16 апреля случился пожар в доме, который охраняется государством
Белгородцам старшего поколения и тем, кто знает и любит историю родного города, этот старинный особняк по проспекту Славы, 44 известен как дом купца Бабенкова. В «Путеводителе по Белгороду» 1911 года, изданном к прославлению нетленных мощей святителя Иоасафа, он назван в числе пяти самых красивых одноэтажных зданий города.
По определению группы харьковских специалистов, составлявших под руководством профессора А.А. Тица реестр зданий в Белгороде, имеющих историческую и архитектурную ценность, это «образец жилого дома, построенного с элементами классицизма и раннего модерна». 28 ноября 1992 года здание было взято под охрану государства.
Хозяин дома купец 2-й гильдии Павел Григорьевич Бабенков умер 14 декабря 1907 года в возрасте 48 лет и был похоронен на городском кладбище. Сваленный с его могилы памятник сохранился до наших дней. Вдова Павла Григорьевича Анастасия Дмитриевна пережила все революции, Первую мировую и Гражданскую войны. Дом их на улице Смоленской (ныне проспект Славы) в первые годы советской власти был национализирован.
В нём стали проживать красноармейцы и частные лица. В августе 1943 года в здании располагался штаб 89-й гвардейской стрелковой дивизии, освобождавшей Белгород. Об этом в 1970-1980-х годах напоминала мемориальная медная доска, которую в годы «перестройки» сорвали малолетние злоумышленники и сдали в пункт приёма металла.
Памятники истории и архитектуры горят в Белгороде с поразительной лёгкостью. Поджоги их стали не случайностью, а закономерностью. В 2007 году на улице Чумичова горел старинный двухэтажный дом Курбатовых, известный в народе как «усадьба купчихи Курбатовой».
Жильцов из него выселили, несколько лет он стоял бесхозным, пока не загорелся. Тогда всю вину свалили на бомжей, которые якобы и устроили в нём пожар. Странное дело! Прямо через дорогу находится отделение милиции. Напротив живут бродяги, поджигают дома, а милиционерам и дела до них нет. В феврале 2008 года дом снесли. А ведь заместитель начальника управления культуры Белгорода Е.В. Кудинова клятвенно заверяла тогда общественность через средства массовой информации, что здание будет отреставрировано и о сносе его не может быть и речи.
В 2011 году на улице Пушкина снова пожар. Горела бывшая усадьба дворян Курчаниновых, в которой родилась и проживала до замужества мать Героя России, легендарного разведчика Владимира Борисовича Барковского (урождённая Курчанинова). Члены этой фамилии, проживавшие в доме на улице Батальонной (ныне Пушкина) были благотворителями.
Немало своих собственных средств жертвовали они на ремонт и благоустройство Успенско-Николаевского собора. И вот теперь два их дома в опасности. Жильцов из них давно выселили, и стоят они бесхозные и не нужные нашему государству, под охраной которого находятся. Вроде бы и бомжей здесь никто не видел, а дом загорелся. Спасли его чудом.
Пожар в доме Бабенкова из той же серии. Кто его поджёг - неизвестно. Но раз горят памятники истории, находящиеся под охраной государства, значит кому-то это нужно, значит, кому-то они мешают.
Последний пожар памятника истории возмутил общественность Белгорода. В тот же день в Интернете появились гневные отзывы белгородцев, вызванные тревогой за судьбу не только этого, но и других памятников истории и архитектуры Белгорода.
Вот что пишут люди:
«Как ни прискорбно, для Белгорода пожары на подобных старинных объектах - скорее правило, чем исключение».
«Очень жаль, что архитектурный стиль Белого города теряем. Я много раз бывал в Германии и был удивлён, когда смотрел открытки городов после войны и то, что видел в реальности. Центр города старались восстановить именно так, как это было. Без старого не будет нового! История - это важно, а архитектурная история - вдвойне».
В настоящее время в Белгороде под угрозой сноса находятся пять памятников истории XIX - начала XX веков: два дома дворян Курчаниновых по улице Пушкина, дом купца
Бабенкова по проспекту Славы, дом городского головы М.В. Мачурина на углу Чумичова и Преображенской, дом графини Ластовской (бывший детский дом и конно-спортивная школа) на Кашарах. Неужели и они исчезнут с лица Белгорода?
Вот уже почти десять лет в городской администрации ведётся речь о создании музея под открытым небом. Какой может быть музей без экспонатов? В данном случае экспонатами являются именно старинные дома - памятники истории и архитектуры, их в нашем городе можно пересчитать по пальцам.
Никакие новоделы, которые предлагают белгородские архитекторы, не заменят подлинник, и никакого музея под открытым небом не будет в Белгороде без памятников истории и архитектуры, которые надо беречь и охранять на деле, а не на словах.
- Комментировать
- 3165 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад