Дети любят учиться тогда, когда их этому учат учителя
Счастливы люди, которым на жизненном пути встретились хорошие учителя. Светлане Усовой повезло, она с теплотой вспоминает своих школьных педагогов, которые давали не только знания, но и научили любить учиться. Теперь она сама - педагог, преподаёт историю и обществознание в Верхопенской школе имени Героя Советского Союза Михаила Абросимова (что в Ивнянском районе).
Главный показатель
Историческими романами она зачитывалась с детства. Интерес к истории и определил всю судьбу Светланы Усовой - после школы не раздумывала: конечно, истфак Белгородского педагогического (тогда ещё) института!
- Я училась сначала в Драгунской школе-восьмилетке, а потом - в Нижнепенской школе, это в Ракитянском районе, и в обеих школах были очень хорошие учителя истории. Так что с педагогами мне очень повезло. И первая пятёрка по практике мне очень дорога - я поняла, что я тоже хочу быть учителем! Не просто изучать историю, но преподавать её детям, - рассказывает Светлана Усова.
В школе она работает почти двадцать шесть лет. С мужем, Сергеем Григорьевичем, к слову, тоже на истфаке познакомилась - он учился на курс старше. А теперь они вместе - в школе. Сначала он приехал сюда работать по распределению, а она - за ним. Он - завуч, она - учитель истории и обществознания. Но исследовательские проекты пишут вместе и с ребятами к конкурсам и олимпиадам тоже вместе готовятся.
Верхопенская школа уже два года входит в рейтинг лучших
образовательных учреждений области. Это не просто красивые слова: по итогам года победителям рейтинга выделяются средства, которые целенаправленно идут на поощрение лучших педагогов.
- Сейчас от многих учителей можно услышать, что, мол, идут разговоры о повышении зарплаты, но не все это повышение ощущают на себе…
- Я бы сказала так: у каждого учителя - не важно, в сельской он школе работает или в городской - есть возможность самому повлиять на рост своей зарплаты, и я это почувствовала на себе, - говорит Светлана Усова. - В недавней своей статье «Строительство справедливости.
Социальная политика для России» наш премьер-министр Владимир Путин писал: «В ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями обучения…, с девиантным поведением». Так вот, я могу с уверенностью утверждать, что в нашей школе таких проблем нет. Если учитель привил ребёнку стремление получать знания, если он готовит детей к конкурсам, олимпиадам, если он сам занимается исследовательской работой и постоянно повышает свой профессиональный уровень - то за счёт стимулирующих выплат ему идёт существенная прибавка к зарплате.
- Но надо ведь работать, а не просто просиживать часы в школе! - убеждена Усова. - То же касается и ЕГЭ, и профильного обучения: общество развивается, обновляется, и школа должна развиваться и обновляться в ногу с ним. ЕГЭ, что бы о нём не говорили, даёт возможность детям из глубинки поступать в престижные вузы. Как и профильное обучение, которое хорошо себя зарекомендовало. Не надо бояться нововведений, нужно просто идти в ногу со временем, учитель всегда должен учиться сам.
В 2006 году Светлана Поликарповна получила грант сто тысяч рублей в рамках нацпроекта «Образование» за совместные с учениками исследования в области истории, этнографии и краеведения.
- Работать с детьми - интересно! Их успехи - это и мои успехи, это главный показатель моего труда! - считает Светлана Усова.
Надо ли говорить, что более половины старшеклассников Верхопенской школы, выбирая предметы для сдачи единого госэкзамена, отдают предпочтение истории и общество-знанию. За последние три года верхопенские школьники показывают результаты, на десять-тринадцать баллов превышающие среднеобластные итоги ЕГЭ по этим предметам…
По индивидуальным планам
- Многие считают историю скучным предметом. Может быть, потому, что учебники скучно написаны? - спрашиваю у Светланы Поликарповны.
- История - скучная? - моя собеседница удивлённо приподнимает брови. - Нет, я бы сказала, что она сложная. Она требует не только понимания, но и запоминания. Её недаром ставят по сложности на один уровень с математикой. И ещё: историю нельзя учить только по учебникам!
- Как же вам удаётся пробудить у ребят к ней интерес?
- Только за счёт дополнительных материалов. Дети - очень благодарные слушатели. И я стараюсь так построить урок, чтобы они слушали на одном дыхании. Интересуюсь новинками, рекомендую, какие передачи смотреть, какие журналы и газеты почитать. А потом на уроках мы их обсуждаем. В десятых-одиннадцатых классах созданы профильные группы, и те ученики, которые выбирают историю и обществознание как учебный профиль, всегда мои рекомендации выполняют. Часто мы пишем мини-исследования. Например, когда проходили тему Октябрьской революции, сами ребята обратили внимание на противоречие - почему в литературе она называется Великая Октябрьская социалистическая революция, а в современных учебниках - октябрьский переворот.
Иногда и у меня расходится мнение с мнением авторов учебника, и дети порой расстраиваются, почему такие разные представления об одном и том же явлении. Но зато у них формируется представление о субъективизме, они пытаются сами докопаться до истины, сформировать своё мнение.
В этой школе старшеклассники занимаются по индивидуальным учебным планам. Сами ребята это новшество в образовательном процессе восприняли с энтузиазмом: ведь именно так можно полноценно подготовиться к выбранным экзаменам и уделить наибольшее внимание тем предметам, которые тебе интересны.
- Но такая работа тяжела для учителя, - говорит Светлана Поликарповна. - Прежде всего на психологическом уровне. То есть ты понимаешь, что при такой системе обучения ребёнок получает более качественное образование. Но в то же время - приходишь в класс, а там всего пять человек… До сих пор не могу привыкнуть… Зато наши дети традиционно получают высокие баллы по ЕГЭ - а это главный показатель работы учителя.
Национальное достояние
Многие исследовательские проекты, которые ребята готовят под руководством Светланы Усовой, посвящены истории родных мест. Один из проектов - «Трудом и творчеством прославили село» - был создан для того, чтобы увековечить имена земляков-тружеников. Вообще тема земляков Светлане Усовой особенно интересна - они с ребятами изучили много биографий участников войны, по крупицам собрали факты о создании расположенного в селе мемориального комплекса памяти павших в Великой Отечественной войне, разработали экскурсионный маршрут «По местам боевой славы Верхопенья»… А в сельском парке вместе с учениками установили две памятные доски. Одна посвящена героям труда, другая - героям войны.
Участие ребят и педагогов в интеллектуальных конкурсах - это вообще отдельная тема. Но без этого не было бы ни президентского гранта, ни высшей квалификационной категории, которую Светлана Усова подтвердила несколько лет назад. О «своих» детях она говорить может долго и восторженно. И о дочери-восьмикласснице Таисии Усовой (по характеру - вся в родителей) - победительнице районного конкурса исследовательских работ, призёре всероссийского интеллектуального конкурса «Познание и творчество» и всероссийской Ломоносовской олимпиады по политологии. И о старшеклассниках Артёме Иванове и Элеоноре Бровко, которые отличились и в областной интеллектуальной игре «Дебаты» (в этом году Ивнянский район представляла команда верхопенских школьников), краеведческих и других олимпиадах.
И о теперь уже студентке исторического факультета БелГУ Марии Чернышовой, победительнице районной олимпиады по истории, а в областной она попала в десятку лучших. И о десятикласснице Наталье Колесниковой - единственной ученице школы, которая награждена серебряным знаком отличия «Национальное достояние России» за успех в конкурсе «Моя законотворческая инициатива». Старшеклассница сельской школы состязалась со студентами вузов страны и заняла второе место!
Сейчас Светлана Усова и её ученики ждут результатов зимнего тура всероссийского конкурса «Познание и творчество» и районного «исторического» конкурса, посвящённого войне 1812 года.
- У нас много хороших детей! - эти слова Светлана Поликарповна сказала, когда мы уже прощались.
- Потому что у нас много хороших учителей! - воскликнула директор Верхопенской школы Татьяна Билецкая. - Потому что от педагога зависит очень многое. Наши дети любят учиться. Этому их учат учителя…
- Комментировать
- 1970 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 16 недель назад