Дмитрий Медведев встретился с премьер-министром Японии. 13 ноября состоялась встреча президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Японии Наото Кана. Как сообщили ИА REGNUM Новости в пресс-службе Кремля, среди тем обсуждения основной стала ситуация вокруг Курильских островов.
Дмитрий Медведев предложил Наото Кану сменить подход к рассмотрению проблемы мирного договора и поставить на первое место вопросы экономического взаимодействия. Президент России подчеркнул, что острова Курильской гряды - территория России, так будет и впредь. Медведев пригласил Наото Кана посетить любой регион России, включая Дальний Восток, и премьер-министр Японии принял приглашение.
«Поскольку Наото Кан выразил сожаление по поводу посещения президентом Российской Федерации острова Кунашир, наш президент подтвердил нашу оценку этой ситуации. Президент сам принимает решение о том, какой регион страны посещать. Это наша территория, и так будет и впредь.
Наши японские коллеги, надеюсь, всё-таки будут к этому относиться более адекватно, - заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментирую итоги встречи. - Президент также сказал, что от эмоциональных заявлений и от дипломатических жестов лучше отказываться, потому что они совсем не помогают делу, а наоборот».
Как уже сообщало ИА REGNUM Новости, резко обострились отношения между Россией и Японией. Толчком к этому послужил визит Медведева на остров Кунашир, который Япония считает «несправедливо утерянным» после Второй мировой войны. Токио настаивает на возвращении четырёх островов Курильской гряды. Накануне визита президента Медведева на остров Кунашир глава японского МИД Сэйдзи Маэхара вызвал посла России в Токио Михаила Белого и выразил ему протест в связи с поездкой главы российского государства. Из Москвы был отозван посол Японии в России.
Южные Курилы, как и южная часть Сахалина, принадлежали Японии в 1905-1945 годах по итогам неудачной для России русско-японской войны. Россия настаивает на том, что Южные Курилы вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны, а Россия является государством-продолжателем Советского Союза. Сегодня Курильские острова являются частью конституционной территории Российской Федерации. Дмитрий Медведев стал первым руководителем страны, посетившим эти острова после их присоединения.
Как учтиво-вежливым обрести «потерянное лицо»
После публикации материала «Курилороссия - океанское ожерелье Великороссии» («Белгородские известия» за 23 октября с.г.) мне звонили разные люди - белгородцы, архангелогородец, житель Калининградского анклава России, из украинский Ялты и даже из Канады. Большинство из звонивших выражали солидарность с автором (в основном те, кому довелось жить и работать на Сахалине и Курилах). И лишь один наш молодой земляк, представившийся студентом БелГУ, не возражая мне в принципе, высказал сомнение: а стоит ли так уж «упираться» и «бушкаться» с японцами из-за какой-то гряды безжизненных скал? Как сумел, объяснил собеседнику, почему, на мой взгляд, нам, принявшим во временное пользование российские просторы от своих предшественников, необходимо всё, вплоть до самого крохотного островка, где лишь один птичий базар разместился, передать тем, кто идёт нам на смену, тем, кто станет хранителем и временным (как и мы) пользователем земель и вод России. А заодно и попытался кратко (по телефону всё же разговор шёл) познакомить студента с историей, географией и экономическим потенциалом Курилороссии, где живёт хоть и малая частица нашего народа, но всё же не одна тысяча соотечественников. Как мне кажется, мы достигли полного взаимопонимания, или, как к месту и не к месту говорил Горбачёв, «пришли к консенсусу». Потому я и не собирался «возвращаться к напечатанному», где изложил свою позицию по Курильскому архипелагу. Но…
1 ноября 2010 года произошло поистине историческое событие: президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев совершил рабочую поездку по острову Кунашир. Д.А.Медведев стал первым в истории главой Государства Российского, посетившим Курилороссию. Правда, в 1990 году на Кунашире побывал Борис Николаевич Ельцин, но тогда он ещё не был избран президентом, да и провёл на острове всего несколько часов - приближавшийся тайфун вынудил отменить запланированную встречу Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н.Ельцина с южнокурильчанами. А Дмитрию Анатольевичу даже изменчивая погода благоволила, дала ему возможность и с островитянами пообщаться в рабочей и домашней обстановке, и полюбоваться неповторимой природой Кунашира, омываемого водами Тихого океана и Охотского моря.
Впрочем, если отбросить «островные нюансы», рабочая поездка президента по Кунаширу мало чем отличалась от его поездок по другим регионам России. Знакомство с проблемами труда и быта сограждан, соответствующие поручения соответствующим чиновникам и ведомствам по решению этих проблем. Чему-то Дмитрий Анатольевич порадовался, чему-то удивился, в чём-то обещал помочь жителям Курилороссии, для которых даже остров Сахалин представляется материком (есть у них на эту тему «фирменно-курильская» песня).
Словом, ничего экстраординарного. Как в подобных случаях выражаются северокорейцы, глава государства «осуществлял руководство на месте». Но, ни с того ни с сего, к югу от Курильского архипелага России - в Японии разразился фарс, призванный изобразить «тайфун чувств и страстей».
Мне доводилось бывать в Японии, общаться с её людьми - представителями различных социальных групп: с чиновниками, коллегами-журналистами, бизнесменами, рыбаками, да и в магазинах, на рыбных рынках в Токио и Хакодате (в этом городе посчастливилось даже побывать в православном храме (Московского патриархата), поговорить с батюшкой - чистокровным японцем Василием). Не буду говорить о коллегах - наша профессия накладывает на журналистскую братию отпечаток своеобразной интернациональности, что ли. А что касается остальных - от чиновников до простого работяги - все они показались мне носителями какой-то рафинированной учтивости и вежливости. Честно говоря, мы тоже можем быть столь же учтивыми и вежливыми, если общаемся с иностранцами или с начальством. А японцам эти качества присущи и в отношениях между собой (нам бы не грех поучиться этому). Это сказывается во всём. Но особенно меня поразила взаимная вежливость, которую проявляют водители автомобилей. Здесь идёт «соревнование» обратное нашему: если мы стремимся «проскочить первым», то там иногда и пробки на дорогах возникают от того, что каждый водитель не желает выглядеть «менее вежливым» и уступают друг другу приоритет проезда.
Зная об учтиво-вежливой национальной особенности японцев (недаром в мире бытует выражение - вежлив, как японец), не мог представить себе того, что произошло.
…Нет, Фудзияма не взорвалась, стоит незыблемо. Но вот японский «эталон вежливости» перестал быть таковым. И виной тому не какой-то простой трудяга, а самые высокопоставленные представители правящей элиты и глава внешнеполитического ведомства. Что там с ними приключилось-сталось - неизвестно. Но их реакцию на «перемещения» президента нашего государства по территории собственной страны трудно назвать адекватной. По их мнению, посещение Д.А.Медведевым Южно-Курильского района Сахалинской области… «ранит чувства японского народа». Эвон куда хватили, господа политики-дипломаты Страны восходящего солнца! Интересно, как бы в Токио восприняли протест Москвы по поводу посещения премьер-министром Японии… острова Хоккайдо? Но такой протест невозможен в принципе, потому что российские дипломаты не склонны поучать соседей, куда им можно, а куда нельзя идти по собственному «саду-огороду». А вот японские - пытаются указывать главе Российской Федерации в какой субъект Федерации ему можно приезжать, а в какой - только с позволения Токио. Не испросил разрешения Дмитрий Анатольевич Медведев у МИД Японии - нанёс ужасную рану чувствительному сердцу японского народа.
Осмелюсь предположить, что большинству граждан Японии даже неизвестно, что это за острова такие к северу от Хоккайдо. Ну, потеснили когда-то Российскую империю, вынудили подписать договор, по которому Курильские острова были переданы под юрисдикцию Японии. Потом и южную часть Сахалина Витте уступил восточным соседям, за что получил прозвище «графа полусахалинского». Под грохот канонады гражданской войны в России японские военные тихой сапой оккупировали и Северный Сахалин. И вырубали там леса, и качали нефть, и ковыряли уголёк, и невозбранно браконьерили в российских водах… Так ведь воины микадо и Корею, и большую часть Китая «прибрали к рукам» загребущим.
Аппетит, как известно, приходит во время еды, вот и вознамерилась было Япония «собрать под одну крышу» всю Азию, включая азиатскую часть Советского Союза вплоть до Урала, где установилась бы дружественная граница с гитлеровским Третьим рейхом… Но в итоге Второй мировой войны, точка в которой была поставлена 2 сентября 1945 года, Японии пришлось подписать Акт о безоговорочной капитуляции и отказаться от всех, ранее захваченных чужих территорий. И даже согласиться на оккупацию исконно японского острова Окинава американскими войсками.
Что же всё-таки стряслось с нынешними политиками Японии, чем объяснить беспрецедентные демарши Токио по поводу рабочего визита Президента России в один из российских районов? Возможно, сказываются плоды антироссийской внешней политики Горбачёва-Шеварднадзе, которые торопились «раздарить» то, что им не принадлежало (51 тысячу квадратных километров в Беринговом и Чукотском морях, к примеру, отдали США). Возможно, это следствие предательства российского «министра странных дел» Козырева и его заместителя Кунадзе, заверявших Японию о намерении России отдать Южные Курилы «белым и пушистым» наследникам военных преступников. Возможно, реваншистские претензии Японии к России нашёптаны «большим братом», опробовавшим в августе 1945 года свою атомную дубинку на Хиросиме и Нагасаки? Но вполне возможно и то, что синдром реваншизма японских политиков - это просто результат «осеннего обострения», ведь до 7 февраля, провозглашённого экстремистскими кругами Японии «днём северных территорий» ещё далековато. Как бы то ни было, но и премьер-министр, и министр иностранных дел Японии явно заигрались и, что называется, «потеряли лицо». Зачем было заставлять Чрезвычайного и Полномочного Посла Японии в Российской Федерации мчаться из Москвы в Токио (отзыв посла на дипломатическом языке означает меру чрезвычайной серьёзности), а затем снова направлять его из Токио в Москву? Спровоцировать МИД России на «адекватный ответ» не удалось, демарши Японии не поколебали спокойно-созерцательной позиции России, уверенной в своей правоте. Да и мировая общественность, для которой и разыгрывалась «буря в стакане воды», скорее всего, сделала вывод, достойный древних римлян: «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав!».
Не мне подсказывать японским политдеятелям, как в таких случаях поступают истинные японцы - я убеждённый противник суицида. Но в их «монастыре» действует свой кодекс чести, в котором, как достойный выход из плохой игры, рекомендуется сэппуку (у нас более известен термин харакири, но для японцев такого ранга подходит именно сэппуку. Хотя и то, и другое, на мой взгляд, одно и то же - ритуальное самоубийство).
Нет-нет, не подсказываю и не советую главе правительства и заглавному дипломату Японии, как обрести «утерянное лицо». Единственное, что могу рекомендовать нынешней правящей элите замечательной страны, населённой учтивыми и вежливыми людьми, большинство которых мне глубоко симпатично, не «гнать волну» и не дразнить «русского медведя», а оставаться эталоном вежливости и уважения международного права. Это в интересах народа, который вы сегодня представляете, господа-правители страны, подписавшей Акт о безоговорочной капитуляции. Курилороссия - неотъемлемая частица Государства Российского и останется таковой, несмотря на все попытки Токио говорить с Москвой на неприемлемом языке ультиматумов.
…В начале девяностых годов прошлого века мне довелось быть в числе встречавших в аэропорту Южно-Сахалинска Председателя Правительства Российской Федерации В.С.Черномырдина (увы, совсем недавно ушедшего из жизни). Надо отдать должное корреспонденту одной из японских телекомпаний, который сумел по пути от самолёта к автомобилю задать свой «коронный» вопрос: «Господин Черномырдин, как Вы относитесь к проблеме северных территорий?». Не замедляя шаг, полуобернувшись к журналисту, Виктор Степанович ответил с присущей ему экспрессией: «Какие «северные территории»?! У России нет такой проблемы!..».
Коротко и ясно.
- 1427 просмотров
Отправить комментарий