Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Схватка с союзниками

Наш земляк, «сталинский сокол» Николай Сурнев 7 ноября 1944 года,
защищая советских пехотинцев, вступил в бой с армадой американских бомбардировщиков

Корейская война 1950-1953 годов, едва не переросшая в Третью мировую, была первой полномасштабной воздушной войной реактивной эры. Но несмотря на численное преимущество авиации США и их союзников, несмотря на то, что американцы бросили в бой свои лучшие авиачасти и новейшую технику, советские асы вышли из этой схватки победителями. Долгое время считалось, что именно в небе Кореи «сталинские соколы» впервые сошлись в бою с «американскими ястребами».

Однако это не совсем так. Первое воздушное боестолкновение между советскими и американскими лётчиками произошло в небе сербского города Ниш 7 ноября 1944 года. В этом бою принимал участие наш земляк - Герой Советского Союза Николай Григорьевич Сурнев, в то время командир звена 866-го Измаильского ордена Кутузова III степени истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии.

Родился Николай Сурнев 18 февраля 1923 года в селе Большое Городище Большетроицкого района Курской области (сейчас это Шебекинский район Белгородской области). До войны Николай закончил семилетку в родном селе, два курса Белгородского медицинского техникума и Белгородский аэроклуб. Затем была учёба в Чугуевской военно-авиационной школе пилотов, где, будучи учлётом, он и встретил начало Великой Отечественной. Служил в этой школе лётчиком-инструктором, неоднократно подавал рапорты с просьбой об отправке на фронт...

Наконец в мае 1943 года младший лейтенант Сурнев был направлен на Юго-Западный фронт в 866-й истребительный авиационный полк. Боевое крещение получил летом 1943 года в боях под Белгородом на корочанском направлении в составе 1-го смешанного авиакорпуса.

К концу 1944 года Сурнев - зрелый воздушный боец, один из лучших лётчиков полка, награждённый орденом Отечественной войны II степени и двумя орденами Красного Знамени.

Утром 7 ноября 1944 года заместитель командира 866-го истребительного авиационного полка майор Дмитрий Сырцов (позже - Герой Советского Союза) стоял над обрывом горы. Видимость была прекрасная, он любовался нескончаемым потоком пехоты, двигавшейся с песней под духовой оркестр. «И вдруг в мелодию торжественных звуков, - вспоминал майор, - ворвался рёв самолёетов. Откуда они? То, что авиации у противника на данном участке фронта быть не может, совершенно точно. Так это же американские самолёты! Чего хотят наши союзники? Такое впечатление, что они по своей инициативе прикрывают с воздуха наши войска, хотя нужды в этом нет. Тем временем одна группа самолётов образовала круг над городом, другая стала заходить для бомбёжки, дорога окуталась дымом. Наши воины размахивали красными знамёнами, белыми лоскутами, сигнализируя авиаторам, что те напали на своих союзников. Но бомбы всё летели и летели вниз…»

Не успев добежать до КП аэродрома, Сырцов увидел, что на отражение налёта поднялась четвёрка истребителей полка, один из самолётов вёл Николай Сурнев. Первоначально американские самолёты (как позже выяснилось Р-38 «Лайтинг») были приняты советскими лётчиками за немецкие двухкилевые «рамы» ФВ-189. Они недоумевали, откуда у немцев в этом районе появилась армада из сорока самолетов. Убрав шасси, советские истребители разогнали у земли максимальную скорость и свечой взмыли вверх. Они с ходу вступили в бой. Первой же атакой были сбиты два самолёта. Воздушный бой разгорался всё сильнее. Неизвестные самолёты, сбросив бомбы, сначала пытались защищаться, но, не выдержав натиска советских истребителей, стали уходить в сторону города. Один из «Яков» спикировал с высоты на двухкилевый самолёт и открыл огонь. 37-миллиметровый снаряд его пушки разорвался в центроплане «рамы», и она, вспыхнув, свалилась в штопор. «Як» проскочил вперёд, но тут же попал под огонь другого бомбардировщика. Пулемётная очередь угодила в кабину истребителя, он резко пошёл вниз и разбился. Лётчик лейтенант Шипуля погиб.

Бой в воздухе продолжался. Советские лётчики уже поняли , что имеют дело с союзниками. Старший лейтенант Сурнев устремился навстречу ведущему американской группы. Он не стрелял, а «Лайтинги» открыли по нему огонь… Но Сурнев упорно приближался к намеченной цели. Вот его самолёт смешался с машинами союзников, ещё секунда - и Николай, оттеснив ведомого от командира американской группы, притёрся к нему вплотную. «Лайтинги» уже не могли вести по нему огонь, боясь одновременно поразить и своего командира. Всё это произошло в считанные секунды. Американец, очевидно, увидел красные звёзды на фюзеляже нашего истребителя и с набором высоты пошел на юг. За ним последовали остальные «Лайтинги». Проводив их до вершины горы, советские истребители повернули назад.

Но внезапно вторая группа «Лайтингов», насчитывающая тоже около сорока самолётов, перевалила через горный хребет. И опять повторилась страшная картина: самолеты один за другим входили в пике и сбрасывали бомбы на колонну советских войск. Находившийся в воздухе командир эскадрильи Герой Советского Союза капитан А.И. Колдунов (впоследствии дважды Герой Советского Союза, Главный Маршал авиации, командующий войсками ПВО СССР в 1978-1987 годах) со своим ведомым Виктором Степановым ринулись навстречу. Они стремительно проносились между «Лайтингами», показывая свои опознавательные знаки. Однако не все американцы прекратили бомбёжку и обстрел. Наиболее «непонятливых» пришлось убеждать огнём пулемётов и пушек. Над празднично украшенным городом с рёвом кружилась целая армада самолётов. Александр Колдунов подлетел к ведущему американских бомбардировщиков и стал указывать ему путь. В конце концов «Лайтинги» прекратили штурмовку и повернули назад.

Понесённые потери американцев впечатляли. Вот документальное тому свидетельство:

«В результате оборонительных воздушных боёв нашими истребителями было сбито три самолета «Лайтинг». Один самолёт упал в километре северо-западнее Ниша, самолёт и лётчик сгорели. Другой упал в километре северо-восточнее аэродрома, самолёт сгорел, лётчик погиб. Оба тела похоронены в районе аэродрома… Третий упал в восьми километрах севернее аэродрома, в горах. Самолёт, по наблюдению с воздуха, сгорел полностью. Ещё два самолёта, подбитые в воздушном бою, с дымящимися моторами ушли на низкой высоте на юго-запад. У одного из погибших лётчиков найдено удостоверение личности и карта Италии без маршрута и каких-либо заметок…»

Потери были и у 866-го полка. «Лайтинги» сбили два Як-9. Один советский летчик сгорел вместе с самолётом, второй получил тяжёлые ранения. Ещё один наш истребитель, преследуя американца, попал в зону огня своих аэродромных средств ПВО и был сбит. Лётчик лейтенант Кривоногих и самолёт сгорели. От полученных ранений скончался в госпитале и командир стрелковой дивизии, попавшей под бомбёжку, генерал Степанов.

Позже представитель американских ВВС ссылался на потерю экипажами ориентировки. Он пояснил, что ведущий «Лайтингов» спутал в полёте ориентиры и принял колонну нашего корпуса за немецкую (город Приштина, ещё занятый немцами, находился в 84 километрах от города Ниш). Однако обследовав обломки одного из «Лайтингов», упавшего неподалёку от советского аэродрома, нашли полётную карту, где оба города - и Приштина, и Ниш - были обведены красным кружком: так лётчики обычно отмечают свои цели. Так что версия о потере ориентировки звучит неубедительно. Но даже если такое произошло с первой группой, её ошибку не могла повторить вторая, поскольку между ними поддерживалась радиосвязь. Ведущий первой группы мог сообщить второй о том, что в долине находятся советские войска. Однако вторая группа вышла на ту же часть колонны, которую только что бомбили и поливали свинцом их предшественники. В своё оправдание американцы также утверждали, что их самолёты шли штурмовать фашистские войска, отступавшие из Греции в Триест. Это тоже не соответствует истине. Немецкие войска двигались не рядом с городом Ниш, а примерно в четырёхстах километрах от него.

Американское командование извинилось перед советским за этот «инцидент». Но словами не вернёшь погибших во время предательского налёта советских и американских парней.
Кстати, при расследовании боестолкновения советскому командованию так и не удалось выяснить, кто из наших пилотов сбил те «Лайтинги» - лётчики как воды в рот набрали.

…К концу войны заместитель командира эскадрильи 866-го Измаильского ордена Кутузова III степени истребительного авиационного полка старший лейтенант Сурнев совершил 261 успешный боевой вылет и, участвуя в 64 воздушных боях, лично сбил 23 самолёта противника.

После Победы Герой Советского Союза Николай Григорьевич Сурнев окончил Таганрогские высшие лётно-тактические курсы штурманов, затем - служба командиром эскадрильи в 28-м и 472-м истребительных авиационных полках ПВО 15-й гвардейской истребительной авиадивизии. Сурнев летал на первых советских реактивных истребителях Як-17Т и МиГ-9. В начале 1950-х годов в полк стали поступать новые реактивные самолёты МиГ-15, и Сурнев одним из первых освоил их пилотирование. Он летал сам и учил летать молодых лётчиков.

5 марта 1952 года старший инспектор-лётчик по технике пилотирования и теории полёта 15-й гвардейской авиационной истребительной дивизии ПВО гвардии подполковник Сурнев испытывал новый реактивный истребитель МиГ-15 «бис» над Верховским районом Орловской области. Трижды его запрашивали с земли о состоянии полёта. Всё проходило нормально, и Николай доложил о выполнении последней стадии полётного задания - проверке характеристик устойчивости и управляемости на максимальных скоростях. Неожиданно на высоте двух тысяч метров самолёт вошёл в неуправляемый штопор. По воспоминаниям лётчиков, служивших вместе с Сурневым, - полковника В.А. Шапочки, подполковника А.А. Ждановича, майора М.П. Сереженко - он до конца боролся с критической ситуацией, пытаясь сохранить боевую машину, и не воспользовался парашютом. Самолёт упал в семи километрах от рабочего посёлка Леденский Орловской области.

Самолёт МиГ-15 использовался в советских ВВС до 70-х годов прошлого столетия. Эту долгую жизнь дал самолёту и наш земляк Николай Григорьевич Сурнев - в обмен на свою.

Герой Советского Союза, гвардии подполковник Н.Г. Сурнев с воинскими почестями был похоронен на воинском участке Троицкого кладбища в Орле.

В память о герое в Орле и на родине в селе Большое Городище установлены бронзовые бюсты Н.Г. Сурнева, его именем названы улицы в Белгороде, Шебекино и в Большом Городище, а также Большегородищенская средняя школа. Имя лётчика стоит в ряду других Героев Советского Союза на мраморных досках в мемориальных комплексах на Поклонной горе в Москве и в Киеве.

Статья о Н.Г. Сурневе помещена в английской энциклопедии «Асы Сталина». Ему посвящена книга орловского писателя В. Муссалитина «В ясном небе», о нём тепло отзываются в своих мемуарах Б.А. Смирнов «Небо моей молодости», Д.Д. Сырцов «Выбираю лобовую атаку».

P.S. Установленный однополч анами в 1950-х годах бронзовый бюст Н.Г. Сурнева на Троицком воинском кладбище г. Орла был украден вандалами в 1992 году. Однако в мае 2011 года благодаря усилиям замечательных людей - заслуженного машиностроителя РФ В.Я. Жегулина и ведущего авиаконструктора НПО «Антонов» Н.Л. Калашникова, а также работников администрации г. Орла был изготовлен и установлен новый бюст. Требует капитального ремонта а, возможно, и замены бронзовый бюст в селе Большое Городище. Хотелось бы, чтобы состоятельные люди, неравнодушные к памяти знаменитых земляков, оказали помощь в этом благородном деле.

 

Евгений ОСТАШОВ,
заместитель главы администрации
Большегородищенского сельского поселения

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина