Десятиклассница Елизавета Титова уверена, что свадебное торжество нужно проводить по народным традициям
Чего только сейчас не придумывают! Свадьбы на футбольном поле, в воздухе, под водой, в горах, на велосипедах, на лыжах… Как говорится, в духе времени. Но у десятиклассницы новооскольской средней школы № 2 с углублённым изучением отдельных предметов Елизаветы Титовой своё представление об идеальной свадьбе. «Мне пятнадцатый год, но время летит быстро. Скоро и я буду в роли невесты!» - говорит Лиза.
Будто в сказке побывала
- Хотела бы я соблюдать те обряды и традиции, которые были раньше, или сделать совершенно иную свадьбу? - задумывается девочка. - Как же можно представить себе свадебное торжество без каравая, рушника, без свадебного торга?! Ведь всё это складывалось веками.
Она победила в областном конкурсе творческих работ школьников «История свадебного обряда моего края».
Её работа «Свадебный обряд Новооскольского района как «встреча» разных культур» признана лучшей. Более года Лиза собирала информацию.
- Я живу в маленьком городке, а моя бабушка - в селе Крюк, в котором я окончила начальную школу. Мои родственники привили мне любовь к живому народному слову, песням, обрядам, традициям. За это я им очень благодарна, ведь я и мой брат, и наши друзья не вырастем «Иванами, не помнящими родства», - рассказывает Елизавета Титова.
Лиза знает родословную своей семьи до шестого колена, любит ходить на традиционные народные действа, посвящённые различным праздникам, где справляют обряды, звучат поговорки, песни, пословицы, наговоры.
- После этого у меня возникает такое ощущение, будто я в сказке побывала, - отмечает школьница.
Интерес к изучению именно свадебного обряда возник у неё случайно.
- Мы ездили в экспедиции по сёлам района, чтобы изучить обряды, обычаи и народную одежду нашего края как составной части Белгородчины. Занимаясь этой темой, мы, так или иначе, сталкивались и со свадебным обрядом, - отмечает Елизавета Титова.
Но книг, где бы описывались свадебные традиции Новооскольского района, она не нашла. Вот так и решила с помощью руководителя школьного историко-этнографического музея «Истоки» Ирины Зацаринской провести своё исследование.
По словам Лизы, узнать историю свадебного обряда ей помогли материалы этнографических экспедиций (полевые дневники экспедиции 1999 года, находящиеся в архивах школьного музея) и экспедиции 2011 года в сёла Тростенец, Боровогринев, Крюк, Боровое Новооскольского района, в которых она сама принимала участие. Лиза исследовала свадебные обряды четырёх сёл, но ближе всего ей родное село Крюк, ведь там живёт её бабушка Любовь Гладких.
Бабушкины рассказы
Из рассказов своей бабушки и её подруг Лиза узнала, что в прежние годы жених и невеста в основном были знакомы до сватовства. В роли сватов выступали двое мужчин со стороны жениха. Это могли быть дядьки, крёстные, деды. На сватовстве договаривались о дне «пропоя». Сваты приходили к дому невесты с хлебом и, кланяясь будущим сватам, говорили: «Когда прийти Богу помолиться?».
«Пропой» или «магарыч», так назывался обряд «помолвки», назначался обычно через два-три дня после сватовства. Направляясь к будущей родне, несли с собой хлеб и выпивку. Дома у невесты мать встречала гостей хлебом и солью. На пропое договаривались о дне свадьбы, обсуждали затраты с обеих сторон, количество приглашённых. Праздничное застолье сопровождалось песнями, характерными только для этого обряда. Свадьба обычно игралась через два-шесть месяцев после пропоя, причём старались сроки подгадать так, чтобы не было поста. Существовала пословица: «Были бы любовь да совет, тогда и в пост мясоед».
Всё это время невеста готовила приданое: шила подушки, одеяла, вышивала скатерти, шторы, жениху свадебную рубаху. По воспоминаниям жительниц села Крюк, необходимо было подготовить к свадьбе не менее сорока рушников.
Свадебное торжество продолжалось два дня. Начиналось в субботу, когда родственники жениха приезжали за приданым, которое называлось «постелью» и увозилось в дом родителей жениха, где молодые жили после свадьбы. В селе Крюк на другой день после свадьбы обязательно проверяли, как невеста убрала кровать.
Неотъемлемой частью любой свадьбы являлись наряды молодых. Лиза узнала, что раньше на свадьбу надевали невесты. «Утром свадебного дня в доме невесты «старшая» подруга одевала её в праздничный наряд. Этот комплект женской одежды назывался «казачка» и состоял из расшитой цветочным орнаментом рубахи, широкой юбки с полосками, фартука («завески»), жилета, также сшитого по украинскому типу. В более позднее время свадебный наряд состоял из простого, но нового светлого платья. На голову надевали венок из цветов с лентами. Обязательными для дальнейшего свадебного обряда считались лента и цветок, а на плечах - бордовый или тёмно-коричневый платок», - указывает в своей работе Лиза.
Нарядившись, шли по хутору и собирали остальных подруг. У невесты в руке - расшитое полотенце и хлеб, которым её благословила мать. Зайдя в хату к подружке, невеста говорила: «Тато и мамо сказали, шоб ты у меня в дружках побывала».
Невеста благодарила родителей подруги, и они уходили с песней:
Спасыбо за дружку.
За верну подружку.
Шо вы нарядылы
И нам подарылы.
Так, шествуя по селу, собирались в компанию до десяти человек и пели весёлые песни. Затем девушки вели невесту «на посад» (в родительский дом), где она и дожидалась приезда жениха. Там подруги заводили грустную песню: «Да нэ сыды Раечко». Когда жених приезжал за невестой, пели песню:
У нашего свата
Из вербы, лозы хата.
В изби на помости
Пускай, сват, в гости.
Подойдя к дому, «старший боярин» шёл за невестой, а остальные пытались найти спрятанный девушками «теремок» (свадебное угощение из сдобного теста в виде дерева, которое приготавливалось специально для свадьбы в доме невесты).
Войдя в дом к родителям, жених с невестой кланялись всем присутствующим. Подруги невесты запевали песню:
Подай маты голку,
Ще и ниточку тонку.
Следующим действием было получение благословения от родителей. Если родителей не было, то их заменяли крёстные. Мать и отец уводили молодых в отдельную комнату, где они становились на вывернутый «кожух» (тулуп). Затем начинался обряд «расплетания косы». После следовало венчание, а затем молодые отправлялись к родителям жениха, а родственники невесты возвращались домой. В обоих домах начинался пир.
- Молодых супругов встречали родители. В руках у свекрови была икона, у свёкра - хлеб. Молодые должны были встать на рушник. По народной примете считалось, кто станет на рушник первым - тому и быть главою семьи, - поясняет Лиза. - В доме молодых ждали приготовленные заранее столы. На столе обязательно стоял пирог с калиной, которая символизировала счастье семейной жизни, благополучие. По традиции ягоды калины обязательно вышивали и на свадебных рушниках, скатерти.
По воспоминаниям Лизиных собеседников, во время свадьбы в доме жениха невеста вела себя скромно, мало ела и пила, но гости ей кричали: «А ну-ка, ешь! Как будешь есть, так будешь и работать!». Обязательным был и танец невесты на колосьях овса, пшеницы, во время которого она старалась выбить зерно из колосьев и подобрать деньги, которые бросают. Проверяли, какая молодая жена будет работница и добытчица.
Процесс «одаривания» молодых в каждой семье проходил по-разному, это зависело от материального положения. Так и подходил первый день свадьбы к концу.
На второй день, утром, самые близкие родственники приходили будить молодых. С собой они приносили курицу, которую выпускали в курятник. Молодая наряжалась «другой», то есть во всё старое: в вывернутый «кожух», валенки, платок, чтобы её никто не узнал. А в её одежду одевались другие молодые люди, иногда даже парни. У родственников спрашивали:
- Ваше?
Им отвечали, делая вид, что не узнали молодую:
- Ни, не наше.
В этот день народ развлекался от души. Например, катали в телеге, запряжённой парнями, «головатых» (крёстных). Да не просто возили, а пытались довезти до водоёма или колодца, чтобы искупать в воде. Искали у них деньги за выкуп молодой, а крёстные прятали деньги в разных местах. Ещё существовал такой обычай: если женился последний сын, то во дворе забивали кол. Это означало, что в семье последнего женили. Далее празднование продолжалось в доме жениха. Так и второй день постепенно подходил к концу, как и празднование самой свадьбы.
В любви и радости
Как рассказывает Лиза, в последнее время люди всё больше обращаются к русским народным традициям. Например, за последний год в посёлке Прибрежный провели пять таких народных свадеб, и есть ещё желающие. Тем самым постепенно исследование Лизы находит практическое применение.
- Родное никуда не денешь, всё это в крови русского человека, - уверена Лиза.
Как у каждого из нас, у Лизы Титовой есть свои мечты. Об одной из них она говорит с особой радостью: «Я хочу, чтобы моя бабушка дожила до моей свадьбы, благословила меня под венец, и чтобы на моём торжестве звучали народные песни, соблюдались народные обычаи. Тогда, я уверена, в моей семье будут лад и согласие, и я проживу со своим любимым человеком в радости долгие годы».
- Комментировать
- 2163 просмотра
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 16 недель назад