«Великолепная шестёрка» удивила зрителей новыми гранями своих талантов. В Белгороде открыта выставка произведений выпускников Абрамцевского художественно-промышленного училища. Кстати, пятая по счёту. Своего рода юбилей, символизирующий одну из традиций в художественной жизни области. Дело в том, что 15 лет назад «абрамцевцы» организовали первую совместную выставку. Их творческий проект вызвал интерес у белгородских зрителей. И было решено устраивать подобные вернисажи каждые три года. Нынешняя экспозиция, как всегда, развернулась в выставочном зале Белгородского отделения Российского фонда культуры. И нет дня, чтобы здесь отсутствовали зрители, а в книге отзывов не появлялись новые слова благодарности. Ведь все работы талантливы.
В нашей стране немало заповедных уголков, где «так много для сердца русского слилось». И один из таких уголков, безусловно, подмосковное Абрамцево. Почему безусловно? Да потому, что это не просто историко-художественный музей-заповедник на базе старинной дворянской усадьбы. А потому что сама усадьба с середины XIX века являлась одним из очагов общественной и культурной жизни России. Во времена, когда хозяином Абрамцево был С.Т.Аксаков (кстати, именно здесь он написал свои лучшие произведения) в усадьбе часто гостили И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, А.Н.Островский, Т.Н.Грановский, славянофилы братья Киреевские и А.С.Хомяков… Сюда наш земляк - гениальный реформатор русской сцены М.С.Щепкин привёз своего друга Н.В.Гоголя. Николай Васильевич так очаровался этим местом, что позже не раз приезжал пожить в благословенном месте. До сих пор сохранилась гоголевская комната в мезонине абрамцевского дома.
Следующий владелец усадьбы известный промышленник и меценат Савва Мамонтов, возрождая пришедшее в упадок имение после смерти писателя и его горячо любимого сына, постарался сохранить в Абрамцево дух старика Аксакова. Дом всегда был полон гостей: К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко, Ф.И.Шаляпин, М.Н.Ермолова, С.В.Рахманинов… Здесь находили приют будущие классики русской живописи: Репин, Васнецов, Поленов, Серов, Врубель, Чуриков, Коровин, Нестеров…
Савва Мамонтов устроил в Абрамцево и его окрестностях несколько мастерских, где бесплатно обучались все желающие. А в советское время в Абрамцево открыли художественно-промышленное училище имени В.М.Васнецова, где готовят художников декоративно-прикладного искусства, продолжателей мамонтовских начинаний в возрождении народных промыслов.
Кстати, один из выпускников этого училища Ю.П.Агафонов долгое время был главным художником Борисовской фабрики художественной керамики и вернул из небытия традиции борисовских гончаров, обогатив их новыми технологиями и творческой фантазией. А позже вместе с ним на фабрике начали работать тоже выпускницы Абрамцевского училища: Ирина Семихина, Елена Кардеева, Елена Раковская-Бекетова.
Абрамцевская школа представлена в нашей области не только замечательными керамистами. Скажем, председатель Белгородского регионального Союза художников России живописи и графики Станислав Дымов тоже из того же гнезда. А есть ещё замечательный семейный дуэт Владимира и Галины Аксёновых.
Казалось бы, одна школа, но как эти художники не похожи друг на друга. Даже в керамике (если б не было авторских табличек) невозможно спутать произведения Ирины Семихиной и Юрия Агафонова. У Юрия Петровича лирика органично сосуществует с юмором. Изысканные кофейные сервизы, подсвечники, напольные вазы… Воображение рисует что-то вечернее, интимное, когда имеют значение не слова и поступки, а некая недосказанность в чувствах и желаниях. А рядом - забавные глиняные скульптурные композиции «На базаре», «Встреча», которые вызывают невольную улыбку.
Стихия Ирины Семихиной - сказочные фантазии, цвет и свет. Небольшие настенные панно волшебно мерцают, и плывут куда-то невиданные рыбы, поют диковинные песни сладкоголосые птицы, вазы и сосуды, стилизованные под древний Восток, поражают красочной гаммой и сочностью.
Есть свой творческий почерк и у Елены Раковской-Бекетовой. К сожалению, Лена ушла из профессии (будем надеяться, что временно) и сумела представить на этой выставке лишь несколько работ. Хорошо, что организаторы выставки не забыли о Елене Кардеевой, безвременно скончавшейся несколько лет назад, и устроили уголок её памяти, в котором собрали последние творения талантливой художницы-керамистки.
А как удивила на этом вернисаже Галина Аксёнова, работающая в лоскутной технике.
Её настенное панно «Плывут облака» вызывает ощущение весеннего дня на цветущем лугу. А другой своей работой - «Дама с красными бусами» - художница доказала, что в лоскутной технике возможны даже портреты. Впрочем, в семействе Аксёновых поиск новых форм давно стал неотъемлемой частью творческого процесса. Владимир по специальности художник по дереву. И таких мастеров по всей России немного найдётся.
Есть в столичном Замоскворечье храм Николая Чудотворца в Толмачах. Когда-то здесь молился сам П.М.Третьяков и всё его семейство, здесь венчались его дети, здесь и отпели великого русского патриота и коллекционера. На реставрацию храма, включённого в комплекс Третьяковской галереи, пригласили лучших художников. И среди них - Владимира Аксёнова. Именно ему поручили сделать деревянный напольный киот (4 метра высотой!) для иконы Владимирской Божией Матери. Работа ювелирная! Владимир не просто талантливый художник по дереву, но и превосходный рисовальщик. Помню, как поразили меня на одной из абрамцевских выставок его карандашные рисунки. А на нынешнем вернисаже он явил нам масляные пастели: «Деревенский двор», «Старый пруд», «Меловые разломы»… Всё мощно, страстно, смело и в то же время строго выверено по композиции и оправдано по цвету.
А Станислав Дымов - единственный живописец на этой выставке - приглашает совершить полёты во сне и наяву в мир своих загадочных мистерий. Как воспаляется воображение, когда смотришь, например, на его картины «Заколдованный город» или «Мираж». Каждая, словно мастерски разыгранный театральный спектакль, в котором ирреальное сосуществует с реальным, и создаётся впечатление, что трансформируется само время. То ли было, то ли есть, а то ли будет... А может, всё это просто привиделось. Как привиделись художнику «Старый дворик» или «Мокрая аллея», «Автопортрет» или «Девушка с кошкой»… Станислав Дымов, как, пожалуй, никто из белгородских художников, умеет сделать сюжетным любое своё произведение. А зрителям интересны творческие фантазии живописца и графика. Не случайно, многие из них с особым вниманием ждут встречи с его произведениями. Никогда ведь не знаешь, чем он заинтересует на очередном вернисаже.
Ну, а выставка «абрамцевцев» тем и замечательна, что каждый из «великолепной шестёрки» никогда не повторяется, открывая нам новые грани своих талантов.
- 1593 просмотра
Отправить комментарий