Справочные службы помогают нам ориентироваться в потоке информации, товаров и услуг
В календаре профессиональных праздников 15 октября обозначен как День создания адресно-справочной службы Российского государства. Адресно-справочные конторы были открыты в 1809 году при городской полиции двух российских столиц. Особую значимость приобрела эта служба в советское время, когда был введён институт прописки. С тех пор много воды утекло, на помощь специалистам пришёл Интернет и новые технологии, но главная функция адресно-справочной службы осталась прежней - учёт и регистрация населения. Без справочных служб сложно ориентироваться в потоке информации. Этот вид услуг востребован людьми и постоянно расширяется: к традиционным справочным службам вокзалов, аэропортов, аптек, предприятий и организаций добавляются тематические справочные, к примеру, «справочная русского языка», книг и прочее.
Как найти девушку без адреса?
Из советского прошлого многие люди помнят киоски «Горсправка», которые располагались в самых людных местах города. В Белгороде такие киоски стояли у привокзальной площади, на остановках «Стадион», «5 Августа», автовокзале... За небольшую плату там можно было получить самую разную информацию: на каком автобусе доехать до нужного места, где находится то или иное учреждение, узнать адрес родственников или знакомых. Мало ли было таких историй, когда по имени и фамилии пылкий влюблённый пытался найти «девушку без адреса». Конечно, в киоске «Горсправка» не волшебным образом отыскивали нужный адресок, а работали напрямую с адресно-справочными службами паспортных столов милиции. Другими словами, информационные киоски были своего рода посредниками между государственной структурой и населением.
С развалом СССР изменилось многое, в том числе и судьба адресно-справочной службы, которая больше не является подразделением полиции, а перешла в ведомство Федеральной миграционной службы России. Отдел адресно-справочной работы управления Федеральной миграционной службы России по Белгородской области (ул.Попова, 11) является единственным местом в нашем регионе, где людей ищут по запросу. Поиск родных, одноклассников, друзей и знакомых начинается с приёма заявления, в котором необходимо указать полные данные о человеке и обязательно причину розыска. В распоряжении сотрудников отдела - огромная картотека, в которой хранится вся информация о жителях, зарегистрированных на территории области.
- Найдя человека, мы отправляем ему уведомление о том, кто его ищет и с какой целью. И если разыскиваемый согласен на контакт, то только в этом случае его данные передаются тому, кто сделал запрос, - поясняет начальник отдела адресно-справочной работы УФМС России по Белгородской области Виктория Ломако.
С помощью адресно-справочного отдела людей разыскивают государственные структуры: Пенсионный фонд, органы социальной защиты, судебные приставы, налоговые службы и другие. Обращаются с запросами коммерческие организации, на них распространяются те же правила, что и на физические лица. В месяц в отдел поступает около 16 тысяч запросов. Людям, работающим здесь, а у многих за плечами весьма солидный опыт, помогают не только профессионализм, но и интуиция. Старший сотрудник отдела Ольга Баландина работает в этой структуре с 1979 года, пришла сюда молоденькой девушкой. Вспоминает, что её наставники учили работать молодёжь без формализма и чаще «включать сердце».
- Бывали такие случаи, когда возникали сомнения, тот человек или нет. Казалось бы, легче всего отписаться, дескать, не нашли. Но что-то подсказывало: надо проверить, и мы отправлялись по адресу. Сколько таких историй было! Особенно ответственно относились к запросам фронтовиков, разыскивающих однополчан. В начале девяностых часто обращались ребята, воевавшие в Афганистане. В последнее время таких обращений практически нет. Недавно получили запрос из Подмосковья: поисковики нашли захоронения бойцов, погибших в годы войны. По медальону определили, что один из погибших призывался из Вейделевского или Валуйского районов. Мы выяснили, откуда именно ушёл на фронт этот человек, но никого из его родных на территории области нет, - рассказывает Ольга.
Новые информационные технологии значительно облегчили процедуру поиска людей и процесс подачи заявления. Сегодня уже нет необходимости приходить в адресно-справочный отдел, достаточно зайти на портал государственных услуг и заполнить заявление в «личном кабинете». Дальше действует та же схема: сотрудники отдела направят разыскиваемому человеку сообщение, что его ищут. При его согласии «быть найденным» сообщат координаты заявителя.
Если в картотеке значится, что человек с регистрационного учёта снят или умер, то розыскной отдел сообщает об этом.
А музыка звучит...
До принятия в 2007 году закона о персональных данных можно было найти человека по фамилии и имени, позвонив в службу «09». Помню, так меня нашла знакомая. Ей сообщили несколько номеров телефона, где живут люди с такой фамилией, и, прозвонив пару-тройку номеров, она вышла на меня. Сейчас этот номер не пройдёт.
Решила проверить на себе, как работает «09» - бесплатная справочная служба ОАО «Рос-телеком». Звонок сразу перевели к оператору, приятный мужской голос сообщил: «время ожидания ответа пять минут». Потом включилась классическая музыка. Жду… Надоело - повесила трубку.
Набираю «009». Услуга платная: минута разговора - пятьдесят рублей. Отвечает женщина, голос «живой», чувствуется, что не в духе, видимо, устала. Пытаюсь по фамилии и адресу найти себя. Естественно, результат нулевой. Номер телефона мне не сообщили, для этого я должна была оставить разрешение на разглашение персональных данных. Конечно же, я такого заявления не оставляла. Хотя, на мой взгляд, логичнее было бы прописать в законе «процедуру наоборот», т.е. должны писать заявление о неразглашении персональных данных. Но с законом не поспоришь.
Кстати, узнать номер телефона учреждения или организации тоже оказалось непросто, одного названия, как это было раньше, уже недостаточно, нужно называть точный адрес. Словом, 100 рублей потратила впустую.
Универсальная справочная
В поисках товаров и услуг, а также организаций и учреждений белгородцам помогает универсальная справочная служба «Белсправка» (582-582). Работает служба с семи утра и до десяти вечера, предоставляя людям бесплатную информацию по Белгороду, Губкину и Старому Осколу. Директор Белгородского контакт-центра Дарья Милькина считает, что их услуги необходимы. И с ней трудно не согласиться, поскольку за смену операторам приходится обслуживать до полутора тысяч звонков. Самые напряжённые дни - пятница и понедельник.
В смену работают восемь операторов, звонки поступают не только от жителей и гостей области, но и из других регионов России и зарубежья. Люди спрашивают о чём угодно. Бывают и нелепые вопросы, например, спрашивает женщина, какие принимать препараты при простуде. Часто просят вызвать терапевта на дом, спрашивают, где в городе можно подешевле подстричься, как заказать столик в кафе. Интересуются, есть ли в Белгороде услуги частного детектива. Часто запрашивают информацию о строительных фирмах и стройматериалах, как-то спросили, где купить клей для пазлов.
Он или оно?
Несколько лет назад в Белгородской государственной универсальной научной библиотеке открыли справочную службу русского языка (тел. 31-73-05). Специалисты информационно-библиографического отдела отвечают на вопросы читателей, используя словари, справочники и энциклопедии. В основном людей интересует, как правильно ставить ударение в том или ином слове и какого рода некоторые слова: кофе - он или оно?
В справочной аптек подскажут, где можно купить нужное лекарство, его стоимость и дадут совет, как принимать препараты.
Кстати, во многих городах России есть справочные службы для родителей, будущих мам, для туристов и прочее. Так что возможностей в плане развития справочного сервиса много.
- Комментировать
- 1887 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад