Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Он в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!

В Белгородском государственном художественном музее прошёл вечер памяти Лазаря Самсоновича Агрияна, посвящённый 100-летию со дня его рождения. Здесь же работает персональная выставка замечательного мастера акварели. Самобытный талант молодого художника из глубинки отмечали ещё в 30-е годы прошлого века такие прославленные живописцы, классики советского изобразительного искусства, как Константин Юон, Мартирос Сарьян, Игорь Грабарь… Произведения Лазаря Агрияна находятся в частных коллекциях нашей страны, США, Франции, в музеях Армении, Азербайджана, Англии, Италии, Москвы, Санкт-Петербурга и, конечно, Белгорода. Почему - конечно? Да потому, что именно на Белгородчине прошли последние годы жизни и творчества Лазаря Самсоновича. А начиналось всё в далёком, овеянном древними легендами Самарканде. Сюда семья потомственных виноделов Агриян, разорившаяся после революции, переехала из Коканда. Жили очень трудно. Лазарь взял в руки кисть ещё мальчиком. Кисть, правда, была малярная. Сначала красил потолки и стены, зарабатывая на кусок хлеба. Потом появились рисунки. Непонятные, странные, рождённые полётом фантазии и не имеющие ничего общего с окружающей действительностью. Кто-то посоветовал показать их приехавшему в Самарканд из Москвы художнику - ученику знаменитого Роберта Фалька. Юный Лазарь Агриян, естественно, и слыхом не слыхивал тогда, кто это такой. Как не имел представления, что значит рисовать с натуры. Но именно это велел ему сделать московский художник. Тогда-то и написал юноша свои первые пейзажи. Однако наставник отказался брать Лазаря в ученики, объяснив своё решение так: «Если буду тебя учить, только испорчу. У тебя природный дар, сам его и развивай. Только не ленись, работай».

Он в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!

И он ушёл в работу, как в омут, с головой, не позволяя себе расслабляться ни на день. А когда через несколько лет приехал на родину предков в Ереван, слух о самобытном талантливом художнике быстро разнёсся по городу. Его стали приглашать на выставки, несколько работ даже отправили на международные вернисажи в Венецию и Лондон. А вскоре судьба подарила ему дружбу с самым известным армянским живописцем Мартиросом Сарьяном. Причём тот, увидев акварели молодого художника, тоже отказался быть его учителем: «Лазарь, ты рождён художником. Акварель дана тебе от Бога. Помни об этом и развивай свой дар. А учить - только портить». Так Агриян и остался «самоучкой».
Когда впервые услышала эту историю, невольно вспомнила об уникальном грузинском художнике Нико Пиросмани. В их творческих исканиях, пристрастиях и житейских испытаниях и впрямь есть немало общего. Но в отличие от «самоучки» Пиросмани, который при жизни так и не дождался ни взаимной любви, ни официального признания, умер в нищете и одиночестве чуть ли не под забором, Агрияну выпала долгая счастливая жизнь. В Москве он встретил красавицу Маргариту - выпускницу медицинского института, которая оставила столицу и отправилась за своим Мастером в далёкий и чужой для неё Узбекистан. Маргарита Артёмовна оказалась не только красавицей и умницей, но и необыкновенной труженицей. Взяв на себя все хлопоты большого домашнего хозяйства, она ещё не одно десятилетие работала на две ставки участкового врача-педиатра, чтобы Лазарь Самсонович имел возможность хоть иногда отказаться от зарабатывания денег на заказах и посвятить себя свободному творчеству. Вместе они прожили более полувека, отметив «золотую свадьбу» в кругу детей, внучек и многочисленных родственников, съехавшихся на праздник любимых Марго и Лазаря из разных уголков России.
Когда распался Советский Союз и в Узбекистане начали вспыхивать межнациональные конфликты, семья Агриян переехала в Белгород, захватив с собой только самое дорогое. А самым дорогим для Лазаря Самсоновича оказались старинный сундук с семейными фотографиями, дневниками, рисунками, картинами и… голуби. Их он обожал всю жизнь и даже вывел собственную породу - «лазаревскую». За этих голубей, кстати, ему и в Самарканде, и в Белгороде предлагали огромные деньги. Отказался наотрез: «Они для меня как дети. Как же можно продать?!»
Он и картины продавать не любил. Каждый раз как будто от души отрывал. А вот дарил всегда с лёгким сердцем и искренней готовностью. И в этом был весь Лазарь Самсонович. Щедрый, светлый, мудрый человек, с детства открывший для себя простую истину: «Делай добро и верь людям». Достаточно взглянуть на его пейзажи, портреты, натюрморты, чтобы понять и почувствовать это.
Прошло столько лет, а давние работы Агрияна из 30-40-50-х годов минувшего века и сегодня смотрятся свежо. Однако и в последних, написанных Лазарем Самсоновичем на заре века нынешнего, XXI, в канун своего 90-летия (а работать он продолжал до конца жизни), совсем не чувствуется даже намёка на старческую немощь и образную близорукость. Глядя на них, так и хочется воскликнуть вслед за поэтом: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!». Ведь именно солнцем переполнены не только кавказские, самаркандские, бухарские акварели Лазаря Агрияна, но и его осенние натюрморты и пейзажи, написанные в окрестностях Белгорода.
Не менее притягательны и портретные работы. За свою более чем 70-летнюю творческую жизнь он создал их тысячи. И в каждом есть свой характер, судьба, время. Особенно он чувствуется в женских портретах. И потому «Катю» из 30-х годов никогда не спутаешь со «Студенткой» из 60-х или «Гаянэ» из 90-х… Можно даже не смотреть на даты их написания. Ничто не отражает так своё время, как лица людей. И Лазарь Самсонович Агриян умел это чувствовать почти интуитивно.
Впрочем, всё его творчество по природе своей интуитивно, в чём-то по-детски наивно и всегда восторженно распахнуто навстречу зрителю. Таким он был в жизни, таким останется в памяти тех, кто его знал, и таким, наверное, откроется новым поклонникам самобытного, яркого таланта этого художника.

 

Ольга ИСТОМИНА

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
КАПЧА
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина