Присоединяйтесь

Топ недели

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Органист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН: Я просто делаю то, что мне нравится

Органист Белгородской государственной филармонии Тимур ХАЛИУЛЛИН: Я просто делаю то, что мне нравитсяГод назад - 15 декабря - в Белгородской государственной филармонии открыли Органный зал. Перед публикой во всём своём великолепии предстал «король всех инструментов». В течение года в органных концертах приняли участие ведущие музыканты России и Германии. В их числе - лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин, «хозяин белгородского органа», как называют его любители музыки. Изящный, ироничный, с доброй улыбкой, он своим исполнением каждый раз дарит ощущение подлинного праздника. Своим секретом в преддверии торжеств по случаю первого юбилея молодой органист Тимур ХАЛИУЛЛИН поделился с корреспондентом «Белгородских известий» Екатериной ШАРОНОВОЙ.

- Тимур, вы родились в «музыкальной» семье? Родители дали вам творческий импульс и предопределили ваш путь?
- Думаю, мы именно такая семья. Музыка в нашем доме звучит постоянно: папа играет на гармошке, гитаре, трубе, мама - на пианино. К тому же она отлично поёт. Базовое музыкальное образование - одна из наших семейных традиций, но профессия музыканта - дело несколько иное. Именно родительская поддержка моего стремления её получить придала сил и укрепила меня окончательно.

- С чего же начался ваш путь ученичества, который, как я понимаю, продолжается до сих пор?
- Надо сказать, что начался он для меня бессознательно (смеётся). Мальчик семи лет, я пошёл в музыкальную школу. И поначалу не только не проявлял прилежания, но и пытался отлынивать. «Вчера уже занимался!» - сопротивлялся я маминым усилиям. Но шло время, и занятия из-под палки сменились музицированием, несколько фанатичным. Даже сложно сказать, сколько времени проводил за пианино, забывая обо всём.

Во времена музыкального училища, где я обучался сразу на двух отделениях - фортепианном и теоретическом, - увлёкся музыкальной теорией и композицией. И снова много занимался. Тогда я ещё и не помышлял о Санкт-Петербургской консерватории и тем более о занятиях на органе. Делай, что должно - и будь, что будет - вот по такому принципу жил тогда, как впрочем, и сейчас. И так постепенно кто-то Высший, в том убеждён, прокладывал мой путь к ведущему музыкальному вузу Северной столицы - консерватории имени Н.А.Римского-Корсакова. Чтобы увеличить свои шансы на поступление, подал документы на два факультета - фортепианный и композиторский. Прошёл на оба, но остался на фортепианном. Здесь я обрёл профессионального наставника - пианиста Леонида Тамулевича. Не оставил и композицию, посещал класс профессора Александра Мнацаканяна.

Вообще в консерватории голова шла кругом от открывшихся возможностей. Мне интересно было попробовать всё. И вот в конце первого курса я попал на факультатив по органу в класс заслуженного артиста России Даниэля Зарецкого. Начались параллельные занятия на органном факультете. И сегодня у меня два высших образования. Между тем, продолжаю обучение в магистратуре Санкт-Петербургского государственного университета на кафедре органа, клавесина и карильона факультета искусств. Считаю: перестать учиться - значит, перестать жить!

- Вы назвали имена своих педагогов. Что для вас значит личность Даниэля Зарецкого?
- О Даниэле Зарецком можно говорить много! Но самое главное, пожалуй, то, что он не только блестящий органист, но и прекрасный педагог, который учит, как того требует профессия, учит своим примером, учит познавать самостоятельно. И называя Даниэля Феликсовича «педагогом», делаю это условно, поскольку он для меня значит гораздо больше. Я обязан Даниэлю Феликсовичу тем, что могу сейчас заниматься любимым делом и работать в Белгороде! А ещё человеку важно, когда о нём заботятся, - это делает его счастливым. Зарецкий всегда заботится о своих учениках.

- В чём особенность санкт-петербургской органной школы? Она кому-то наследует, например, немецкой традиции?
- У её истоков стоит органист Исайя Браудо. Сегодня не каждая консерватория может похвастаться таким количеством учебных программ для органистов. Её выходцев отличает многогранная теоретическая и практическая база. Кроме того, консерватория имеет прочные связи с органной Европой. Благодаря программам студенческого обмена, а также мастер-классам зарубежных органистов студенты имеют возможность знакомиться с органами Финляндии, Швейцарии, Голландии, Австрии, Эстонии, Польши. И, конечно, всё это не может не оказывать влияния на петербургскую органную школу.

- А когда вы впервые увидели орган, услышали его звучание? Что почувствовали в тот момент?
- «Король всех инструментов» предстал передо мной в консерватории. Это был небольшой немецкий орган. Он показался мне невероятным чудом. Очутившись за ним в первый раз, я осознал: «Во что бы то ни стало, научусь играть». Мысль эта захватила. На огромном органе я впервые играл в финляндской Котке. Невероятно красивый звук, мощь и глубина - не могу выразить, как меня это тогда впечатлило. Многообразие репертуара, новая техника игры, игры ногами особенно - меня влекли и радовали новые возможности. И с тех пор орган стал для меня центром всего!

- Любую ли музыку можно исполнить на органе?
- Мне не раз приходилось экспериментировать. Могу сказать, что если подойти к делу с умом и любовью, хорошо будет звучать и Бах, и Уэббер, и гимн «Русского радио», и даже «Мурка» (смеётся)... Материалом может стать всё, что звучит. Органисты говорят в шутку: «У органа есть всего лишь один недостаток - что бы ты на нём ни сыграл - звучит хорошо!».

- Музыка каких композиторов вам особенно близка? И что вы слушаете вне работы?
- Наверное, не удивлю, если скажу, что многих. Но особенно сочинения Чайковского, Стравинского, Пуленка, Малера, Мессиана... Зависят предпочтения и от периода жизни: с течением времени на первый план выходят одни, потом другие. Как же хорошо, что композиторов так много и все они такие разные!

Что касается второго вопроса, то в моём случае разделения на «работу» и «за её пределами» нет. Если задуматься, то и работы как таковой у меня нет. Парадоксально? Но я просто делаю то, что мне нравится, а то, что нравится, хочется делать всё время. Разве можно назвать это работой? Поэтому музыку слышу самую разную. Но если философствовать в том же ключе дальше, иной раз тишины хочется - она, возможно, лучшая музыка!

- Сколько времени тратите на репетиции?
- Минимум пять часов, а когда повезёт, за инструментом незаметно пролетает весь день.

- А к роялю обращаетесь?
- Рояль временно отошёл на второй план. Но всё же иногда случается, что я играю на нём - инструмент установлен в моём кабинете. Полезно проучивать органный репертуар за роялем. Партию педалей в этом случае «пропеваю» мысленно. Кстати, в моей жизни есть и ещё один инструмент - карильон. Игре на корильоне я обучаюсь в Петербурге у Йозефа Вилема Хаазена, директора Школы карильона в бельгийском Мехелене. Карильон появился в Белгороде в нынешнем году, горожане могли слышать его удивительную музыку, лучшие карильонные концерты - дело ближайшего будущего.

- Но что-то подсказывает мне, что органом круг ваших интересов не заканчивается…
- Вообще да, немного слукавил. Но сразу скажу, что на всё это с трудом нахожу время. Роликовые коньки и велосипед - ещё одна моя страсть. Мне нравится слалом на роликах, чем-то напоминает музыкальное исполнительство... Нравится просто ездить на роликах по городу. Беру их даже в заграничные поездки. Прошлым летом выступал на органном фестивале в Германии и объехал пол-Штутгарта на роликах. А потом пол-голландского Гронингена. В Белгороде катаюсь постоянно. Иногда устраиваю заезды на велосипеде по городу и на природу. Но этим мои интересы не исчерпываются, ведь на свете столько любопытного: книги, фильмы, балет, картины, природа, путешествия... Неинтересно, пожалуй, только спать.

- Назовите три самых важных события, произошедших в вашей жизни в этом году?
- Появление органа и открытие Органного зала в Белгородской филармонии, естественно. Летом я наконец-таки купил велосипед. А третье? Год ещё не закончился, а потому кто знает, может именно в эти дни меня ждёт нечто грандиозное!

- В Белгороде вы год. Как принял вас город и чем для вас стал?
- Ижевск, Санкт-Петербург, Белгород… Но каждый из этих городов люблю. И там, где мне хорошо, чувствую себя дома. В Белгороде мне хорошо.

 

Фото из архива Белгородской государственной филармонии

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина