Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Интересная история

Дети любят учиться тогда, когда их этому учат учителя

Интересный человекСчастливы люди, которым на жизненном пути встретились хорошие учителя. Светлане Усовой повезло, она с теплотой вспоминает своих школьных педагогов, которые давали не только знания, но и научили любить учиться. Теперь она сама - педагог, преподаёт историю и обществознание в Верхопенской школе имени Героя Советского Союза Михаила Абросимова (что в Ивнянском районе).

Главный показатель

Историческими романами она зачитывалась с детства. Интерес к истории и определил всю судьбу Светланы Усовой - после школы не раздумывала: конечно, истфак Белгородского педагогического (тогда ещё) института!
- Я училась сначала в Драгунской школе-восьмилетке, а потом - в Нижнепенской школе, это в Ракитянском районе, и в обеих школах были очень хорошие учителя истории. Так что с педагогами мне очень повезло. И первая пятёрка по практике мне очень дорога - я поняла, что я тоже хочу быть учителем! Не просто изучать историю, но преподавать её детям, - рассказывает Светлана Усова.

В школе она работает почти двадцать шесть лет. С мужем, Сергеем Григорьевичем, к слову, тоже на истфаке познакомилась - он учился на курс старше. А теперь они вместе - в школе. Сначала он приехал сюда работать по распределению, а она - за ним. Он - завуч, она - учитель истории и обществознания. Но исследовательские проекты пишут вместе и с ребятами к конкурсам и олимпиадам тоже вместе готовятся.

Верхопенская школа уже два года входит в рейтинг лучших

образовательных учреждений области. Это не просто красивые слова: по итогам года победителям рейтинга выделяются средства, которые целенаправленно идут на поощрение лучших педагогов.
- Сейчас от многих учителей можно услышать, что, мол, идут разговоры о повышении зарплаты, но не все это повышение ощущают на себе…
- Я бы сказала так: у каждого учителя - не важно, в сельской он школе работает или в городской - есть возможность самому повлиять на рост своей зарплаты, и я это почувствовала на себе, - говорит Светлана Усова. - В недавней своей статье «Строительство справедливости.

Социальная политика для России» наш премьер-министр Владимир Путин писал: «В ряде наших крупных городов образовались группы школ с устойчиво низкими результатами обучения. В таких школах почти нет отличников, участников олимпиад, но много детей с трудностями обучения…, с девиантным поведением». Так вот, я могу с уверенностью утверждать, что в нашей школе таких проблем нет. Если учитель привил ребёнку стремление получать знания, если он готовит детей к конкурсам, олимпиадам, если он сам занимается исследовательской работой и постоянно повышает свой профессиональный уровень - то за счёт стимулирующих выплат ему идёт существенная прибавка к зарплате.

- Но надо ведь работать, а не просто просиживать часы в школе! - убеждена Усова. - То же касается и ЕГЭ, и профильного обучения: общество развивается, обновляется, и школа должна развиваться и обновляться в ногу с ним. ЕГЭ, что бы о нём не говорили, даёт возможность детям из глубинки поступать в престижные вузы. Как и профильное обучение, которое хорошо себя зарекомендовало. Не надо бояться нововведений, нужно просто идти в ногу со временем, учитель всегда должен учиться сам.

В 2006 году Светлана Поликарповна получила грант сто тысяч рублей в рамках нацпроекта «Образование» за совместные с учениками исследования в области истории, этнографии и краеведения.
- Работать с детьми - интересно! Их успехи - это и мои успехи, это главный показатель моего труда! - считает Светлана Усова.
Надо ли говорить, что более половины старшеклассников Верхопенской школы, выбирая предметы для сдачи единого госэкзамена, отдают предпочтение истории и общество-знанию. За последние три года верхопенские школьники показывают результаты, на десять-тринадцать баллов превышающие среднеобластные итоги ЕГЭ по этим предметам…

По индивидуальным планам

- Многие считают историю скучным предметом. Может быть, потому, что учебники скучно написаны? - спрашиваю у Светланы Поликарповны.
- История - скучная? - моя собеседница удивлённо приподнимает брови. - Нет, я бы сказала, что она сложная. Она требует не только понимания, но и запоминания. Её недаром ставят по сложности на один уровень с математикой. И ещё: историю нельзя учить только по учебникам!
- Как же вам удаётся пробудить у ребят к ней интерес?
- Только за счёт дополнительных материалов. Дети - очень благодарные слушатели. И я стараюсь так построить урок, чтобы они слушали на одном дыхании. Интересуюсь новинками, рекомендую, какие передачи смотреть, какие журналы и газеты почитать. А потом на уроках мы их обсуждаем. В десятых-одиннадцатых классах созданы профильные группы, и те ученики, которые выбирают историю и обществознание как учебный профиль, всегда мои рекомендации выполняют. Часто мы пишем мини-исследования. Например, когда проходили тему Октябрьской революции, сами ребята обратили внимание на противоречие - почему в литературе она называется Великая Октябрьская социалистическая революция, а в современных учебниках - октябрьский переворот.

Иногда и у меня расходится мнение с мнением авторов учебника, и дети порой расстраиваются, почему такие разные представления об одном и том же явлении. Но зато у них формируется представление о субъективизме, они пытаются сами докопаться до истины, сформировать своё мнение.

В этой школе старшеклассники занимаются по индивидуальным учебным планам. Сами ребята это новшество в образовательном процессе восприняли с энтузиазмом: ведь именно так можно полноценно подготовиться к выбранным экзаменам и уделить наибольшее внимание тем предметам, которые тебе интересны.

- Но такая работа тяжела для учителя, - говорит Светлана Поликарповна. - Прежде всего на психологическом уровне. То есть ты понимаешь, что при такой системе обучения ребёнок получает более качественное образование. Но в то же время - приходишь в класс, а там всего пять человек… До сих пор не могу привыкнуть… Зато наши дети традиционно получают высокие баллы по ЕГЭ - а это главный показатель работы учителя.

Национальное достояние

Многие исследовательские проекты, которые ребята готовят под руководством Светланы Усовой, посвящены истории родных мест. Один из проектов - «Трудом и творчеством прославили село» - был создан для того, чтобы увековечить имена земляков-тружеников. Вообще тема земляков Светлане Усовой особенно интересна - они с ребятами изучили много биографий участников войны, по крупицам собрали факты о создании расположенного в селе мемориального комплекса памяти павших в Великой Отечественной войне, разработали экскурсионный маршрут «По местам боевой славы Верхопенья»… А в сельском парке вместе с учениками установили две памятные доски. Одна посвящена героям труда, другая - героям войны.

Участие ребят и педагогов в интеллектуальных конкурсах - это вообще отдельная тема. Но без этого не было бы ни президентского гранта, ни высшей квалификационной категории, которую Светлана Усова подтвердила несколько лет назад. О «своих» детях она говорить может долго и восторженно. И о дочери-восьмикласснице Таисии Усовой (по характеру - вся в родителей) - победительнице районного конкурса исследовательских работ, призёре всероссийского интеллектуального конкурса «Познание и творчество» и всероссийской Ломоносовской олимпиады по политологии. И о старшеклассниках Артёме Иванове и Элеоноре Бровко, которые отличились и в областной интеллектуальной игре «Дебаты» (в этом году Ивнянский район представляла команда верхопенских школьников), краеведческих и других олимпиадах.

И о теперь уже студентке исторического факультета БелГУ Марии Чернышовой, победительнице районной олимпиады по истории, а в областной она попала в десятку лучших. И о десятикласснице Наталье Колесниковой - единственной ученице школы, которая награждена серебряным знаком отличия «Национальное достояние России» за успех в конкурсе «Моя законотворческая инициатива». Старшеклассница сельской школы состязалась со студентами вузов страны и заняла второе место!
Сейчас Светлана Усова и её ученики ждут результатов зимнего тура всероссийского конкурса «Познание и творчество» и районного «исторического» конкурса, посвящённого войне 1812 года.

- У нас много хороших детей! - эти слова Светлана Поликарповна сказала, когда мы уже прощались.
- Потому что у нас много хороших учителей! - воскликнула директор Верхопенской школы Татьяна Билецкая. - Потому что от педагога зависит очень многое. Наши дети любят учиться. Этому их учат учителя…

 

Елена МЕЛЬНИКОВА (текст и фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина