На Белгородской земле возрождают игровую и обрядовую культуру восточных славян
Если бы в среду, 11 сентября, вы завернули в село Ездочное Чернянского района, то поначалу сильно бы удивились. Будний день, час дня, а все пляшут да поют, играют да забавляются. И столько людей собралось… - со всех белгородских районов съехались и, конечно, сами сельчане поспешили. В своё праздничное действо вовлекал V фестиваль игр, забав и потех Белгородчины «Живи, родник, живи».
Вовлекал, что называется, с самого порога. Иван да Марья, ведущие, гостей просто так не впускали: хочешь войти - спой или прибаутку расскажи. «Барыня ты моя…», новгородская «Тетёра шла, моховая шла…», малороссийская «Оженився мiй миленький», потешка про сороку-ворону… Песни, пословицы, поговорки, фарсы, клятвы - народ тушевался недолго и вспомнил, что слышал из уст прадедов и прабабок. Любопытны и ругательства, которые раздавались в стороне. Да-да, вы улыбнётесь, но только здесь они обретают своё место и становятся жанром фамильярно-площадной речи - частью народной культуры.
Врата преодолели и хороводными ручейками побежали к «Народным забавам». Там, на зелёной лужайке, с нетерпением ждали начала. Правда, в ожидании не скучали. Творческие коллективы распевались, растанцовывались. Ансамбль «Истоки» из Красненского района, к примеру. Красивые люди в красивых народных костюмах: женщины надели ожерелья-грибатки (праздничные розетки-солнышки из бисера, распространённые в нашей и некоторых южных областях России), сороки (старинные русские головные уборы, которые носили замужние), мужчины облачились в красные вышитые рубахи и подпоясались кушаком. А голоса-то у них какие - полные силы. Усмотрели мой интерес, улыбнулись: «Мы поём и пляшем. Всё восприняли у наших стариков». И взгрустнули немного: «Теперь хотим, чтобы малыши трошечки научились. Наша же культура...»
В то же время «Мастера Белогорья» уже достали из сундуков удивительные вещицы, искусно созданные своими руками, и удивляли ими любопытных. Тряпичные куклы-обереги, деревянная посуда, изделия из бисера, глиняные игрушки… - при таком внимании зрителей для умельцев здесь раздолье. Рядом прогуливался Михаил Потапыч (ростовая кукла), куда ж без него - пугал девчонок, выказывал уважение старшим. Пострелята-лоточники в скоморошьих шапках сновали туда-сюда - гостей угощали баранками да бубликами. «Ешь кашу да говори нашу», - подмигивает мне мальчонка. Взяла бублик, ем и читаю про «Божье око» (древний славянский оберег, защищающий человека и его жилище). Вдруг мне старичок и говорит: «Есть и читать вместе - память проглотишь». «Спасибо, - отвечаю, - такой пословицы я ещё не слышала».
Публика алкала зрелища. И получила сполна. Сначала им предложили сплясать русскую этническую «Сербияночку» - от мала до велика все кружились, становясь частью прекрасного цветка общего хоровода. Только остановились перевести дух, как раздался звон бубенцов - и лошадка ввезла на лужайку карету. Вышла из неё Забава Путятична со свитой (ростовые куклы), чтобы веселье уже не заканчивалось до вечера. «Как у нас, у Чернянке» исполнили ансамбль гармонистов «Наигрыш» и фольклорный ансамбль «Отрада». Раззадорили присутствующих так, что, не дожидаясь окончания выступления, лужайка запела и затанцевала. Изумительными звуками «заговорили» гусли, балалайки, бубен - «оживили» их девчонки из детского музыкального ансамбля «Родничок» (руководитель Наталья Яковлева). Ира Штифанова - одна из самых юных участниц «Родничка», ей 8 лет. Говорят, что культура не передаётся генетически, её усваивают в процессе воспитания. Не знаю, но, глядя на эту девочку, наблюдая, с каким упоением, восторгом она бьёт в свой бубен, убедилась - ребёнок тонко и точно на каком-то интуитивном уровне чувствует связь поколений.
«Живи, родник, живи» является и презентацией народно-игровых программ, в основе которых - образцы традиционной игровой и обрядовой культуры: игры, в которые играли русские люди. На вечёрках и посиделках (целовальные). По случаю праздника (обрядовые). Свойственные определённому времени года (сезонные). Около двадцати лучших программ для взрослых, молодёжи и детей. Их представили на фестивале и теперь будут внедрять в культурно-досуговых учреждениях Белгородчины.
Что за программы? «Купальские забавы», «Масленичные потехи», «Свадебный обряд в народных традициях», «Как бывало в старину», «Троицкие гуляния», «У Ильиных ворот игровой хоровод», «Свистопляска»… Каждая увлекательная и в то же время обучающая. Вот, скажем, «Купальские забавы» от Татьяны Обыденновой, методиста по работе с молодёжью Дворца культуры (Ракитянский район). «Трава моя шёлковая…» - с песней, пританцовывая, вышли женщины, одетые на манер былых эпох. Приветствуют народ честной. А за ними, откуда ни возьмись, уже плетень появился. Подсолнухи склонили возле него шляпки, на солнце сушится вышитый традиционным орнаментом рушник. И чудится, что не представление перед нами разворачивают, а подсматриваем мы настоящую жизнь, какой она была несколько веков назад. А программа тем временем продолжается. «Здоровье не купишь - его разум дарит» - отличная русская пословица. Если с разумом подойти к травам и цветам, проникнуть в их тайны, то огромное подспорье в борьбе с недугами можно обрести. Душица, зверобой, подорожник, крапива, лопух… - древние знали, как избавиться от хворобы с их помощью. А вы? Нашлись такие, кто знал. Угадали? Выходите. Образовали «паровозик», начали прыгать через импровизированный ручеёк. Кто-то ногу намочил? Строй покидай. Игры на сплочение - сказали бы современные аниматоры, а ведь сколько они уже существуют. И сплачивают ещё как - незнакомые люди в конце вязали веник дружбы.
«Живи, родник, живи»… Здесь вам и праздники, и радости. И скорби по поводу того, что уже нами утрачено, и что утрачивать мы продолжаем. Что копилось веками, то бездумно транжирится сегодня. Фестиваль из современных - в 2003-м впервые его тройка выехала на лужок. Белгород, Алексеевка, посёлок Ивня, Строитель, Ездочное в нынешнем году - каждый раз его принимают на новой земле. Поначалу назывался он «Забытая старина». Провели раз, провели второй - и поняли: «забытая старина» при таком-то интересе - чепуха какая-то. И подарили фестивалю новое название «Живи, родник, живи». Кто-то, стоящий рядом со мной, спросил: «Где же родник? Никакой воды не вижу». Отправитесь сюда, не ищите источников. Родник - время и место, когда и где «обретает сердце пищу - Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам». Это бытование той культуры, что идёт от самых предков наших - восточных славян: она питает нас и сплачивает в один народ. Его дух здесь обретает свободу.
- Комментировать
- 2412 просмотров
Если уж говорить о русских
Если уж говорить о русских народных традициях, то надо начать с того, что русскому крестьянину никогда бы не пришло в голову устраивать народное гуляние с игрищами 11 сентября, в день строжайшего поста. Для православного человека это траурный день - Усекновения главы Иоанна Предтечи. Руководителям культуры надо бы это знать.
По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна
По строю службы и торжественности празднования Рождество Иоанна Предтечи приближается к самым великим праздникам. В связи с такой выдающейся торжественностью в этот радостный день из служб категорически исключается все заупокойное. Оно устраняется в этот день Церковным уставом, а не просто запрещает вносить поминальные моления в общественное богослужение.
Верующим в этот день рекомендуются молитвы покаяния и радости, ибо это истинный праздник радости, который обещает приход к нам нашего Господа. Вспомните о том, что рождение человека происходит ради встречи его со Спасителем, ведь все в рождении Предтечи ново. Все обычаи остались прежними и почитаемыми, как и прежде.
Один из признаков наступления времени Мессии - радость и веселие, поэтому в день светлого Рождества Иоанна Предтечи не стоит забывать, что радость свойственна всем, кто любит Бога. Христианская радость не дается легко. К ней ведет долгий путь. На примере жизни Святого Иоанна вспомните о том, что это радость победы, одержанной над всем, что несет угрозу жизни. Разделите эту радость с близкими и друзьями. В молитвах своих вспомните, не утратил ли современный мир основные жизненные ценности, осознайте, что жизнь - это возможность обрести бесконечное благо вечности.