Белгородскому государственному художественному музею исполнилось 30 лет
26 июля, 1983-й. Здание в три этажа на проспекте Ленина, 61, построенное купцом Пивоваровым в начале XX века. Открытие выставки баталистов Студии военных художников имени Митрофана Грекова «На страже Родины» - первой экспозиции в только что основанном художественном музее, от которой он поведёт свою историю. Его коллекции начинают складывать из 243 картин, принесённых в дар вдовой известного художника и нашего земляка Михаила Добронравова. В течение трёх десятилетий музей будет утверждать свой авторитет: насыщать фонды, устанавливать связи с меценатами, дарителями, музеями России и зарубежья, частными коллекционерами, показывать белгородцам и то лучшее, чем владеет сам, и те шедевры, которые предоставляют партнёры. В ноябре 2007-го БГХМ обрёл новые стены - великолепное здание в стиле русского модерна. Став подлинным храмом искусства, он продолжает развиваться. 30-летний юбилей музея - повод вспомнить многие яркие фрагменты прошлого. И сегодняшняя выставка новых поступлений как раз обращает к масштабным экспозиционным проектам, воплощённым здесь с 2007-го по 2012-й.
История - в афишах
Перед тем, как посетить выставку новых поступлений, загляните «Под лестницу». Обнаружите любопытную ретроспективную экспозицию - в этом пространстве БГХМ разместили афиши лучших за последнее десятилетие событий. Экспозиции к 20-летию музея, русской живописи рубежа XIX-XX веков, отечественного искусства прошлого и нынешнего столетий, старинной ярославской иконы, «Пушкиниана юбилеев», «Европейский сезон», «Время русского авангарда», персональные - Владимира Дайбова, Владимира Кизилова, Николая Соломина, Льва Блякницкого… - красочные, интригующие, когда-то они манили зрителей зайти и оценить художественные образцы, а теперь сами в статусе арт-объектов. Наверняка, многие из них вам знакомы. Вспомните их - и непременно память восстановит и выставки, которые они предваряли.
Не простая концепция
130 произведений (всего же за 6 лет в фонды музея поступили 722 работы). Живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура - четыре крупных видовых блока. Портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина… Многожанровость - от реализма, который здесь превалирует, до современного искусства («Чаша сия» Марии Кастальской) - множество течений и направлений. Разная специфика художественных школ: Украина («Посвящение» и «Здесь гремели бои» Ивана Гапоченко), Сербия («Мистерия на Раданпланини (на горе Радан)» Аницы Савич), Бразилия («Корабли XX в.» MariodeSoust - дар музею от митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна), внутри России (Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Курск…). И особенности национального колорита. Степень известности экспонентов: от легендарного Ивана Шишкина («Муравейник») и народных художников СССР и России - Алексея и Сергея Ткачёвых («По первому снегу»), Алексея Грицая, Николая Соломина, Василия Ерофеева, Алексея Суховецкого, Виктора Минкина («Осенние цветы», «По дороге в Терехово», «Спасо-Преображенский собор»), Гиви Калмахелидзе (Триптих «За Победу»)… до менее прославленных, но талантливых творцов. Мировоззренческие отличия поколений - от века XIX до наших дней. Выставка невероятно насыщена и тем достаточно сложна для восприятия. Каждый будет рассуждать о ней, исходя из личных пристрастий. Собственно, как и автор этого материала.
Магия цвета
Картина «Посвящение» Ивана Гапоченко - моё личное открытие. Она и «Здесь гремели бои»» сделали заслуженного художника Украины лауреатом премии «Прохоровское поле» в номинации «Живопись» (2011). Словно светятся её краски - гранатовый, красный, горчичный, охристый, коричневый, угольно-чёрный. Свечение это не беспечно, в свечении этом - скорбь. Холмы, деревья, а между ними, точно призраки, восстают солдатские могилы. Врос в землю холодный гранит, и ей о том не забыть никогда. Справа возвышается памятная плита «Гапоченку Пиниловi Захаровичу присвячую», посередине - фотография солдата - своему предку, павшему во имя победы, посвятил автор своё произведение.
Увидела снова картину Анатолия Федоренко «Одинокий свет в темноте. Памяти Косенкова» - вспомнила выставку в художественном музее в рамках Первого фестиваля изобразительных искусств памяти легендарного белгородского графика Станислава Косенкова (октябрь 2011-го). Полотно в трагичных жёлто-коричнево-зелёных тонах вобрало в себя совершенно необычную композицию. Ломаная геометрия окон, рам, то ли человек за ними, то ли отражённый в зеркале, едва угадываемый мольберт, дерево, яблоки - я долго стояла, вглядывалась в неё ещё в тот раз. И ещё в тот раз подошла Анна Константиновна, вдова Косенкова, хранительница его музея-мастерской, его наследия, и сказала:
- Очень точно угадана человеческая наполненность Косенкова, каким он был, что его тревожило. Проблема жизни, с чем мы в неё приходим. Походит на славину серию «Окна» - «Утро», «Вечер» и «Ночь». И здесь, и там художник хочет сказать, что я ещё не знаю, с чего моё утро начнётся и чем оно закончится. Нет, это не перепевы Косенкова, а вхождение в его тему - размышление человека над бытием. С чем мы столкнёмся завтра? С радостью или бедой, но человек всегда может остаться человеком. И неслучайно дерево в центре композиции - оно символизирует жизнь, добро, будущее.
Из штрихов и линий
Офорт «Муравейник» Ивана Шишкина (1885) - пожалуй, один из главных шедевров графической коллекции музея. Пять лет назад в честь открытия нового здания губернатор области Евгений Савченко преподнёс музею столь щедрый подарок. А в январе 2012-го «Муравейник» представили в рамках выставки одной картины, посвящённой 180-летнему юбилею со дня рождения великого русского пейзажиста. Размер оттиска невелик: 17,5х24,5 сантиметра. Однако ценность шедевра сомнению не подлежит. Композиционным центром картины художник делает муравейник, но взгляд падает на него отнюдь не сразу. Деревья, папоротники и травы словно окаймляют небольшой холмик, за ними он сокрыт от любопытных в прохладе и тишине леса. Наш восторг обусловлен созерцанием естественной красоты природы и гармонией, которая на нас нисходит. Чудесным образом Шишкин проникает в секреты лесного царства и приближает их к нам. Малый «Муравейник» таит в себе великую силу истинного мастерства, гений художника и гравёра Ивана Шишкина.
Раз в полгода постоянную экспозицию БГХМ обновляют. И тогда белгородцы становятся свидетелями необычного события - торжественное открытие выставки совмещают с мастер-классом для учащихся художественной школы и школы искусств № 1. В апреле 2012-го так представили и проект «Сказочный мир Васнецовых» - произведения классика детской книжной иллюстрации, создавшего уникальный мир сказочных образов более чем для ста книг, Юрия Васнецова и его дочери Елизаветы. В сегодняшнюю экспозицию вошли цветные литографии «Репка» и «Праздник в теремке», «Вятская зима», «Южные цветы» народного художника СССР и «Весна» Елизаветы. В основе образно-пластической формы графика - лубочные картинки, вятская глиняная игрушка, искусство вывески, пряничные доски, мотивы национального орнамента… Дочь стала достойным продолжателем его художественной традиции. Передать в изображении трепетную жизненность натуры и при этом раскрыть её декоративные и пластические качества - отцовскому принципу следует и она, опираясь также на народную эстетику и обращаясь к специфичной палитре Васнецова - зелёный, красный, белый, чёрный, который позволяет выявить контрасты, цвета.
Большинство из работ Васнецовых передал в дар музею художник из Санкт-Петербурга Иван Тарасюк. Кстати, его цветные литографии, модернистские и фантасмагоричные, «Площадь Толстого», «Гостиный двор», «Человек-завод» также вошли в экспозицию. Представлены здесь и произведения с глубокомысленным, философским содержанием. Скажем, офорт «Птицу отпустили» заслуженного художника России Владимира Кизилова. Пуста клетка, распахнуто окно, ветер колышет абажур, чуть клонится избавленное от листвы дерево… - странное состояние воссоздано на этом графическом листе, оценка которого, по всей видимости, напрямую зависит от мироощущения смотрящего. Кто-то ощутит чувство некой утраты, кто-то напротив - обретённой свободы, кто-то будет просто созерцать и утверждаться в разумном и последовательном течении жизни. Вглядитесь
повнимательнее, что почувствуете вы…
Искусство ваяния
Блуждая по выставочному залу, ещё издали заприметила «Наутилуса» Валентина Воробьёва. Потомственный кузнец из Москвы, человек, покоривший металл, он представил свой«техно-арт» белгородцам в феврале 2012-го. Его экспозиция «Металлиссимус» ошеломила - авторских конструкций было множество, каждая привлекала ни на что не похожим видом и устройством, в хитросплетениях которого разбирались подолгу. Оттого и пребывали в восторге. А вот теперь сложная раковина моллюска, напоминающая и патефон, и кормовую часть корабля, обрела приют в белгородском музее. Как обрели его все арт-объекты выставки новых поступлений. На нашу радость.
Экспозиция продлится до 1 сентября.
- Комментировать
- 1910 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад