С 1 января 2013 года служба скорой медицинской помощи финансируется не из бюджета, а за счёт средств обязательного медицинского страхования. Как работает скорая в новых условиях, чем отличается экстренная помощь от неотложной, является ли отсутствие медицинского полиса поводом для отказа в помощи пациенту, повысилась ли заработная плата врачей и фельдшеров - об этом корреспондент «Белгородских известий» Ирина МАЛИКОВА беседует с главным врачом Станции скорой помощи Белгорода Александром БЕЛОНОЖКО.
- Александр Иванович, как работает скорая в новых условиях?
- До 1 января 2013 года скорая помощь финансировалась из бюджета, и зарплата медиков не зависела от объёмов оказания медицинской помощи и количества обслуженных вызовов. Медперсонал «скорой» получал фиксированную зарплату. Теперь мы должны «зарабатывать» деньги. С одной стороны, перевод скорой медицинской помощи в систему ОМС создал условия, при которых нагрузка и качество оказанной медицинской помощи напрямую увязаны с заработной платой медицинских работников, а с другой стороны, стало больше контроля и отчётности. Необходимо заметить, что качество медицинской помощи определяют стандарты, исполнение которых, является обязательным.
- Получается, что одним из новшеств системы является оценка качества работы скорой помощи. Кто проводит эту работу?
- Если раньше работу медицинских бригад скорой помощи контролировал главный врач и его заместители (в службе скорой медицинской помощи не проводился вневедомственный контроль), то теперь наша деятельность контролируется со стороны экспертов территориального фонда ОМС. С начала этого года они проводят экспертизу в соответствии с единым порядком, установленным приказом ФОМС.
- При вызове скорой теперь необходимо предъявлять медицинский полис. Раньше предъявлялся только паспорт. А если у человека нет полиса, то ему откажут в помощи?
- Отсутствие полиса не является поводом для отказа в медицинской помощи. С выходом нового закона об ОМС все граждане России являются застрахованными: экстренная или неотложная помощь оказывается всем бесплатно. В то же время вызов к застрахованному лицу оплачивается по линии ФОМС, а за гражданина без полиса платит региональный бюджет.
- Чем отличается экстренная помощь от неотложной?
- Экстренная помощь оказывается в ситуациях, когда существует реальная угроза жизни. Это всё самое страшное, что может случиться: ДТП, чрезвычайные ситуации, комы, шоковые состояния, дыхательная недостаточность, высокая температура с судорожным синдромом, резкая боль, потеря сознания. В случае, если состояние не угрожает жизни, но требует срочного медицинского вмешательства - вызов относится к неотложным. При обострении хронических заболеваний медицинскую помощь должны оказывать врачи поликлиник, назначая соответствующее лечение. Вообще участковый врач для пациента - это основа состояния его здоровья. Именно участковый врач определяет в долгосрочной перспективе медицинскую составляющую качества жизни пациента, поэтому лечение особенно хронических заболеваний должно проходить при его непосредственном участии, но наши люди по любому поводу набирают «03» и хотят, чтобы бригада врачей прибыла незамедлительно, независимо от сложившейся ситуации и повода к вызову. Мы, конечно, не делим пациентов на «своих» и «чужих», но очень часто хронические больные злоупотребляют безотказностью нашей службы, порой не понимая, что мы не лечим, а лишь на время облегчаем их состояние.
- Но бывают ситуации, когда пациент не может самостоятельно определить, есть ли угроза жизни, к примеру, у гипертоника подскочило давление. А вдруг это гипертонический криз, который без медицинского вмешательства обернётся инсультом?
- Конечно, надо обязательно обращаться к нам за помощью. Мы приедем и облегчим состояние, в случае необходимости - госпитализируем. Но не надо думать, что приезд скорой - это обязательная госпитализация. Нередко бывает так, что человек, вызвав скорую, ждёт бригаду, приготовив всё необходимое для госпитализации. Мы же увозим человека в стационар только в том случае, если без госпитализации ему помочь невозможно. По статистике, из десяти тысяч вызовов в месяц - госпитализируем 20-30 процентов больных. Всего в год мы обслуживаем до 120 тысяч вызовов.
Мы никому не отказываем в помощи, но для нас всегда важен вопрос: как срочно она требуется. К примеру, если в период вспышки ОРЗ человек целый день лечился самостоятельно и даже не вызвал участкового врача, а к вечеру решил позвонить в «скорую», чтобы ему сделали инъекцию от температуры - это один вопрос. И совсем иная картина, когда налицо дыхательная недостаточность, или вдруг появилась резкая боль в животе, потеря сознания… В этих ситуациях скорая помощь необходима в срочном порядке. У нас выработан свой алгоритм определения степени сложности вызова. Поэтому, когда поступает звонок на «03», диспетчер задаёт ряд вопросов, определяя, какую бригаду отправить на вызов - интенсивной терапии, линейную, психиатрическую или детскую; какой вызов обслужить в первую очередь, а какой чуть позже. Часто люди прерывают опрос, требуя скорую немедленно. Иногда оказаться на месте за 20 минут, в течение которых по правилам мы обязаны прибыть на вызов, крайне сложно.
- Да, к сожалению, далеко не все водители уступают дорогу машине с мигалкой, к тому же, город постоянно расстраивается и, наверное, уже есть необходимость открывать новые подстанции скорой помощи?
- Всё верно, зачастую водители, отлично зная, что означают включённые маячки, не спешат уступать дорогу. Город расстроился, и уже одной Южной подстанции недостаточно. В таких жилых массивах, как Крейда или Северный, необходимы свои подстанции, чтобы оперативно обслуживать вызовы, тем более, что в районе Северного микрорайона проходит оживлённая трасса «Москва-Крым», здесь расположены аэропорт и автовокзал.
- Александр Иванович, вот мы с вами беседуем, а я не могу оторвать глаз от вашей коллекции машин «скорой помощи». Давно у вас это хобби? Игрушечный парк прекрасен, а настоящий парк автомобилей скорой давно ли обновлялся?
- Что касается коллекции - это моё давнее увлечение. В этой профессии я давно и могу сказать, что с годами на скорой становится не легче. С переходом на систему финансирования по линии ОМС зарплата работников скорой выросла незначительно, а контроля и оформления медицинской документации стало больше. Мы испытываем большой кадровый голод. Если с фельдшерами ситуация более или менее стабильна, то врачей не хватает. Работа на скорой требует и физической, и психологической закалки, которая зачастую помогает найти выход из большого количества нештатных ситуаций. К счастью, нам удалось обеспечить высококвалифицированными специалистами бригады интенсивной терапии (БИТы).
Парк машин станции скорой помощи обновился на 40 процентов, в прошлом году мы получили одиннадцать новых «фольксвагенов», из которых шесть - класса «С», т.е. максимально укомплектованных лечебно-диагностической аппаратурой. У нас есть все лекарственные препараты, положенные по стандарту, чтобы бороться с самыми неотложными состояниями.
Каждому человеку хоть раз в жизни приходилось набирать номер «03», и каждый имеет своё мнение о работе скорой. К нам поступают и жалобы, и благодарности в адрес бригад, по каждому факту мы разбираемся и делаем выводы. Могу сказать одно: главное в нашей работе - спасать людей, помогать им в критических ситуациях, и этому правилу мы следуем всегда.
От редакции: С 1 января 2014 года вступает в силу новый порядок оказания скорой медицинской помощи. Одно из нововведений связано с тем, что в больницах, располагающих более чем 500 койками, будут открыты отделения с диагностикой и реанимацией, чтобы максимально сократить время пребывания пациентов в приёмном отделении. С 2014 года начнёт действовать единый номер вызова скорой - 103. Планируется расширить перечень структурных подразделений скорой, чтобы норматив доезда не превышал 20 минут. Появятся дополнительные посты и на автотрассах. Также предполагается использовать на машинах «скорой» видеорегистраторы, которые будут фиксировать автомобили, не пропускающие «скорую». Эта информация будет передаваться в ГИБДД.
- Комментировать
- 3662 просмотра
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад