Великая Отечественная война в гравюрах российских и белгородских художников
Белгородский художественный музей в прошлую пятницу представил новый проект, приуроченный к 70-летию битвы на Огненной дуге. Выставка объединила два графических раздела: «Художник и война» - российских художников-графиков и «Память стучит в моё сердце» - графиков белгородских.
На второй этаж художественного музея поднимались люди. В дальнем углу выставочного зала рефреном звучала музыка военных лет, стояли ряды кресел, ожидающие посетителей, а на экране в чёрно-белых кадрах хроники «оживали» довоенные годы. Зал был большой, но выставка заняла в нём немного места. Может быть, ровно столько, сколько осталось памяти у нынешнего поколения о событиях тех страшных лет.
Но людей пришло много. Больше чем организаторы приготовили стульев для посетителей. Многим пришлось стоять.
Приглушили свет. Заместитель директора по научной работе Белгородского историко-художественного музея-диорамы «Курская битва. Белгородское направление» Валентина Павлова рассказала притихшему залу, что графические работы и фронтовые рисунки, представленные на выставке, - сродни фотографии. Но они более эмоционально воздействуют на чувства и сознание человека.
- Художник непосредственно обращается к тому эпизоду или человеку, которого он изобразил. Каждая линия рисунка сохранила эмоции того момента, когда он создавался, - подчеркнула она. - У всех видов искусства военных лет была одна общая черта - в них мастера призывали к действию, поступкам. Таково было требование военного времени, и это время породило новое понятие - художник-фронтовик. Наша выставка, - продолжила Валентина Павлова, - поможет молодому поколению узнать интересные факты военного этапа истории страны.
После этого белгородские художники Юрий Данченко и Юрий Чернышов под гитару спели военную песню, а на экране показывали Великую Отечественную. Нецветное кино как бы сжало историю во времени, поделив её на три части: довоенная жизнь, война и смерть и послевоенные воспоминания. На последних кадрах фильма зал встал. В наступившей тишине слышно было секундную стрелку настенных музейных часов.
Завершила открытие выставки маленькая девочка Полина. Она прочитала стихотворение Роберта Рождественского «На земле безжалостно маленькой…».
Я смотрел гравюры и литографии, а в голове, отбивая такт, звучали слова этого стихотворения о маленьком человеке, у которого была служба маленькая и маленький очень портфель…
А может быть, это был старший лейтенант Фёдор Кабанов, которого в сорок втором нарисовал карандаш художника? А сейчас я смотрю на него на пожелтевшем от времени бумажном листе. И может быть, это он «получал зарплату маленькую, но однажды прекрасным утром постучалась к нему в окошко небольшая, казалось, война…».
Сколько времени понадобилось художнику, чтобы нарисовать простым карандашом старшего лейтенанта? И как сложилась судьба этого солдата? Такие вопросы рождала каждая гравюра выставки. На посетителей смотрели измождённые, маленькие, но сильные люди, выстоявшие и победившие в той страшной войне. И на всей земле не хватило бы мрамора, чтобы вырубить их в полный рост…
- Комментировать
- 1728 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад