Воспитание полноценного члена общества начинается с детского сада
На Всероссийском конкурсе инновационных идей и проектов обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста «Росточек: мир спасут дети» коллектив белгородского детского сада № 60 получил золотую медаль.
На первый взгляд этот садик кажется обычным. Но для будущих мам он - уникальная находка. Здесь для них работает клуб «Росток».
Особая миссия
- Детский сад общеразвивающего вида № 60 на протяжении многих лет несёт особую, на наш взгляд, миссию - поддержку социально незащищённых слоёв населения, имеющих детей дошкольного возраста, - рассказывает заведующая детским садом Елена Маширова.
Оказывается, детский сад сохранил группы круглосуточного пребывания. Раньше их было две. В этом году немного сократилось количество детей, нуждающихся в таком пребывании, поэтому осталась одна группа.
Такие группы - несомненная помощь родителям, у которых посменный график работы. Это могут быть преподаватели вузов, защищающие диссертации или преподающие в вечерние часы, медики, работники УМВД… Но больше пользуются спросом группы среди родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию в силу различных причин: матери-одиночки, многодетные мамы и неблагополучные семьи… Они могут оставлять своих малышей в садике на несколько дней, но на выходные обязательно забирают их домой.
Сотрудникам садика в большинстве случаев приходится работать со сложными детками. Воспитатели старались следить за тем, как меняется их жизнь и после ухода из детского сада. Как ни печально, но, как правило, жизнь ребёнка из неблагополучной семьи складывалась не лучшим образом. В школе их бывшие воспитанники уходили из семьи, прогуливали уроки…
Чувство ответственности за своих воспитанников не покидало сотрудников садика. Они поняли, что надо что-то срочно предпринять. Елена Маширова, социальный педагог Оксана Мартынова, старший воспитатель Елена Федонина, кандидат социологических наук Ирина Гричанникова и педагог-психолог Ольга Полянская дружно взялись за дело. Вместе они разработали проект «Социально-психологическое сопровождение детей дошкольного возраста, имеющих склонность к девиантному поведению, в условиях ДОУ».
Начинать с малых лет
Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах.
- В последнее время девиантное поведение приобрело массовый характер. Однако преимущественно объектом изучения выступают подростки и молодёжь, девиантное поведение которых имеет уже выраженные формы и представляет угрозу социальному спокойствию общества, - отмечает Елена Маширова. - Мы же считаем, что необходимо начинать работу намного раньше, с дошкольного возраста. Именно период детства очень важен. В возрасте до семи лет закладываются черты будущей взрослой личности. И маленькие проблемы, если их не решить на данном этапе, потом вырастут вместе с ребёнком и станут большими. Поэтому и разработали систему по профилактике отклонений в поведении детей уже в детском саду.
Впервые свою разработку сотрудники детского сада представили на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» в 2008 году. Эта тема оказалась настолько интересной и новой в социологической и педагогической науке, что заняла первое место в секции «Социология девиантного поведения». Далее интерес к теме закрепился на всероссийской социологической конференции «Образование и общество». Выступление «Система социально-психологического сопровождения детей, имеющих склонность к девиантному поведению, в условиях ДОУ» заинтересовало многих. Педагоги, психологи, социологи из разных уголков России снова сошлись во мнении, что разработанную систему необходимо применять с дошкольного возраста.
После того, как проект оценили, авторы решили отправить свои разработки на конкурс «Росточек: мир спасут дети». В полезности, важности и уникальности своих идей не сомневались. В результате - золото.
Модель сопровождения
В центре разработанной модели - ребёнок дошкольного возраста. Семья - его главное окружение. Она же и основной институт, где осуществляется социализация ребёнка. Для него родители являются эталоном подражания. Принимая поведение мам и пап за норму, они стремятся вести себя так же.
Примерно с полутора лет детишки идут в детские садики. Здесь их ожидает совершенно другое окружение: много других деток, воспитателей… Именно с этого момента за дальнейшее развитие малыша начинает отвечать не только семья, но и дошкольное образовательное учреждение.
- Роль детских садов в этом процессе, бесспорно, велика. Именно мы, как ни один другой социальный институт, тесно общаемся не только с ребёнком, как с воспитанником, но и с его родителями. Именно педагоги детского сада изучают условия проживания семьи, взаимоотношения между детьми и родителями, вникают в их проблемы, стараются помочь. Именно специалисты детского сада в первую очередь узнают о возникающих трудностях у ребёнка, родителей и стараются вникнуть в ситуацию, дать необходимые рекомендации, подключить нужных специалистов, направить, поддержать, - отмечает Елена Маширова.
Если возникают небольшие проблемы педагогического или психологического характера, то специалисты детского сада сами индивидуально работают с малышом. Но бывают и серьёзные ситуации. В большинстве случаев они связаны с неблагополучной обстановкой в семье. Жестокое обращение с детьми, алкоголизм родителей, их асоциальное поведение… На помощь приходят отдел полиции, комиссия по делам несовершеннолетних и защите прав детей, центр социальной помощи семье и детям, органы опеки, областной социальный реабилитационный центр, детская поликлиника. Вместе они планируют дальнейшую работу с такими семьями.
- Чтобы улучшить детско-родительские отношения, мы придумали устроить им совместный отдых. Мы сотрудничаем с музеем народной культуры, Белгородским государственным академическим театром имени Щепкина, городским детским кукольным театром, кинотеатрами, ДК «Сокол», Белгородским художественным музеем, СДЮСШОР № 3. Специально для семей «группы риска», а это - малообеспеченные, неблагополучные, неполные, многодетные семьи, эти учреждения предоставляют бесплатно билеты на посещение своих мероприятий, - рассказывает Елена Маширова.
В сотрудничестве со школой
По словам Елены Ивановны, важное место в разработанной модели социально-психологического сопровождения воспитанников занимает школа. От школьных педагогов сотрудники детского сада узнают, с какими знаниями ребёнок должен прийти в первый класс. А детский сад, в свою очередь, сообщает всю информацию о своих маленьких выпускниках, даёт рекомендации по дальнейшему обучению детей и взаимодействию с семьей.
- В этой работе особенно важно, чтобы школа стала следующей полноценной ступенью в профилактике склонности детей к девиантному поведению. Поэтому детский сад должен как можно более подробно передать информацию о таких детях и их семьях школе, а школа должна постараться продолжить работу в том же направлении и с таким же старанием. Только тогда можно надеяться на то, что в подростковом возрасте с этими детьми не возникнет проблем, и они вступят в самостоятельную жизнь полноценными членами общества, - отмечает заведующая детсадом.
Авторы проекта активно используют свои разработки. Им уже есть чем похвастаться. Одна из мам выучилась на водителя троллейбуса, пошла работать и вернулась к нормальному образу жизни. Сотрудники детского сада № 60, конечно, видят в этом и свои заслуги, но, говорят, что только при тесном сотрудничестве с семьёй и всеми социальными институтами детства удаётся достичь положительных результатов.
- Комментировать
- 1670 просмотров
(Тема не указана)