Во втором концерте фестиваля классики, джаза и рока прозвучала блюзовая интерпретация сочинения митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна
Oscar Peterson XXI - второй концерт Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья». Задолго до события знали о его главных героях. Из далёкой Канады прибудет пианист Мэт Херсковиц - его сравнивают с музыкальным гением века XX Оскаром Питерсоном. А также на сцену выйдет прославленный баянист Айдар Гайнуллин, своим даром и харизмой покоривший всех в прошлом апреле, а теперь обещавший предстать и в ином амплуа - вокалиста. Играть вместе с ними будут столичные музыканты - скрипачка Анна Боровик и гитарист Юрий Алешников, Камерный оркестр Белгородской филармонии Mezzo music под управлением Натальи Боровик и сам Борислав Струлёв.
Наконец 13 марта. Аншлаг в зале. Дрогнула кулиса - появляется Мэт Херсковиц в элегантно чёрном. И с первых взятых им нот и того, как он это сделает, станет понятно - пианиста, подобного ему, Белгород ещё не видел. Ощущение, что для него нет технических пределов. Прозвучит короткая пьеса-приветствие BelgorodMusicFest - и слушатели совершат мгновенный прыжок в музыкальную пучину, чуть позже поняв: на этом фестивале можно погружаться всё глубже и глубже, но вряд ли удастся достичь дна.
Мэт Херсковиц - пианист-виртуоз, композитор, аранжировщик, классик и джазмен, «потрясающий друг, который, не раздумывая, согласился участвовать в фестивале». Путь к вершинам мастерства он начал в филадельфийском Музыкальном институте Кёртис и самой знаменитой в США высшей Джульярдской школе в Нью-Йорке. К слову, одним из его преподавателей был знаменитый Владимир Виардо, от которого он перенял традицию великой русской школы. Ещё в годы Кёртиса Херсковиц встретил музыкантов, играющих джаз. Они-то и ввели его в эту культуру, которая настолько привлекла Мэта, что тот захотел постичь её глубины. С тех пор любовь к классической музыке совмещает с серьёзным увлечением джазом.
- Классика всегда со мной. Иногда на первом месте, иногда - нет. Я хочу найти свой голос и в сочинённых композициях исполнять себя. Объединяю разные стили - и не сдавленный рамками чего-то одного нахожу свою дорогу. Мне одинаково нравится выступать и на большой сцене, и в джазовом клубе. Общаюсь с выдающимися музыкантами всего мира, отлично понимая их и находя понимание у них. И для этого нам не нужен вербальный язык - мы общаемся на языке музыки, - в нескольких предложениях Мэт Херсковиц раскрыл суть своего творческого поиска на предстоявшей концерту пресс-конференции.
И вечером мы узнаем, что значат эти слова в действительности. Он исполнит Прелюдию до минор из I тома «Хорошо темперированного клавира» Иоганна Себастьяна Баха - цикла, названного «музыкальной Библией» (Людвиг ван Бетховен), «хлебом насущным» для музыканта (Роберт Шуман). Затем Преамбулу из Партиты № 5 для клавира соль мажор Баха, Этюд ми мажор сочинение 10 № 3 и Этюд до мажор сочинение 10 № 1 Фредерика Шопена. Музыкальные темы великих композиторов прошлого предстанут в оригинальной интерпретации Херсковица. От их классических оснований возьмёт начало его импровизационная музыка. И пределов не будет: перед ним - космос. Первые ничего не потеряют: Мэт воспроизведёт их в рамках современной формы, в другом стиле, придаст иной ритм - родится новый образ. А его творец в момент создания полностью преобразится и будет пребывать в каком-то особом состоянии. Увлекаемый всё дальше и дальше, он привстанет, «пойдёт» за своими руками, а руки поведёт за сердцем. И сложно сказать, откуда возникнут импульсы, пробуждающие чувства и побуждающие к мыслетворчеству. Музыка обступит со всех сторон и уже не отпустит из плена своей гармонии. В её звуках, печальных и радостных, утвердятся незыблемые первоосновы… Слушатели словно оглушены, пребывают в каком-то оцепенении. Несколько секунд - и тишину разрежет гром аплодисментов и восторженных криков «Браво!».
Но им уже готовили новые потрясения. Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн сочинил музыку, а Херсковиц и Струлёв в ночь со вторника на среду создали её энергичную блюзовую интерпретацию, которую и представили уже вечером.
Для исполнения следующей композиции - второй части Пятого концерта фа минор для клавира и струнного оркестра Баха - к Мэту и Бориславу примкнут скрипачка Анна Боровик, контрабасист Павел Могильниченко и ударник Олег Иванов. А для первой части Концерта для фортепиано с оркестром ля минор Шумана на сцену выйдут музыканты Камерного оркестра Mezzo music. И каждый из них великолепно исполнит свою партию. А дальше «заставляющее сердце биться чаще», по выражению англоязычной прессы, переложение «чертовски сложного», «страшнейшего» Этюда до минор соч. 2 № 3 Сергея Прокофьева. Херсковиц назвал его «Месть Прокофьева» (Prokofiev’s Revenge). Версию воплотят сам автор, Павел Могильниченко и Олег Иванов. И музыка из мюзикла «Белла, краска любви» Херсковица, посвящённого любимой жене гениального авангардиста Марка Шагала Белле (Розенфельд). Два его фрагмента - невероятно красивые, полные лиризма мелодии - возвращают из небытия историю Башеньки и Марка от первой встречи у общей подруги Теи Брахман до смерти Беллы в 1944-м, от счастья, осмысляющего жизнь, до утраты и непомерной скорби, приведших к губительному одиночеству и тяжелейшему экзистенциальному кризису. Шагал говорил: «Краска - это чистота, краска - это и есть искусство». Своей главной краской он называл любовь. А любовью Беллу. Он женился ещё дважды, но на его картинах до самого конца будет жить и взлетать именно она.
Музыкальные легенды, поведанные Херсковицем на рояле, во втором отделении сменились страстными фантазиями Bayan Euphoria Гайнуллина. Свидетели прошлого выступления Айдара, музыканта удивительного темперамента, помнят, как поразил тогда сам и какое любопытство пробудил его необычный инструмент. Изготовленный итальянскими мастерами Ballone Burini специально для Гайнуллина, он представляет собой облегчённую версию баяна со встроенной миди-системой, которая позволяет расширить диапазон и по звучанию выйти за рамки общепринятого. А потом в его руках появится и вовсе невиданная аккордина - французский духовой одноголосый инструмент. Её звук - нечто среднее между звуком губной гармоники и баяна с ломаной декой. И она открывает для музыканта новые возможности для звуковых манипуляций.
Собственно, и голос Гайнуллина, который, как и обещали, публика наконец услышала, походит на диковинный инструмент. При поддержке Mezzo music он блестяще и в техническом смысле, и, главное, в чувственном исполнил прекрасную песню Лучио Далла «Памяти Карузо». А начали с великолепного образца жанра «Танго для Клода» Ришара Гальяно, друга и ученика «великого преобразователя» танго Астора Пьяццоллы. Продолжили полным энергии «Танца огня» («Ирландская»), где также звучала хрустальная флейта Анжелы Осиповой и гитарные переливы Алешникова. И, конечно же, не могли не исполнить музыку, написанную Гайнуллиным к фильму «Эйфория» Ивана Вырыпаева, за которую он получил Национальную премию кинопрессы и кинокритики «Белый слон». И если вы были на третьем концерте фестиваля в прошлом году, то не можете забыть уникальный дуэт братьев Ивановых и экспрессивную латиноамериканскую «Фиесту», написанную Андреем Ивановым. Исполнив её уже в другом составе, с иными акцентами, музыканты возвели мост из дня сегодняшнего в тот незабываемый концерт-закрытие 25 апреля. Вот такие музыкально-пространственные игры делают этот фестиваль поистине уникальным явлением. Колоритный «Чардаш» Витторио Монти, рок-поппури… - казалось, сцена рухнет от того, что на ней происходило - нечто невообразимое. Зал гудел, словно рой раззадоренных пчёл, перерыва аплодисментам уже не предвиделось - они смолкли только спустя несколько минут, когда сцена опустела.
Феноменальный проект Борислава Струлёва и его друзей открывает слушателям музыку «новой эры», не в смысле одного из ведущих музыкальных направлений современности, а в сущностном смысле - лучшую музыку дня сегодняшнего и ту, которая уже несколько опережает своё время. В неразрывном единстве и гармонии здесь сосуществуют эмоции и разум. И стоит лишь пригубить этот чувственно-интеллектуальный коктейль, как не сможешь от него отказаться уже никогда. А между тем каждый из выдающихся исполнителей, выходящих на сцену в фестивальные дни, говорит: «Путь в музыке бесконечен… Я только в начале».
Фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» стал частью Культурной Олимпиады «Сочи- 2014» - уникального проекта, объединившего лучшие культурные мероприятия страны и представляющего культурное достояние современной России. Узнать о фестивале, его истории, концертах, музыкантах подробнее, а также поделиться своими впечатлениями о выступлениях можно на сайте belgorodmusicfest.ru.
- Комментировать
- 2965 просмотров
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад