Счастливые дети и счастливые старики - вот показатель межнационального согласия
Президент России Владимир Путин на недавнем заседании Совета по межнациональным отношениям предложил передать часть полномочий в этой сфере на уровень региональной и местной власти. Понятно: это связано с тем, что любые неурядицы, любые назревающие конфликты на национальной почве лучше всего видны не с федерального уровня, а именно с местного, где власть ближе всего к людям.
Не так давно губернатор Белгородчины Евгений Савченко на вопрос журналиста о том, как решаются межнациональные проблемы в нашем регионе, ответил:
- К нам стремятся приехать очень многие в силу привлекательности нашей области. При этом мы разделяем людей не по национальному признаку, а по принципу такому: кто хочет работать, тому широко открыта дверь. Мы принимаем все меры к тому, чтобы прибывшие к нам люди активно осваивали наши обычаи, традиции, наш язык.
Так ли это получается на самом деле? Корреспондент «Белгородских известий» отправился в командировку в Новооскольский район.
С главой района Михаилом Понедельченко мы встретились в его рабочем кабинете. Услышав об интересующем вопросе, он только пожал плечами:
- А что тут интересного? Живут, работают люди, дети - в садиках и школах. Пожилые окружены заботой и вниманием - наравне со всеми. Причём здесь национальность? Мы, в самом деле, людей по этому признаку никак не разделяем. Кстати, после погромов, случившихся в Узбекистане в конце 80-х, к нам в район переселились многие семьи турок-месхетинцев. Когда страсти улеглись, переселенцам была предоставлена возможность вернуться обратно. Но ни одна семья этой возможностью не воспользовалась. Одна семья отправилась искать лучшей доли в США - теперь собираются вернуться обратно. Как говорится, от добра добра не ищут - так я это понимаю. Впрочем, лучше увидеть всё собственными глазами.
И вот мы вместе с Натальей Мурашко, руководителем
информационно-аналитической службы администрации района, в селе Оскольском. Удивительная природа, ухоженный быт, полный набор социально-культурных объектов - несколько магазинов, кафе, Дом культуры, офис врача общей практики, детский садик, школа…
Первым делом направились в детский садик. Детишки мал мала меньше сидели за столиками - обеденное время. Глава сельского поселения Александра Птахина, вызвавшись быть нашим гидом, кажется, каждого ребёнка знает, как собственного.
- Здравствуйте, дети.
- Здравствуйте! - дружным хором отвечают дети. Светленькие, тёмненькие головки поворачиваются в сторону пришедших внезапно гостей.
- Приятного аппетита, - продолжает общаться Александра Николаевна, педагог с многолетним стажем.
- Спасибо!!!
Александра Николаевна делится своими наблюдениями:
- Знаете, детишки - это главный показатель. Видите, они разные, но все родные, дружные. Смотрите, как горят глазёнки! Я никогда не прохожу мимо детского садика - обязательно загляну, поговорю с детками. Они меня узнают и всегда спешат поздороваться первыми - хоть за обедом, хоть на прогулке.
Взаимное проникновение, обогащение национальных культур и обычаев здесь видится на каждом шагу. Встречный автомобиль с неизвестно какими пассажирами в селе обязательно поприветствуют взмахом руки - неважно, кто этот встречный - пацан-школьник или взрослый сельчанин.
Заглянули в местное медицинское учреждение. В стоматологическом кресле сидел мужчина. Лицо его мы увидели только мельком - не до бесед ему было. И доктора за марлевой повязкой тоже разглядеть не удалось.
- Пойдёмте, - торопит Александра Николаевна. По пути рассказывает: - Врачом у нас работает Айдин Сайфулаев. Мы его только что видели. Другого доктора нам ни за какие деньги не нужно - приветливый, внимательный, настоящий… Его мама, Зайдахон Шараповна, трудится на местном крупном птицеводческом комплексе.
Кстати, многие жители села работают на этом комплексе - по утрам их забирают фирменным автобусом, вечером привозят обратно, что называется, под самое крыльцо. Это, безусловно, важно для нормального самочувствия селян - стабильная заработная плата, достойный уровень жизни. Но руководство компании, кроме того, уделяет большое внимание социальному обустройству села - все объекты инфраструктуры, о которых упоминалось, созданы при участии главного работодателя селян. Право же, неплохо бы другим нашим бизнесменам побывать на ознакомительно-поучительной экскурсии в селе Оскольском Новооскольского района.
С отцом врача Сайфулаева мы тоже познакомились, встретив его на улице. Бинали Сайфулаевич радушно пригласил нас в дом на чай. Вместе со своим знакомым они что-то живо обсуждали на улице, 82-летний Маджид Муратов оказался подвижным и удивительно разговорчивым человеком.
- На тракторе работаю, - рассказал. - Без дела не сижу - некогда.
Познакомились чуть позднее и с пациентом стоматологического кабинета.
- Назым Абдулаев, - представился мужчина, - учитель труда и изобразительного искусства в местной школе. Вот, удалили зуб…
По отзывам школьников и их родителей, Назым Мухамедович - учитель, которого поискать.
Так и живут они в одном селе, на одной улице, в соседних домах - русские, украинцы, белорусы, турки-месхетинцы.
Загадочна и трагична судьба турок-месхетинцев, народа, на долю которого пришлось несколько изгнаний, переселений, депортаций. Не будем ворошить глубокое прошлое, напомним лишь о событиях сравнительно недавних.
В советское время в Грузии были склонны считать всех турок-месхетинцев забывшими родной язык грузинами. Руководство Грузинской ССР, в частности, в лице Берии, предпринимало попытки их «грузинизации». Эти попытки стали ещё более настойчивыми в 30-е годы и сочетались с прямыми репрессиями против турецких «национальных кадров», обвинявшихся в «шпионаже» в пользу Турции и тому подобных «преступлениях». Нередки были случаи принуждения турок-месхетинцев к изменению записи о национальности в паспорте и принятию грузинских фамилий.
Подобного рода «мероприятия» усилились в 40-е годы, когда руководство страны заподозрило «ненадёжность» турок-месхетинцев в свете возможной войны с Турцией. Хотя сами они никакого повода к подобным подозрениям никогда не давали. Достаточно лишь напомнить, что на фронты Великой Отечественной ушла практически вся взрослая мужская часть этноса - более 48 тысяч человек. 28 тысяч из них погибли, народ дал восемь Героев Советского Союза. К тому же к этому времени опасность вступления в войну Турции на стороне Германии свелась к нулю, так что даже самый «благовидный» предлог для «наказания» турок-месхетинцев отпал. Тем не менее, власти стали загодя готовиться к депортации, для чего, в частности, даже была построена 70-километровая железнодорожная ветка.
Выселение началось согласно постановлению ГКО № 6279 от 31.07.1944 г. и приказу НКВД 001176 от 20.09.1944 г., в которых турки-месхетинцы обвинялись «в неприятии колхозного строя», «нарушении государственной границы», «пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служении для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп», а также «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения».
Утром 15 ноября 1944 года войска НКВД оцепили районы проживания турок-месхетинцев и приступили к депортации. Вместе с турками в течение 10 дней выселили курдов, армян-хемшинов, грузин-мусульман и живших в этих районах представителей ряда других мусульманских народов. Всего было выслано 125 тыс. человек, из них турок-месхетинцев - 115 тыс. В пути погибло 15 тыс. человек, а за первые шесть месяцев в ссылке - 37 тыс., включая 17 тыс. детей.
В июне 1989 года в Ферганской области Узбекской ССР произошли массовые столкновения и погромы, в ходе которых месхетинские турки подверглись жестоким нападениям. Центральные (тогда ещё московские) власти организованно вывезли тысячи пострадавших в другие регионы Советского Союза, а в течение последующего года Узбекистан покинули почти все этнические турки - более 90 тысяч человек.
17 семей турок-месхетинцев перебрались в село Оскольское на Белгородчине. Сегодня здесь живут, работают и растят детишек 48 таких семей. Они ни в чём не чувствуют себя ущемлёнными, на их лицах - радость обретения второй или третьей, четвёртой Родины.
Вместе с нашим гидом - Александрой Николаевной Птахиной - прошлись по селу.
- Вот, смотрите, - показывает она, - жилой дом. Здесь была полуразрушенная хатёнка. А новые жильцы её обустроили, облагородили.
В селе много домов, поднятых почти из руин работящими, смекалистыми бывшими переселенцами. Много и современных коттеджей, построенных ими же и не только ими. Село Оскольское можно в каком-то смысле считать образцовым белгородским селом.
Жду критиков, которые обрушатся на меня. Мол, очередной заказной материальчик. Но я хочу перед вами быть абсолютно честным - ничего не привираю, ничего не приукрашиваю. Я просто наблюдаю за тем, что происходит вокруг.
По улице бегут две девочки-попрыгуньи. Одна - светленькая, вторая - тёмненькая. Весело смеются, что-то рассказывают друг дружке.
- Видите, они разные, но в чём-то и одинаковые, - комментирует глава поселения. - Но обе счастливые, обе наши, родные.
Наконец, напомню лишь некоторые данные из статистической сводки, опубликованной «Белгородскими известиями» в марте текущего года.
«На территории области проживают представители 161 национальности и этнических групп, тогда как в 2002 году их было 124. Русское население по-прежнему является самым многочисленным в области. Второе место по численности населения на протяжении длительного времени занимают украинцы.
Численность турок продолжала расти и составила 4,6 тыс. человек. Азербайджанцы сохранили занятое в 2002 году пятое место. Численность их выросла до 4,6 тыс. человек. Белорусы, длительное время занимавшие третье место, переместились на шестое.
Такие вот статистически бе-зупречные данные. Они всех нас ко многому обязывают - мы все живём рядом, в нашем общем благополучном доме, имя которого - Белгородчина.
- Комментировать
- 1602 просмотра
Комментарии
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 12 недель назад
4 года 14 недель назад