Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Три варианта действий

Что делать водителям, попавшим в дорожно-транспортное происшествие

Полсотни аварий в день

В Белгороде каждый день происходит до полусотни дорожно-транспортных происшествий. В области, естественно, больше. При этом в областном центре работает ежедневно всего три дознавателя. Пятьдесят аварий делим на троих сотрудников и получаем около семнадцати на одного полицейского.

Оформление ДТП занимает около сорока минут - одиннадцать с небольшим часов на оформление. Дорога тоже занимает время. Скажем, около двадцати минут (по самому благоприятному сценарию). Получается ещё пять с половиной часов. Плюс по полчаса на «разбор полётов» с участниками ДТП и оформление всей нужной документации уже в кабинете. Это ещё восемь с половиной часов. Если всё сложить - получается 25 часов. А в сутках их 24. Вот и остаются дознаватели после работы доделывать то, что не успели за смену. Едят на ходу и от телефонных звонков вздрагивают, ожидая, что сейчас им сообщат об очередной аварии.

А участники ДТП по несколько часов ожидают сотрудников ГИБДД, создавая пробки и кляня свою незадачливую судьбу.

Сороковой закон

Но выход есть! Ведь большинство этих аварий довольно незначительны - кто-то догнал впереди идущего и примял бампер, где-то не разъехались на перекрёстке или неудачно выезжали со стоянки и поцарапались. Федеральный закон № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» чётко указывает альтернативный путь. В статье 11 Закона прописано, что автовладельцы имеют право оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии «без участия уполномоченных на то сотрудников полиции».

Конечно, при наличии нескольких условий. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинён только имуществу и нет пострадавших, а ущерб составляет не более 25 тысяч рублей. Если оба участника аварии согласны с характером повреждений и виной одного из них. И если оба водителя застрахованы. В этом случае водители заполняют «европротокол» и отвозят его в страховую компанию виновника.

Европротокол

Извещение о дорожно-транспортном происшествии, или «европротокол», выдают владельцам автомобилей при получении страховки. Я сам много лет за рулём, но об этом узнал только в процессе подготовки этого репортажа. И знакомые водители об этом не знают. Из десяти опрошенных только один ответил: «Да, что-то такое выдавали…». Обычно мы достаём из папки страховку и не глядим на остальные бумаги. И катаются эти бумаги в «бардачке» или багажнике нашего авто. А среди бумаг не только извещение, но и подробная инструкция по его заполнению. Написано так, что даже десятилетний ребёнок разберётся!

Если в двух словах - «европротокол» представляет собой лист формата А4 с пятнадцатью пунктами для заполнения. Восемь пунктов - такие, как место или дата ДТП - являются общими. А вот пункты с указанием марки, модели транспортного средства и другие - для каждого водителя свои. Тут же есть раздел «Обстоятельства ДТП», где водителям всего-то и надо, что нужное подчеркнуть. Ну и схему нарисовать: вид сверху на место аварии с указанием названий улиц, автомобилей и направлением их движения на момент аварии. Если сами вы схему нарисовать не можете, то просто заполните «европротокол» и ступайте в страховую компанию - там обязательно должны помочь.

Кстати, после того, как в багажнике своего автомобиля я обнаружил кучу «европротоколов» от старых страховок, сразу же постарался один из них заполнить, тут же выдумав несуществующую аварию. На заполнение этого документа у меня ушло ровно двадцать минут! Согласитесь, это намного меньше, чем ждать несколько часов сотрудников полиции.

Комиссары
Если же вы сами не хотите или боитесь заполнять «европротокол», то можете вызвать аварийных комиссаров или как их ещё называют - «аваркомов». Эти службы появились в Белгороде ещё в 2007 году, и с каждым годом обращений к ним всё больше. Как, впрочем, и самих служб. Вбив в Яндексе запрос: «аварийные комиссары Белгород», я сразу же нашёл три компании. На самом деле их больше, в чём можно убедиться по многочисленной рекламе этих фирм.

Чем занимаются аварийные комиссары? Выполняют за вас работу по заполнению «европротокола». Плату берут от шестисот рублей и выше. Кому не жалко денег и неохота стоять несколько часов на дороге в ожидании полицейских, платят. А потом везут оформленный комиссаром протокол в страховую компанию.

Сразу оговорюсь - никаких федеральных или местных законов, регламентирующих деятельность аварийных комиссаров, нет. Потому они ни за что и не отвечают. Если только в судебном порядке. Однако нередки случаи, когда комиссара, вызванного на ДТП, потом просто невозможно найти.

Навести порядок

При поддержке администрации Белгорода в Минюсте зарегистрировано некоммерческое партнёрство «Содействия деятельности аварийных комиссаров». Заместитель руководителя Антон Хомич пояснил, что главная их задача - постараться навести в этой сфере хоть какой-то порядок. Слишком уж много нареканий к деятельности аваркомов было как со стороны водителей, так и со стороны страховых компаний.
Сейчас в некоммерческое партнёрство входит уже четыре компании.

После проверки компетентности аварийных комиссаров партнёрство выдаёт своим членам лицензию на право заниматься этой деятельностью. При этом компании, входящие в партнёрство, обязуются придерживаться строгих тарифов, чего не скажешь про «вольных» аварийных комиссаров. Помимо этого НП «СДАК» занимается разработкой нормативных актов, позволяющих контролировать сферу деятельности аварийных комиссаров и исключать недобросовестное выполнение ими своих обязанностей. Насколько успешным будет это начинание - покажет время.

Страховщики опасаются

Среди водителей бытует мнение, что «европротоколы», заполненные самими водителями, страховые компании принимать отказываются. Поэтому частенько вызывают комиссаров вместо того, чтобы оформить незначительное ДТП самим. Я переговорил с представителем одной из страховых компаний, начальником отдела урегулирования филиала ОАО СГ МСК в Белгороде Дмитрием Восоровым. И представитель страховой компании честно признался, что они больше доверяют комиссарам, нежели водителям:
- Дело в том, что нас уже неоднократно пытались обмануть, составляя липовые извещения о ДТП. Однако всё это довольно легко проверяется по характеру повреждений на обоих автомобилях - стёртости, деформации.
- Получается, что водителю лучше самому не заполнять «европротокол»?
- Нет, пусть заполняют сами. Если водители добросовестные - им бояться нечего. При этом даже если они что-то неправильно заполнят, мы вместе с ними уже у нас переоформим. Главное, что надо запомнить водителю - если попали в ДТП и решили сами оформить «европротокол», нужно сделать пять-шесть фотоснимков с места аварии, а потом два-три - с характером повреждений. Тем более, что сейчас почти у всех телефоны с фотоаппаратами. И у нас, если к извещению приложены снимки с места аварии, вопросов не возникнет. В крайнем случае водитель всегда может обратиться в суд. На своём опыте могу сказать, что в большинстве случаев в споре со страховой компанией суд становится на сторону водителя.
- Но комиссары для страховых компаний предпочтительнее?
- Тут всё индивидуально. Бывали случаи, когда и комиссары неправильно оформляли «европротоколы» и не прикладывали снимки с места аварии, а потом ещё и найти этих комиссаров мы не могли.

Недовыплаты

Кстати, довольно часто неприятным сюрпризом для водителей становится размер страховых выплат. Оценщики исходят не только из стоимости ремонтных работ, но учитывают износ автомобиля. Потому может получиться, что при повреждении двух деталей, ремонт которых обойдётся как минимум в десять тысяч рублей, эксперты, работающие со страховщиками, могут насчитать только тысяч шесть-семь.

В этом случае нужно идти в мировой суд и подавать иск на страховую компанию. Всё, что требуется от водителей - предоставить документы об аварии, размер страховой выплаты и мнение независимого эксперта о реальной стоимости ремонта. Благо, сейчас независимых экспертов - пруд пруди.

Всегда поддержим водителя

Вообще основной конфликт происходит, как правило, между водителем и страховой компанией. Водитель опасается, что компания не выплатит положенную страховку, а компания опасается обмана со стороны водителя. Всё остальное нюансы, которые проистекают из этих страхов и опасений. Владелец транспортного средства, по большей части юридически не подкованный, ищет посредника между собой и страховщиком. А спрос, как известно, рождает предложение. Кроме аварийных комиссаров появились и фирмы, предлагающие юридическую консультацию и сопровождение в спорах со страховщиками.
При этом государственная инспекция безопасности дорожного движения обеими руками «за» использование «европротоколов». Старший инспектор по расследованию ДТП ОБДПС ГИБДД УМВД России по городу Белгороду капитан полиции Андрей Ломоносов выразился предельно ясно:
- Если бы водители вовсю пользовались сороковым законом, до половины всех ДТП можно было бы регистрировать без нашего участия. Это и нас бы разгрузило, и водителям время бы сэкономило.
- А вдруг окажется, что ущерб превышает 25 тысяч?
- Мы в этом случае всегда поддержим водителя. Просто обоим участникам ДТП нужно будет приехать в ГИБДД с нарисованной схемой и фотографиями, и наши специалисты проведут дознание и выдадут справку об аварии.

Устаревший «потолок»

Большие нарекания со стороны водителей вызывает «потолок» в двадцать пять тысяч рублей. Даже при чисто механических ДТП без пострадавших ремонт новых автомобилей может обойтись дороже. В этом году собираются вводить «потолок» в пятьдесят тысяч рублей вместо двадцати пяти. Однако, по мнению старшего инспектора, и эта мера устаревшая:
- Есть иномарки, у которых одна фара столько стоит. Получается, вроде и авария незначительная, к примеру, разбита фара и поцарапано крыло, а ущерб дороже пятидесяти тысяч.

Однако капитан полиции Ломоносов уверен, что все несостыковки в конце концов будут устранены:
- Год от года улучшается культура вождения. Да и правовая сознательность водителей становится выше. Количество «европротоколов» всё равно будет увеличиваться. А единственная сложность при оформлении извещения о ДТП - это нарисовать схему аварии.

Три пути

У водителя, попавшего в ДТП без серьёзных последствий и оценивающего примерный ущерб до 25 тысяч рублей, есть три варианта развития событий. Попробуем рассказать о них подробно.
Вариант первый: вызвать ГИБДД и ждать, быть может, несколько часов, пока дознаватели наконец-то доберутся и до него. Всё что требуется от водителя - не покидать место аварии и предоставить сотрудникам полиции все документы.

Вариант второй: вызвать аварийных комиссаров. В этом случае, чтобы не было в дальнейшем никаких проблем, нужно обязательно затребовать у аварийных комиссаров документы на право занятия этой деятельностью и, желательно, удостоверение личности. Всё это делается с одной целью - чтобы было потом кому в случае неправильного оформления документов предъявить претензии.

Вариант третий: заполнить «европротокол» самим. Если разногласий у водителей по поводу виновника аварии нет, то нужно сделать пять-шесть фотографий с места аварии и две-три - с характером повреждений. Найти свидетелей и заполнить «европротокол». С этими документами ехать в страховую компанию виновника аварии.

Выбор в любом случае только за водителями.

 

Алексей СТОПИЧЕВ (текст и фото)

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина