Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Гений двух начал

В Белгородской государственной филармонии снова звучит Малер

Гений двух началВ Белгородской государственной филармонии прозвучала Симфония № 2, до-минор «Воскресение» австрийского композитора Густава Малера. Симфонический оркестр, Камерный хор и приглашённые солистки развернули перед белгородскими слушателями гигантское музыкальное полотно, приближаясь в момент звучания божественной музыки к сути тайны мироздания. Дирижировал заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин.

Яростныйи изнеженный…

Фигура Густава Малера (1860-1911) в мировой культуре - воплощение «самой серьёзной и чистой художественной воли», выражаясь словами немецкого писателя Томаса Манна. «Он - и яростный и изнеженный; мягкий и вопиющий; изящный и неотделанный; объективный и сентиментальный; дерзкий, застенчивый, грандиозный, самоуничижающийся, уверенный, непрочный, зависимый...», - писал о Малере выдающийся американский композитор и дирижёр Леонард Бернстайн. В своей двойственности австрийский композитор уникален. Его музыкальное мышление особенное.

Певец последних печальных песен романтизма ушедшего столетия, шагнувший в век XX и проложивший дорогу модернизму, помимо них после себя оставил 10 симфоний, так и не окончив последнюю. Их он мыслил как предчувствие будущих бедствий, личных и всечеловеческих. Симфония № 2 или Симфония Воскресения - одна из крупнейших, сложнейших и глубоких по замыслу симфоний XIX столетия. Вопросы человеческого бытия составили суть её идейно-образной основы, в частности, ницшеанская мысль - «человек должен верить, что он знает ответ на вопрос: зачем существует». И ответ Малером дан: «Ты воскреснешь!». Однако непрестанный духовный поиск смыслов - света истины и спасения - Малер не прекратил до конца своих дней, отразив его в каждом из своих сочинений.

Из звуков музыки

Мысль о Второй симфонии родилась у австрийского композитора ещё во время работы над первой. Уже тогда, в 1897-м, не нанося нот на бумагу, он придумал одночастную поэму «Тризна» (Totenfeier - «Торжество мёртвых»), название которой позаимствовал из произведения «Дзяды» польского поэта Адама Мицкевича в переводе Зигфрида Липинера. Время её звучания составляло около двадцати минут.

Впоследствии «Тризна» станет первой частью огромного симфонического полотна «Воскресение». В ней Малер будет хоронить героя своей Первой симфонии, задаваясь вопросами: «Почему ты жил? Почему ты страдал? Неужели всё это - только огромная страшная шутка?». Скорбная тема траурного марша во второй части сменится изящной мелодией лендлера - возникнет радостная и светлая картина из прошлой жизни - воспоминание вернёт в то время, когда герой был счастлив, к мигу чистому и безмятежному. Скерцо - третья часть - обратит к будничной суете, оборачивающейся страшным сном и обесценивающей пребывание человека на земле. Здесь композитор поместил оркестровое переложение песни «Проповедь Антония Падуанского рыбам», в которой Антоний проповедует рыбам любовь к ближнему. Но, прослушав её, они снова отправлялись пожирать друг друга. Казалось бы, эта горькая ирония чётко обозначает бессмысленность всего сущего, но окончательный ответ, к счастью, последует дальше.

В четвёртой и пятой частях симфонии Малер обращается к слову как носителю своей музыкальной идеи, тогда вступают хор и солисты. Часть четвёртая - время рефлексии, словно «сама музыка вслушивается в сокровенное». Сюда введена песня «Первозданный свет» (Urlicht) из фольклорного сборника «Волшебный рог мальчика» (Des Knaben Wunderhorn) немецких поэтов рубежа XVIII-XIX веков Людвига Иоахима фон Арнима и Клеменса Брентано: «О, красная розочка! Удел наш - нужда и скорбь, удел наш - тоска-печаль! О, если бы мог я в небесную даль, В небесную даль вознестись отсель. Путем я широким там иду, но хочет ангел, чтоб я вспять вернулся, О нет, я вспять уж не вернусь; Я Божья тварь и я к Богу стремлюсь, Мне свет во тьме он пошлет бесконечный, Чтоб озарить мне путь к блаженству жизни вечной». Образ Бога, воплощённый в этих строках, неоднозначен: Он - всепоглощающая доброта и всепрощение, и Он - правосудие, карающее безжалостно. Раскаяние возвратит человека к Богу как к любящему отцу, дарующему Первозданный свет, с которого всё началось, им и завершится. Между рождением и смертью продолжительный тернистый путь - и свет - та сентиментальная недостижимая мечта, которую человек пытается воплотить на всём его протяжении.

И вот часть пятая и последняя - кульминация и развязка. Мастеру она долго не давалась, пока не произошло одно событие. Умер выдающийся немецкий дирижёр Ганс фон Бюлов. Музыкальный критик Артём Варгафтик в передаче «Партитуры не горят» на телеканале «Культура» называет его «отцовской фигурой» для Малера. По мысли Варгафтика, в момент отпевания Бюлова в результате неимоверного эмоционального выплеска у австрийского композитора и рождается симфония. Он услышал: хор под аккомпанемент органа запел хорал Карла Филиппа Эмануэля Баха на слова немецкого поэта XVIII века Фридриха Клопштока «Ты воскреснешь» (Du wirst auferstehen). «Меня как громом ударило, - вспоминал потом Малер. - И при вспышке этой молнии одномоментно мне представилась вся партитура новой симфонии, которая начинается с «Торжества мёртвых» и заканчивается вот этими хоровыми возгласами: «Ты воскреснешь».

И в величественную фреску финала композитор ввёл именно эти потрясающие строки Клопштока: «Ты воскреснешь. Да, ты воскреснешь, мой прах, после недолгого сна. Бессмертную жизнь, Бессмертную жизнь даст Тебе призвавший Тебя. Ты посеян, чтобы процвести вновь. Господь жатвы идёт и собирает снопы, нас, умерших. О, верь моё сердце! О, верь, для тебя ничего не потеряно. Перестань трепетать! Готовься жить! На крыльях, которые я обрёл, я вознесусь! Я умру, чтобы жить!». Вот он единственно возможный ответ, который, однако, в последующем творчестве Малер также поставит под сомнение, а пока…

Около семи лет понадобилось ему, чтобы окончить симфонию. Произведение сильно увеличилось по сравнению со своей первоначальной версией - полтора часа звучания, 5 частей, хор, два солиста и более ста участников оркестра! Впервые её услышали в Берлине в 1895-м. В роли дирижёра выступил сам мастер. Да, миру явили нечто доселе невиданное, - и в Малере, которого воспринимали как гениального дирижёра, но не более, не признать крупного композитора теперь было просто невозможно. После «адской работы в театре» - годы учения и службы дирижёром в оперных театрах Касселя, Будапешта, Лейпцига, Гамбурга… - наступает иной период в его жизни - признания и почёта. И начинается он именно благодаря оглушительному успеху Симфонии № 2.

В слиянии светил

Мощь и скорбь, кажется, всей Вселенной и редкие минуты звучания простых и спокойных мелодий как иллюзия, возникающая на мгновение и только для того, чтобы драматизм возвратился с новой, ещё более гнетущей, силой, - перед белгородской публикой предстал трагический малеровский карнавал. Произведение, требующее высокого уровня профессионализма, как лакмусовая бумажка указало на полную состоятельность белгородских филармонических коллективов - Симфонического оркестра и Камерного хора под управлением Елены Алексеевой вместе с приглашёнными солистками: лауреатом международных конкурсов Викторией Шиловской (меццо-сопрано, Москва) и заслуженной артисткой России Ириной Стародубцевой (сопрано, Курск). А на вершине всего - дирижёрское дарование Рашита Нигаматуллина.

Мог ли подобный грандиозный проект состояться в нашем городе без этой личности? Думается, что вряд ли. Гений композитора и мастерство дирижёра встретились - Малер подобно демиургу в своих симфониях творил собственные модели мира, Нигаматуллин в тот вечер создавал их вслед за ним, шаг за шагом воспроизводя и транслируя волю мастера, будучи мастером сам.

Перед премьерой Рашит Геннадьевич рассказал о своём личном отношении к Малеру и Второй симфонии.

- Чем обусловлен выбор Симфонии Воскресения для исполнения?
- Мы уже давно работаем над Малером: оркестром сыграны симфонии № 1, 4, 5 и 9. Естественно было ожидать вторую. При её написании композитор задавался философскими вопросами, например, зачем мы здесь и куда отправимся дальше. По-своему решал их на тот момент. Рефлексия же, так необходимая во все времена, сегодня становится особой ценностью. И появление Второй симфонии Малера, её звучание в нашем зале как никогда своевременно.

- В чём сокрыта сложность этого сочинения?
- Во-первых, в масштабе симфонии - она огромна. Без малого полтора часа звучания, в то время как произведения этого жанра обычно занимают 30-45 минут. «Воскресение» - фактически две симфонии в одной. Охватить её психологически и физически крайне трудно - очень много технических сложностей для музыкантов, особенно для группы духовых. Не в каждом городе, да что там - не в каждой стране могут позволить себе роскошь исполнить Вторую симфонию, вообще что-либо из сочинений австрийского композитора.

- Вы высоко оцениваете уровень оркестра, если взялись за него…
- Да, безусловно. Исполнить Малера - это определённая школа для оркестра, огромная польза, ведь только через преодоление преград происходит и профессиональный, и духовный рост.

- Какова ваша дирижёрская концепция относительно Второй симфонии?
- Если интерпретатор хочет сделать нечто особенное, то, как правило, ничего не получается, кроме смешного. На мой взгляд, главенствовать должна композиторская концепция. А интерпретатор должен попытаться внедриться в неё, по возможности понять, сформировать верное представление о движении мысли композитора. И как можно рельефнее, эмоциональнее, содержательнее и, конечно, технически совершеннее преподнести эту авторскую концепцию слушателям. Оригинальность - в интерпретации, наиболее приближенной к идее композитора.

- Малера вы, видимо, уже не оставите…
- Осенью мы планируем исполнить Третью симфонию Малера.

 

Екатерина ШАРОНОВА

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина