Девятилетний мальчик, которого никто не искал, замёрз в овраге в нескольких километрах от своего дома
В марте 2010 года «Белгородские известия» рассказали историю о том, как в Прохоровском районе из одного села исчезли две пятнадцатилетние девочки. И вот через два года история повторилась. Исчез мальчик.
- Это горе для всего нашего села, - говорит глава администрации Вязовского сельского поселения Елена Гришина. - Если бы мы знали, мы пошли бы всем селом искать мальчика. Но нам ничего не было известно.
Третий из пятерых ребёнок многодетной семьи Зуевых, 9-летний Вова, умер от переохлаждения в овраге, в нескольких километрах от своего дома. В ночь с 30 на 31 марта.
Короткий путь
Вместе с другом Даниилом на велосипедах Вова поехал в село Кондровку за клеёнкой. Мальчик решил забрать её из своего бывшего дома, откуда они с семьёй в прошлом году переехали в Вязовое. Вова хотел построить шалаш, как говорят его друзья и родственники. По асфальтированной дороге между сёлами - 25 километров, а полем, по прямой - около семи. Дети поехали по короткому пути, три километра которого - непролазная грязь.
На обратном пути мальчишки устали, выдохлись, начало темнеть. Даниил оставил Вову в овраге, ушёл в поисках палки, чтобы помочь другу очистить велосипедные колёса от налипшей грязи. Заплутал, вышел, на дорогу, где через какое-то время его подобрал дедушка, который его уже разыскивал. Дед отругал внука и мокрого, окоченевшего увёз домой.
А Вова, уставший и замёрзший, остался в овраге - он боялся бросить драгоценный для него велосипед. Он ждал помощи. Но так и не дождался. Вымотанный трудной дорогой, ребёнок прилёг на клеёнку и, видимо, уснул. Его тело нашли только наутро следующего дня.
На похороны школьника пришло всё село. Все вместе собирали и деньги на погребение. Все плакали. Дедушка спасённого Даниила не хочет ни с кем разговаривать. По словам Елены Гришиной, он не может себе простить того, что забрал своего парнишку и не пошёл искать второго.
На следующее утро
Родители Вовы до последнего так и не подняли тревогу. Своего ребёнка хватились только родственники Даниила, около десяти часов вечера. Тогда и отец Вовы тоже поехал искать сына в Кондровку. Но там его не нашёл и решил, что ребёнок у своей родной тётки в селе Чуево. Вернулся домой в Вязовое. Никто не обратился в полицию, и ничего не сказали соседям. Повторно искать школьника пошли только на следу-
ющее утро. Даниил привёл отца Вовы на место, где он оставил друга. Там его и нашли...
Участковый села Вязовое Иван Курганский не понимает, почему ему никто ничего не сообщил. Ведь после того, как нашёлся первый ребёнок, спасти второго - шансы были. Достаточно было позвонить в полицию, поднять людей.
- Мы и подумать не могли, что с сыном может случиться что-то плохое, - говорит отец Вовы Сергей Зуев.
- Я на него потом кричала, почему никому не сказал, - чуть не плачет глава сельского поселения.
Условные узы
Вкратце напомню, о чём шла речь в репортаже «Вперёд, за цыганской звездой». Позапрошлой зимой в семье Зуевых пропала 15-летняя дочь. Не пришла в школу, не пришла ночевать. Вместе с подругой из села Масловка убежала из дома. Её подружка тоже из многодетной семьи. Родители не заявляли в милицию и не искали их несколько недель. Школа тоже не спохватилась. Милиция нашла их в Старом Осколе, где девочки жили у незнакомых людей, попутно воруя телефоны и кошельки в общественном транспорте и многолюдных местах.
Их семьи жили бедно, но не нищенствовали: масловским сельская администрация выделила отапливаемый дом, семья вела хозяйство - огород, скот... У семьи Зуевых, тогда они жили в маленьком доме в Кондровке, который топили дровами, решался вопрос о покупке дома в Вязовом на материнский капитал. Семьи жили натуральным хозяйством и на случайные подработки, которые перехватывали отцы семейства, а жёны рожали и воспитывали детей.
Подруги, как они потом признались, увлеклись сериалом «Кармелита» - про романтическую жизнь цыганки. И тоже захотели быть свободными от родительских и школьных уз. Как оказалось, узы были условными: о сбежавших школьницах долго не вспоминали ни те, ни другие.
После того, как девочки нашлись, их определили в спецприёмник, а потом вернули родителям - до решения суда по делу о кражах. Сейчас обе девочки находятся в спецшколе для несовершеннолетних - где-то под Уфой. Должны освободиться примерно через год.
Возраст самоопределения
В семье Зуевых - детей пятеро. Старший, ему уже за двадцать, живёт в Губкине, по словам отца, работает - «кладёт плитку». В подростковом возрасте он тоже уходил из дома, совершал мелкие преступления. Судьбу его повторила младшая сестра, когда немного повзрослела. После рождения Максима родители получили материнский капитал и купили дом с землёй в Вязовом - однокомнатный, но отапливаемый, с горячей водой. Осенью 2011 года Зуевы переехали туда из Кондровки, а в ноябре родилась младшая дочь, пятая по счёту.
Вова, третий ребёнок в семье, не дожил до того времени, когда стал бы искать самоопределения в жизни. Сейчас подрастают его младшие братик и сестрёнка…
Дом Зуевых - на отшибе, крайний по улице. Во дворе - куры, на цепях - две собаки. Под ногами возится щенок. Навстречу вышел Сергей, глава семьи, за руку с маленьким Максимом. Супруга с младшей дочерью - в больнице, ребёнок простудился, видимо, во время похорон.
- Я работаю сейчас в Скородном, на стройке, меня забирают из дома на машине, потом привозят домой, - рассказывает Сергей. - Дочь должна вернуться через год, там, в спецшколе, она выучилась на швею, мы ждём её, пишем друг другу письма.
Про Вову отец не говорит. Глаза опускает в землю...
Максимка играет со щенком, топает на него. Щенок с поджатым хвостом сторонится мальчишки.
- Давай погладим щенка вместе! Любишь собачку? - говорю мальчишке.
- Да, - отвечает, смущённо улыбаясь, но гладить щенка то ли стесняется, то ли боится.
Ничего плохого
Пенсионер Николай Тимофеев, проживающий в доме рядом, ничего плохого не может сказать о соседях:
- Никогда ни шуму от них, ни скандала. Бывает, зайдём друг к другу, но зимой-то никакого движения в деревне нету. Вышел, курям сыпнул - и спать. Да были б мы были ровесники, может, теснее бы общались. Они, Зуевы, самые молодые по нашей улице. Вот, теперь в кумовья зовут, собираются крестить младших.
- Когда улицу нам сделаете? - обратилась к главе Вязовской администрации вышедшая из дома супруга Николая Тимофеева. - Ждём, когда проложите дорогу, в слякоть ходить трудно.
- Сделаем дорогу, - отвечает Елена Гришина.
- У нас тут горе за горем, - продолжают вздыхать соседи Зуевых. - Через дорогу вон в доме Иван Георгич не поднялся на днях, дверь выбивали, «скорую» вызывали. Сейчас вот встал, ходит потихоньку.
- А в том доме бабушка упала, тоже помогали. У нас в селе все соседи друг другу на помощь приходят, не бросаем никого.
- Почему Зуевы помощи не попросили в поисках мальчика? Не знаю даже, - сокрушается Елена Гришина. - Может быть, потому что замкнулись из-за того, что девочке срок дали, а может, потому что совсем недавно переехали в Вязовое.
Остался один
По словам директора Вязовской школы Сергея Гудова, Вова был шустрым, общительным мальчиком, хорошо пел, занимался в кружках. Пропусков без уважительной причины не было, классный руководитель Светлана Волобуева связь с родителями мальчика поддерживала. Все говорят одно: никакого повода обратить пристальное внимание на семью Зуевых у педагогов и других специалистов не было. В их доме - чисто, хоть и не богато. Дети - накормлены, одеты.
В селе Вязовое - девять многодетных семей. Правда, Зуевы - самые малообеспеченные, жили все вместе на доход от 7 до 17 (в лучшие времена) тысяч рублей в месяц. После трагедии с Вовой Зуевым на многодетные семьи обратили внимание специалисты отдела по делам несовершеннолетних: всех объехали, посмотрели, как живут. Но только после трагедии… Хотя с 2004 года семья Зуевых неоднократно привлекалась к ответственности, в основном, за несоблюдение обязанностей по воспитанию детей и за нахождение их в позднее время в общественных местах.
Само Вязовое считается благополучным селом. В нём работает крупное хозяйство, которое занимается производством молока, зерном, рядом - свинарники. Население - 850 человек, в возрасте до 30 лет - 264 человека. Большинство - пожилые.
Некоторые люди, с которыми удалось поговорить, уверены, что именно бедность стала причиной гибели ребёнка. Мальчик просто не решился бросить велосипед, который был для него драгоценной вещью. Другие говорят, что виноваты родители, не сообщившие о пропаже ребёнка. Третьи обвиняют педагогов и администрацию. Кто же виноват? Скорее всего, причины наложились друг на друга.
Хотел отгородиться
- Парня загубили на ровном месте, - говорят в селе.
- Столько народу в одной комнате живёт, он интуитивно хотел отгородиться, шалаш построить, своего угла, наверное, хотел, - сокрушаются другие.
Мальчик остался один, в темноте, в холодном овраге. Забытый всеми. Насколько он осознавал весь ужас своего положения, можно только гадать. Может быть, он и умер от страха, не имея больше сил цепляться за жизнь. И велосипед…
От редакции: по этическим причинам фамилии героев в тексте изменены.
- Комментировать
- 2000 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад