Сегодня в нашей редакции гостит человек военный - первый заместитель начальника пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям, полковник Сергей Владимирович ТКАЧ. Разговор с ним получился сугубо деловой. На вопросы Сергей Владимирович отвечал чётко и коротко (ну, это читатели и сами заметят из текста беседы). Однако при всём лаконизме ответов, мы узнали много полезного, что наверняка пригодится нашим читателям. Ведь живём у самой границы.
- Сергей Владимирович, первый вопрос, наверное, ожидаемый. Он волнует многих наших читателей. Что с проблемой очередей на «Нехотеевке»?
- Она возникла не вчера, а назревала в течение нескольких лет. На пункте пропуска в Нехотеевке мы имеем ежегодное увеличение пассажиропотока на 20-45 процентов.
Система пропуска, количество личного состава остаётся неизменным. Это первая причина очередей. Возможно, требуется некое «хирургическое» вмешательство в саму организацию пропуска.
- С чем может быть прежде всего связано увеличение пассажиропотока?
- Курорты Крыма открыли свои двери для отдыхающих. Появилось больше гостиниц, в том числе частных. Особенно это заметно в текущем году. Есть и побережье Азовского моря. Вот люди туда и направляются на отдых. Конечно, когда едешь отдыхать, стоять на границе не очень приятно. Как, собственно, и в любой очереди - в магазине, в больнице, в другом учреждении.
- На пункте пропуска работают различные службы. Очевидно, очереди - общий итог работы. Причём и российской, и украинской стороны. Здесь все «завязаны» очень крепко. Но всё же: что могут сделать конкретно пограничники для увеличения пропускной способности?
- Технические средства находятся вне зоны нашей ответственности. Так что единственный вариант - увеличение количества личного состава. Поскольку в связи с регламентом пограничников здесь больше не становится, мы вынуждены принимать превентивные меры. Например, сотрудники «Нехотеевки» уже лет пять подряд не уходят в отпуск летом. Непопулярная, конечно, мера, но тут ничего не поделаешь.
- Сколько всего пограничников служат на этом пункте пропуска?
- Точное количество сообщить не могу - закрытая информация. Скажем так: более сотни человек.
- Сто человек пять лет не уходят в летний отпуск. Кошмар какой-то. Стоит им посочувствовать. Скажите, а что с пропускной способностью нашей и украинской стороны? Они ведь не равнозначны?
- У нас она намного больше. Но украинцы тоже стараются работать с большей отдачей. У них в законодательстве прописана возможность пропуска граждан по упрощённой схеме. К примеру, им разрешается вносить в документы данные только водителя транспортного средства. Украинцев можно пропускать просто при предъявлении паспорта. Они эти возможности используют. Хоть это и считается исключением из правил.
- Пограничник при этом сам принимает решение по конкретному гражданину? Кого - по полной, кого - по упрощённой схеме?
- Да. Но, повторю, это исключение.
- Любопытно, каким критериям нужно соответствовать, чтобы можно было пройти вариант попроще?
- Это не наше законодательство. Не имеем права обсуждать зарубежные нормы.
- А как, по вашему мнению, возможна ли аналогичная норма, скажем, для жителей приграничной Белгородчины? И помогла бы она?
- В основном через наши пункты пропуска проходят граждане России. Упростить систему для жителей одного региона - значит в чём-то ущемить других.
- Сколько времени по нормативу должен тратить пограничник на оформление одного человека?
- Две минуты. Сейчас выходит новый приказ, которым будет определено увеличение времени до трёх минут. Опытный контролёр «перекрывает» существующий норматив в два раза - справляется за минуту, а то и быстрее.
- На что во время проверки контролёр обращает внимание в первую очередь: документы, внешний вид человека?
- У нас есть специальное понятие: последовательность проверки документов. Прежде всего проверяется подлинность паспорта - количество страниц, наличие отметок и так далее. Следующий этап проверки - идентификация личности. Соответствие фотографии в паспорте внешнему виду предъявителя.
- Этому пограничников обучают специально? Иногда ведь человек сильно меняется. И найти сходства с фото, сделанным несколько лет назад, сложно.
- Да, обучают. У нас есть специальные тренинговые программы, которые каждый контролёр проходит неоднократно. Мы используем технические средства, которые позволяют обучить сотрудников службы навыку идентификации личности.
- Предположим, человек едет в Украину из Калининграда. Задержался в пути, срок действия паспорта истёк вчера. Пограничники могут пойти навстречу?
- Нет. Каждый контролёр, приходя на рабочее место, отсекает всю ненужную информацию: вчера или позавчера истекло действие паспорта, откуда ехал гражданин. С точки зрения закона имеет значение лишь одно - действителен ли документ. Пограничники работают строго в рамках российского законодательства. Это не значит, что у нас отсутствуют эмоции, и мы не можем посочувствовать человеку в непростой ситуации. Но закон - прежде всего. Здесь сочувствием не поможешь.
- И случается, что пограничники «заворачивают» людей обратно?
- Это происходит часто. В этом году «завернули» порядка пяти тысяч человек.
- Представляю, какие эмоциональные реакции приходится наблюдать на пункте пропуска. Наверное, ваши сотрудники проходят тренинги, чтобы быть спокойнее?
- Во-первых, каждый, кто желает поступить к нам на работу, проходит психологические тесты на соответствие параметров личности. На основе результата делается вывод: подходит он нам или нет.
- И много так «отсеиваются»?
- Достаточно высокий процент. Из семидесяти претендентов тесты не проходят примерно человек пятьдесят. Оставшихся ждёт ряд других испытаний.
- А каковы базовые требования к тому, кто желает прийти к вам на службу?
- Для мужчин - прохождение службы в рядах вооружённых сил либо диплом о высшем образовании. Для женщин - достаточно высшего образования. У кандидата не должно быть судимостей. Далее - прохождение военно-врачебной комиссии на соответствие по физическому состоянию и тесты. Если кандидат всё проходит успешно, в течение недели мы его призываем.
- Насколько часто в пограничники идут представительницы прекрасного пола?
- Последние три года на службу приходит много женщин.
- Принимаются ли какие-то меры по увеличению пропускной способности украинской «Гоптовки»?
- Да. Здесь всех немного подстёгивает близость проведения футбольного Евро-2012 в Украине. Времени осталось не так много, и потому определённые мероприятия, конечно, проводятся по обе стороны границы. На пункте пропуска «Гоптовка» уже побывал украинский вице-премьер. Интересовался пропускной способностью. Принято решение о строительстве дополнительных дорог и расширении пункта пропуска. С нашей стороны на «Нехотеевке», возможно, будет проведена реконструкция.
- Сделаны ли какие-то практические шаги по демаркации границы?
- Насколько мне известно, активных усилий пока не предпринимается. Делимитация, то есть обозначение на карте, была проведена ещё четыре года назад.
- А правда, что знаки государственной границы Украины в некоторых местах вынесены на несколько десятков метров дальше, чем положено?
- Неправда. Есть международный регламент, которого все придерживаются. Возможно, за обозначения границы некоторые принимают информационные знаки вроде «Внимание! Государственная граница» и тому подобные. Но это просто информация для граждан, не более того.
- Отсутствие демаркации усложняет работу пограничников?
- С одной стороны, при наличии чётких обозначений работать было бы легче. С другой стороны, в таких условиях мы охраняем границу уже семнадцать лет, с 1993 года. Это дело опыта и привычки. С гражданами в целом взаимопонимание находим.
- Но бывают и особенно «упёртые»?
- Бывают. В основном это те, кто живёт почти на самой границе. До сих пор иногда приходится слышать: «Ну, как это так: в трёх километрах у меня брат живёт, а я не могу к нему в гости на чай сходить?..». Притом правильных, законных вариантов пересечения границы предостаточно. Это и пункты пропуска, и оговорённые в соглашении 2006 года специальные места пересечения границы жителями приграничных районов. В Белгородской и Воронежской областях таких мест 83. 79 - в Белгородской области. Там можно пересечь границу просто при предъявлении паспорта - либо пешком, либо на транспортном средстве, принадлежащем гражданину.
- Известно, что контрабандисты, которых вы по долгу службы ловите, бывают очень изобретательными. Идут на разные ухищрения ради наживы. Меняются ли со временем их «предпочтения»?
- Примерно с 2004 года через границу в обход пунктов пропуска часто пытались перегнать грузовые «УАЗы» (так называемые «головастики») доверху забитые вещами с украинских рынков. За день такой автомобиль мог сделать пять-шесть ходок. Мы приняли меры. Теперь такого нет. Бывают лишь единичные случаи.
- Какую тактику контрабандисты избирают сейчас?
- Иногда мы совместно с украинскими коллегами перекрываем путь для машин нарушителей. Разными способами, но в основном это ров или заграждение. Так вот, некоторые контрабандисты возят с собой металлические конструкции, которые предназначены для переправки автомобиля через ямы. Просто кладут их сверху, переезжают на другую сторону и убирают.
- Предположим, вы задержали такой автомобиль. Груз, понятно, конфискуется. А что происходит с самой машиной?
- В законе прописана норма: контрабандой считается то, что стоит больше полутора миллионов рублей. Так вот, машина при оценке задержанного имущества тоже входит в перечень. Если заводится уголовное дело, автомобиль чаще всего реализуется через госимущество. Если административное - возвращается.
- 3471 просмотр
Отправить комментарий