Служба на атомных подводных лодках является престижной, уважаемой и даже в мирное время героической
В Вооружённых силах нашей страны военно-морской флот, оснащённый ядерным стратегическим оружием, занимает особое место. Но наиболее важная роль отводится атомному подводному флоту, поскольку атомные подводные лодки, имея неограниченную дальность и продолжительность плавания в Мировом океане и на большой глубине, обладают очень важным элементом - скрытностью, а значит, и неотвратимостью ответного уничтожающего удара. Выдающимися усилиями учёных, инженеров, рабочих в СССР был создан подводный атомный флот. О масштабах работ по созданию первой атомной подводной лодки говорит тот факт, что к участию в программе её строительства было привлечено 135 предприятий и организаций, в том числе 20 КБ и 80 заводов-поставщиков оборудования.
В декабре 1958 года в состав Северного флота вошёл первый атомный подводный крейсер с тактическим номером К-3. Максимальная подводная скорость доходила до 30 узлов (55,5 км/час). К-3 совершила несколько подлёдных походов. После всплытия в 1962 году на Северном полюсе получила название «Ленинский комсомол».
С тех пор прошло много лет. Сейчас атомная подводная лодка - настоящий сгусток энергии. Это плавающие космодромы с 12, 16, 20 стартовыми пусковыми установками, двумя блоками атомных электростанций громадной мощности. Сложнейшая энергонасыщенная техника даже в наземных условиях требует профессионального, осторожнейшего обращения при её обслуживании, очень надёжной защиты. В стеснённом же замкнутом объёме прочного корпуса подводной лодки она становится чудовищным джинном, постоянно норовящим вырваться на свободу. Поэтому труд подводника и условия его работы уникальны. В отличие от пилота, водителя танка или машины подводник живёт на корабле в течение многих дней и месяцев. Служба на атомных подводных лодках является в военно-морских силах престижной и уважаемой.
Но как бы ни была совершенна техника и профессионален экипаж, стопроцентной гарантии от аварии, к сожалению, не существует.
…В августе 2000 года атомный подводный ракетный крейсер К-141 «Курск» принимал участие в тактических учениях по отработке взаимодействия авианосно-манёвренной группировки сил Северного флота. Подводному крейсеру предстояло выполнить 11 августа учебную ракетную стрельбу и 12 августа учебную стрельбу торпедой. После учений - боевая служба - очередной дальний поход, как североморцы-подводники в обиходе говорят - поход «за угол» (из баз Северного флота поворот налево, на запад вокруг Скандинавии в Атлантику).
В 23 часа 30 минут 12 августа американские подводники и норвежская сейсмическая станция засекли два мощных подводных взрыва. Через четырнадцать минут россияне зафиксировали третий взрыв в море. Эти взрывы прогремели в районе нахождения подводного крейсера «Курск». Командир подводного крейсера капитан 1-го ранга Геннадий Лячин на запросы командования флота не отвечал. Начались интенсивные поиски пропавшей лодки. Прошло некоторое время, и официально было объявлено, что в Баренцевом море на учебном полигоне боевой подготовки Северного флота России потерпела аварию атомная подводная лодка «Курск». В результате аварии подводная лодка получила повреждения разрушительного характера и затонула.
Россия в то время не располагала необходимыми техническими средствами, чтобы спасти экипаж и поднять затонувшую субмарину. Операция по подъёму «Курска» началась только 28 сентября 2001 года. В ней участвовали голландская фирма «Маммут» и норвежская фирма «Смит Интернэшнл». Работы по подъёму и транспортировке затонувшей подлодки в док завершились только 23 октября.
На борту «Курска» погибли 118 человек. Очень больно и обидно, что у молодых, сильных и отважных парней так рано и трагически оборвалась жизнь. Им бы жить и жить…
Комиссия, изучавшая причины гибели подводной лодки, пришла к выводу, что члены экипажа в самые трагические минуты вели себя героически, не было паники и суеты. А записка, оставленная нам в те последние трагические минуты капитан - лейтенантом Дмитрием Колесниковым, начинается со слов: «Не надо отчаиваться…».
Ежегодно 12 августа на городском кладбище Белгорода у могилы командира дивизиона движения «Курска» капитана 3-го ранга Дмитрия Борисовича Мурачёва собираются близкие родственники, друзья, ветераны флота. В почётном строю учащиеся кадетских классов средних школ №№ 41 и 29 имени Д. Мурачёва. Подобные митинги проводятся по всей нашей стране, где имеются захоронения моряков-подводников с «Курска», а также на военно-морских базах, в ветеранских морских организациях.
В Белгород Дмитрий переехал с родителями в 1985 году. Его отец, Борис Григорьевич, капитан 1-го ранга, ветеран атомного подводного флота, был переведён в Белгород для дальнейшего прохождения военной службы. Дмитрий стал учеником средней школы № 29. Он рос общительным и доброжелательным мальчиком. Вместе с родителями ему пришлось «помотаться» по гарнизонам, но он быстро осваивался на новом месте, знакомился со сверстниками. Оптимизм и любовь к окружающему ему прививала мама - Елена Васильевна, стойко преодолевавшая все сложности и неудобства кочевой жизни.
В школьные годы Дима увлекался борьбой, плаванием, шахматами, посещал фотокружок. В тот период, когда он с родителями ещё проживал в гарнизоне, с одноклассниками неоднократно приходил на экскурсии на подводные лодки.
После окончания средней школы Дмитрий заявил, что будет поступать в Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. После его окончания в 1991 году получил назначение на Краснознамённый Северный флот. Служил на атомной подводной лодке «Воронеж», а в 1998 году грамотного и очень ответственного специалиста назначили с повышением на атомный подводный ракетный крейсер «Курск». Дмитрий Мурачёв принял дивизион движения и с полной отдачей приступил к исполнению своих обязанностей.
Ещё будучи курсантом Высшего военно-морского инженерного училища, Дмитрий женился. Его супруга Марина без всяких сомнений и колебаний поехала с мужем на Север. Вскоре у Мурачёвых родилась дочка - Наташа. Счастливая была семья…
И ещё один герой с «Курска» захоронен на нашей земле. Это Павел Викторович Таволжанский - выходец из большой и очень дружной фамилии, проживавшей испокон веков в селе Клименки Вейделевского района. Таволжанские были пасечниками, земледельцами, а в лихие для страны годы становились воинами. Прадед воевал в Первую мировую, а дед, Павел Стефанович, штурмовал Берлин во Вторую мировую войну.
Павел одним из немногих в роду сделал военную службу профессией. «В школе Павел учился хорошо, - вспоминал в те дни, после гибели «Курска», учитель физики Владимир Николаевич Дружинин. - Математика с физикой ему давались легко, без зубрёжки. Самостоятельно засел за книжки в старших классах, когда в школе монтировали кабинет информатики. Случалось, ночи просиживал в школе».
После школы Павел был призван на службу в Вооружённые силы. Там он окончил школу техников и был зачислен в формировавшийся экипаж атомной подводной лодки «Белгород», но этот атомоход по ряду причин «засиделся» на стапелях, и мичмана Таволжанского зачислили гидроакустиком на «Курск»…
Павел многое перенял от своего отца - Виктора Павловича, ответственного, трудолюбивого и неунывающего даже в трудных ситуациях.
«С приездом сына в доме поселялся особый свет. Славное и милое для семьи время, - делился с корреспондентом «Белгородской правды» в сентябре 2000 года Виктор Павлович. - После трёхмесячного подводного похода - 90 дней отпуска. Для Павла ни один из этих дней не был праздным. Помогал старшему брату Валентину ремонтировать квартиру. Вместе с женой Татьяной и домашними посадили огороды. Когда приезжал домой в отпуск в зимнее время, мог позволить себе поохотиться, заняться резьбой по дереву. Его нет, а поделки остались». Очень тяжело пережила случившееся его мама, Антонина Андреевна.
Перед въездом в посёлок Видяево установлен мемориальный комплекс: рубка подводной лодки из чёрного мрамора, края которой изуродованы страшным взрывом, а рядом - двенадцать плит, на которых высечены имена погибших.
- Комментировать
- 2231 просмотр
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад