мёртвая. Для меня же нет принципиальной разницы между студийной и репортажной фотографией. Репортаж на самом деле и там, и там.
- В каком смысле?
- К примеру, приходит в студию модель. Она соответственно концепции снимка одевается, занимает в кадре определённое положение. Для модели это - событие. Она или он больше никогда в жизни не испытает подобных ощущений. Такого больше никогда не произойдёт. Конечно, о терминах можно спорить, но, по-моему, это тоже репортаж.
- Ты платишь моделям за съёмку?
- Нет. Скорее всего, я никогда не буду платить за съёмку. Дело не в жадности, конечно. В индустрии фотографии есть такой термин TFP - time for print. Это означает: ты мне позируешь, а я тебе - снимок. В последнее время название изменилось на time for CD - по причине распространения цифровой фотографии. В таком случае взаимодействие участников творческого процесса более глубокое.
- Думаешь, если бы в этой схеме присутствовали деньги, всё было бы по-другому?
- Да, всё было бы по-другому. Для меня же очень важно личностное отношение к человеку, которого снимаешь. Это событие жизни.
О продажах и журналах
- Твои работы продаются?
- Недавно продал работу в Нидерланды. Клиент нашёл меня через сайт, спросил, что я могу ему предоставить. Договорились о фото, о цене, и я ему напечатал снимок, который он хотел.
- Твои снимки публикуют в зарубежных журналах. Издания сами на тебя выходят?
- По-разному. Китайцы и канадцы - сами. С журналом Blur связывался я. Тут принцип простой: стучитесь, и вам откроют. Что касается испанского издания, то со мной через Facebook связался паренёк, которому понравились мои работы. Он попросил опубликовать своё поэтическое произведение с моими снимками. Я не стал возражать, конечно.
О кино и живописи
- Какие фильмы смотришь?
- Разные. Любимый - «Сталкер» Тарковского.
- Ты разбираешься в живописи?
- Ну, в чём-то да. Сейчас кстати, работаю в нашем художественном музее на полставки - снимаю видео, картины фотографирую. Есть классный фотограф - Здзислав Бексиньский. Он начинал с фотографии, а затем стал писать красками. Потрясающие работы. Что мне нравится в живописи - когда художник создаёт определённый мир. Не просто нарисовал пейзаж, а именно создал что-то новое. Тот же Дали - самый распространённый пример. Или создатель мира «Чужих» Ганс Гигер. Очень круто.
- Используешь что-то из живописных работ или приёмов в своих снимках?
- Многое из живописи невозможно перенести в фотографию. Во всяком случае, в фотографию, которая создаётся без дополнительных манипуляций. Хотя есть фотографы, которые делают потрясающие коллажи. Думаю, что живопись и фотография - очень разные формы искусства. Мне представляется, что все художники определённым способом врут. Слово, конечно, грубоватое, но по сути…
- А может, они наоборот - более честные?
- Фотография более правдивая. Я имею в виду плёночную фотографию, не цифровую.
О плёнке и цифре
- Считаешь, что на современном этапе развития технологий есть принципиальная разница между плёнкой и цифрой?
- У меня никогда не получалось делать отпечатки с цифры такими же, как с плёнки. А ведь это конечный продукт.
- Можешь объяснить, в чём разница?
- В цифре всё жёстко структурировано. Она и визуально не выдаёт качества плёнки по градации, детализации. Конечно, цифра сейчас в некоторых параметрах «перескочила» плёнку намного дальше. Плёнка становится больше уделом ремесленников. Художники тоже раньше всё делали сами: готовили краски, грунтовали холст. А сейчас - пошёл в магазин, купил натянутый холст, нарисовал, вот ты и художник. То же самое и с фотографией творится. Купил фотоаппарат - и ты фотограф.
- Фотографов, действительно, много. Что думаешь по этому поводу?
- Это нормальное явление. Если развитие техники даст импульс авторам, это прекрасно. Но если возникает мнение, что фотография - это легко и сразу, то это иллюзия. Люди, конечно, ей подвержены. С другой стороны, индустрия даёт фотографам и клиентов. Если бы её не было, фотография оставалась бы на бытовом уровне.
- Значим ли для тебя в творческом отношении процесс проявки плёнки?
- Да, конечно. Контроль процесса от начала до конца - это, по-моему, самое важное. Я проявлял в лабораториях, и это было жуткое зрелище. Я с самого начала с трепетом относился к качеству продукта. Бывало так: заказал плёнку в Москве, отснял, сдал на проявку, её вынимают из проявочного агрегата, наматывают на руку и складывают… Вот после этого я задумался: может, я как-то сам справлюсь.
О мечтах и думании
- О чём ты мечтаешь?
- Не знаю. Как-то оно всё идёт и идёт…
- Если нет мечтаний, может, есть цели?
- Что касается фотографии - делать снимки, на которых присутствуют те, кто мне дорог.
- Ты вообще легко сходишься с людьми?
- Нет. В Белгороде за три года появилось не так много знакомых.
- Ты аполитичный человек?
- Какое-то время назад впал в политику. Это было перед декабрьскими выборами. Но я считаю, что политика лезет в голову тогда, когда больше нечем заниматься. Сейчас мне есть над чем думать, я в процессе размышлений. Готовлюсь к съёмкам. Ищу реквизит.
- Интересен твой снимок, на котором пожилой мужчина с часами.
- Это мой дед (улыбается). Ветеран. Вообще в фотографии важны даже не сюжеты, а история. То, что я делаю, я делаю, во-первых, для себя. Как итог размышлений, понимания каких-то вещей через фотографию. И в первую очередь хотелось бы оставить после себя всю семейную фотографию. Какая бы она ни была: простая, не сюжетная, она оставляет главный след, является костяком. Это основа всего. Этот дед с часами - одна из работ о семье. Личные фотографии заставляют думать над многим.
- Комментировать
- 3251 просмотр
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад