Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Плохих детей не бывает

Воспитание полноценного члена общества начинается с детского сада

Плохих детей не бываетНа Всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети» коллектив белгородского детского сада № 60 получил золотую медаль.

На первый взгляд этот садик кажется обычным. Но для будущих мам он - уникальная находка. Здесь для них работает клуб «Росток».

Особая миссия

- Детский сад общеразвивающего вида № 60 на протяжении многих лет несёт особую, на наш взгляд, миссию - поддержку социально незащищённых слоёв населения, имеющих детей дошкольного возраста, - рассказывает заведующая детским садом Елена Маширова.

Оказывается, детский сад сохранил группы круглосуточного пребывания. Раньше их было две. В этом году немного сократилось количество детей, нуждающихся в таком пребывании, поэтому осталась одна группа.

Такие группы - несомненная помощь родителям, у которых посменный график работы. Это могут быть преподаватели вузов, защищающие диссертации или преподающие в вечерние часы, медики, работники УМВД… Но больше пользуются спросом группы среди родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию в силу различных причин: матери-одиночки, многодетные мамы и неблагополучные семьи… Они могут оставлять своих малышей в садике на несколько дней, но на выходные обязательно забирают их домой.

Сотрудникам садика в большинстве случаев приходится работать со сложными детками. Воспитатели старались следить за тем, как меняется их жизнь и после ухода из детского сада. Как ни печально, но, как правило, жизнь ребёнка из неблагополучной семьи складывалась не лучшим образом. В школе их бывшие воспитанники уходили из семьи, прогуливали уроки…

Чувство ответственности за своих воспитанников не покидало сотрудников садика. Они поняли, что надо что-то срочно предпринять. Елена Маширова, социальный педагог Оксана Мартынова, старший воспитатель Елена Федонина, кандидат социологических наук Ирина Гричанникова и педагог-психолог Ольга Полянская дружно взялись за дело. Вместе они разработали проект «Социально-психологическое сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих склонность к девиантному поведению, в условиях ДОУ».

Начинать с малых лет

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах.

- В последнее время девиантное поведение приобрело массовый характер. Однако преимущественно объектом изучения выступают подростки и молодёжь, девиантное поведение которых имеет уже выраженные формы и представляет угрозу социальному спокойствию общества, - отмечает Елена Маширова. - Мы же считаем, что необходимо начинать работу намного раньше, с дошкольного возраста. Именно период детства очень важен. В возрасте до семи лет закладываются черты будущей взрослой личности. И маленькие проблемы, если их не решить на данном этапе, потом вырастут вместе с ребёнком и станут большими. Поэтому и разработали систему по профилактике отклонений в поведении детей уже в детском саду.

Впервые свою разработку сотрудники детского сада представили на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2008 году. Эта тема оказалась настолько интересной и новой в социологической и педагогической науке, что заняла первое место в секции «Социология девиантного поведения». Далее интерес к теме закрепился на всероссийской социологической конференции «Образование и общество». Выступление «Система социально-психологического сопровождения детей, имеющих склонность к девиантному поведению, в условиях ДОУ» заинтересовало многих. Педагоги, психологи, социологи из разных уголков России снова сошлись во мнении, что разработанную систему необходимо применять с дошкольного возраста.

После того, как проект оценили, авторы решили отправить свои разработки на конкурс «Росточек: мир спасут дети». В полезности, важности и уникальности своих идей не сомневались. В результате - золото.

Модель сопровождения

В центре разработанной модели - ребёнок дошкольного возраста. Семья - его главное окружение. Она же и основной институт, где осуществляется социализация ребёнка. Для него родители являются эталоном подражания. Принимая поведение мам и пап за норму, они стремятся вести себя так же.

Примерно с полутора лет детишки идут в детские садики. Здесь их ожидает совершенно другое окружение: много других деток, воспитателей… Именно с этого момента за дальнейшее развитие малыша начинает отвечать не только семья, но и дошкольное образовательное учреждение.

- Роль детских садов в этом процессе, бесспорно, велика. Именно мы, как ни один другой социальный институт, тесно общаемся не только с ребёнком, как с воспитанником, но и с его родителями. Именно педагоги детского сада изучают условия проживания семьи, взаимоотношения между детьми и родителями, вникают в их проблемы, стараются помочь. Именно специалисты детского сада в первую очередь узнают о возникающих трудностях у ребёнка, родителей и стараются вникнуть в ситуацию, дать необходимые рекомендации, подключить нужных специалистов, направить, поддержать, - отмечает Елена Маширова.

Если возникают небольшие проблемы педагогического или психологического характера, то специалисты детского сада сами индивидуально работают с малышом. Но бывают и серьёзные ситуации. В большинстве случаев они связаны с неблагополучной обстановкой в семье. Жестокое обращение с детьми, алкоголизм родителей, их асоциальное поведение… На помощь приходят отдел полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав детей, центр социальной помощи семье и детям, органы опеки, областной социальный реабилитационный центр, детская поликлиника. Вместе они планируют дальнейшую работу с такими семьями.

- Чтобы улучшить детско-родительские отношения, мы придумали устроить им совместный отдых. Мы сотрудничаем с музеем народной культуры, Белгородским государственным академическим театром имени Щепкина, городским детским кукольным театром, кинотеатрами, ДК «Сокол», Белгородским художественным музеем, СДЮСШОР № 3. Специально для семей «группы риска», а это - малообеспеченные, неблагополучные, неполные, многодетные семьи, эти учреждения предоставляют бесплатно билеты на посещение своих мероприятий, - рассказывает Елена Маширова.

В сотрудничестве со школой

По словам Елены Ивановны, важное место в разработанной модели социально-психологического сопровождения воспитанников занимает школа. От школьных педагогов сотрудники детского сада узнают, с какими знаниями ребёнок должен прийти в первый класс. А детский сад, в свою очередь, сообщает всю информацию о своих маленьких выпускниках, даёт рекомендации по дальнейшему обучению детей и взаимодействию с семьей.

- В этой работе особенно важно, чтобы школа стала следующей полноценной ступенью в профилактике склонности детей к девиантному поведению. Поэтому детский сад должен как можно более подробно передать информацию о таких детях и их семьях школе, а школа должна постараться продолжить работу в том же направлении и с таким же старанием. Только тогда можно надеяться на то, что в подростковом возрасте с этими детьми не возникнет проблем, и они вступят в самостоятельную жизнь полноценными членами общества, - отмечает заведующая детсадом.

Авторы проекта активно используют свои разработки. Им уже есть чем похвастаться. Одна из мам выучилась на водителя троллейбуса, пошла работать и вернулась к нормальному образу жизни. Сотрудники детского сада № 60, конечно, видят в этом и свои заслуги, но, говорят, что только при тесном сотрудничестве с семьёй и всеми социальными институтами детства удаётся достичь положительных результатов.

 

Ольга МУШТАЕВА

 #

(Тема не указана)

 

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина