Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

К родным берегам не вернулись...

Служба на атомных подводных лодках является престижной, уважаемой и даже в мирное время героической

Не вернулись к родным берегам...В Вооружённых силах нашей страны военно-морской флот, оснащённый ядерным стратегическим оружием, занимает особое место. Но наиболее важная роль отводится атомному подводному флоту, поскольку атомные подводные лодки, имея неограниченную дальность и продолжительность плавания в Мировом океане и на большой глубине, обладают очень важным элементом - скрытностью, а значит, и неотвратимостью ответного уничтожающего удара. Выдающимися усилиями учёных, инженеров, рабочих в СССР был создан подводный атомный флот. О масштабах работ по созданию первой атомной подводной лодки говорит тот факт, что к участию в программе её строительства было привлечено 135 предприятий и организаций, в том числе 20 КБ и 80 заводов-поставщиков оборудования.

В декабре 1958 года в состав Северного флота вошёл первый атомный подводный крейсер с тактическим номером К-3. Максимальная подводная скорость доходила до 30 узлов (55,5 км/час). К-3 совершила несколько подлёдных походов. После всплытия в 1962 году на Северном полюсе получила название «Ленинский комсомол».

С тех пор прошло много лет. Сейчас атомная подводная лодка - настоящий сгусток энергии. Это плавающие космодромы с 12, 16, 20 стартовыми пусковыми установками, двумя блоками атомных электростанций громадной мощности. Сложнейшая энергонасыщенная техника даже в наземных условиях требует профессионального, осторожнейшего обращения при её обслуживании, очень надёжной защиты. В стеснённом же замкнутом объёме прочного корпуса подводной лодки она становится чудовищным джинном, постоянно норовящим вырваться на свободу. Поэтому труд подводника и условия его работы уникальны. В отличие от пилота, водителя танка или машины подводник живёт на корабле в течение многих дней и месяцев. Служба на атомных подводных лодках является в военно-морских силах престижной и уважаемой.

Но как бы ни была совершенна техника и профессионален экипаж, стопроцентной гарантии от аварии, к сожалению, не существует.

…В августе 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск» принимал участие в тактических учениях по отработке взаимодействия авианосно-манёвренной группировки сил Северного флота. Подводному крейсеру предстояло выполнить 11 августа учебную ракетную стрельбу и 12 августа учебную стрельбу торпедой. После учений - боевая служба - очередной дальний поход, как североморцы-подводники в обиходе говорят - поход «за угол» (из баз Северного флота поворот налево, на запад вокруг Скандинавии в Атлантику).

В 23 часа 30 минут 12 августа американские подводники и норвежская сейсмическая станция засекли два мощных подводных взрыва. Через четырнадцать минут россияне зафиксировали третий взрыв в море. Эти взрывы прогремели в районе нахождения подводного крейсера «Курск». Командир подводного крейсера капитан 1-го ранга Геннадий Лячин на запросы командования флота не отвечал. Начались интенсивные поиски пропавшей лодки. Прошло некоторое время, и официально было объявлено, что в Баренцевом море на учебном полигоне боевой подготовки Северного флота России потерпела аварию атомная подводная лодка «Курск». В результате аварии подводная лодка получила повреждения разрушительного характера и затонула.

Россия в то время не располагала необходимыми техническими средствами, чтобы спасти экипаж и поднять затонувшую субмарину. Операция по подъёму «Курска» началась только 28 сентября 2001 года. В ней участвовали голландская фирма «Маммут» и норвежская фирма «Смит Интернэшнл». Работы по подъёму и транспортировке затонувшей подлодки в док завершились только 23 октября.
На борту «Курска» погибли 118 человек. Очень больно и обидно, что у молодых, сильных и отважных парней так рано и трагически оборвалась жизнь. Им бы жить и жить…

Комиссия, изучавшая причины гибели подводной лодки, пришла к выводу, что члены экипажа в самые трагические минуты вели себя героически, не было паники и суеты. А записка, оставленная нам в те последние трагические минуты капитан - лейтенантом Дмитрием Колесниковым, начинается со слов: «Не надо отчаиваться…».

Ежегодно 12 августа на городском кладбище Белгорода у могилы командира дивизиона движения «Курска» капитана 3-го ранга Дмитрия Борисовича Мурачёва собираются близкие родственники, друзья, ветераны флота. В почётном строю учащиеся кадетских классов средних школ №№ 41 и 29 имени Д. Мурачёва. Подобные митинги проводятся по всей нашей стране, где имеются захоронения моряков-подводников с «Курска», а также на военно-морских базах, в ветеранских морских организациях.

В Белгород Дмитрий переехал с родителями в 1985 году. Его отец, Борис Григорьевич, капитан 1-го ранга, ветеран атомного подводного флота, был переведён в Белгород для дальнейшего прохождения военной службы. Дмитрий стал учеником средней школы № 29. Он рос общительным и доброжелательным мальчиком. Вместе с родителями ему пришлось «помотаться» по гарнизонам, но он быстро осваивался на новом месте, знакомился со сверстниками. Оптимизм и любовь к окружающему ему прививала мама - Елена Васильевна, стойко преодолевавшая все сложности и неудобства кочевой жизни.

В школьные годы Дима увлекался борьбой, плаванием, шахматами, посещал фотокружок. В тот период, когда он с родителями ещё проживал в гарнизоне, с одноклассниками неоднократно приходил на экскурсии на подводные лодки.
После окончания средней школы Дмитрий заявил, что будет поступать в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. После его окончания в 1991 году получил назначение на Краснознамённый Северный флот. Служил на атомной подводной лодке «Воронеж», а в 1998 году грамотного и очень ответственного специалиста назначили с повышением на атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Дмитрий Мурачёв принял дивизион движения и с полной отдачей приступил к исполнению своих обязанностей.

Ещё будучи курсантом Высшего военно-морского инженерного училища, Дмитрий женился. Его супруга Марина без всяких сомнений и колебаний поехала с мужем на Север. Вскоре у Мурачёвых родилась дочка - Наташа. Счастливая была семья…
И ещё один герой с «Курска» захоронен на нашей земле. Это Павел Викторович Таволжанский - выходец из большой и очень дружной фамилии, проживавшей испокон веков в селе Клименки Вейделевского района. Таволжанские были пасечниками, земледельцами, а в лихие для страны годы становились воинами. Прадед воевал в Первую мировую, а дед, Павел Стефанович, штурмовал Берлин во Вторую мировую войну.

Павел одним из немногих в роду сделал военную службу профессией. «В школе Павел учился хорошо, - вспоминал в те дни, после гибели «Курска», учитель физики Владимир Николаевич Дружинин. - Математика с физикой ему давались легко, без зубрёжки. Самостоятельно засел за книжки в старших классах, когда в школе монтировали кабинет информатики. Случалось, ночи просиживал в школе».
После школы Павел был призван на службу в Вооружённые силы. Там он окончил школу техников и был зачислен в формировавшийся экипаж атомной подводной лодки «Белгород», но этот атомоход по ряду причин «засиделся» на стапелях, и мичмана Таволжанского зачислили гидроакустиком на «Курск»…
Павел многое перенял от своего отца - Виктора Павловича, ответственного, трудолюбивого и неунывающего даже в трудных ситуациях.

«С приездом сына в доме поселялся особый свет. Славное и милое для семьи время, - делился с корреспондентом «Белгородской правды» в сентябре 2000 года Виктор Павлович. - После трёхмесячного подводного похода - 90 дней отпуска. Для Павла ни один из этих дней не был праздным. Помогал старшему брату Валентину ремонтировать квартиру. Вместе с женой Татьяной и домашними посадили огороды. Когда приезжал домой в отпуск в зимнее время, мог позволить себе поохотиться, заняться резьбой по дереву. Его нет, а поделки остались». Очень тяжело пережила случившееся его мама, Антонина Андреевна.
Перед въездом в посёлок Видяево установлен мемориальный комплекс: рубка подводной лодки из чёрного мрамора, края которой изуродованы страшным взрывом, а рядом - двенадцать плит, на которых высечены имена погибших.

 

Виталий ЗУБКОВ,
член Союза
журналистов России,
ветеран военной службы

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина