Субъективные заметки наблюдателя на выборах депутатов Белгородской областной Думы пятого созыва. 10 октября целый день - с раннего утра до ранней ночи - мне пришлось, как, впрочем, и всегда, быть предельно объективным. Областная Общественная палата делегировала меня наблюдателем на избирательный участок № 59 в Белгороде. Как вскоре выяснилось, наблюдателей на этом участке пять человек. Тамара Владимировна Семейкина и Валентина Владимировна Мишурова - от «Единой России», Светлана Викторовна Санина - от самовыдвиженца В.В.Бондаренко, Надежда Николаевна Остащенко - от кандидата И.А.Севостьяновой. Ну, и я - от Общественной палаты Белгородской области. Быть наблюдателем на выборах мне, признаюсь, пришлось впервые.
7.40. Потребовала документы
Пришёл заранее, минут за 20. В помещение впустили. Но симпатичная женщина в вишнёвого цвета платье и с аккуратной причёской (представилась председателем участковой избирательной комиссии) тут же потребовала документы. Направление от Общественной палаты, обращение председателя областной избирательной комиссии Н.Т.Плетнёва. Потребовала также паспорт гражданина и, удостоверившись, что никакого подвоха нет, пропустила в помещение для голосования.
Я представлял это помещение немножко не таким. Обычно здесь стоят столики, стоят большие ящики, называемые урнами для голосования… Здесь же кроме столиков я увидел какие-то здоровенные короба, отделанные «под дерево», сверху которых мигали электронные индикаторы.
- Это, - пояснили мне, - комплексы обработки избирательных бюллетеней.
Сокращённо их название звучит КОИБы, и каждый из них стоит примерно 100 тысяч рублей.
На нашем участке КОИБов оказалось два. Один справа, второй слева. Это - если смотреть со стороны голосующего. Если же смотреть с противоположной стороны, то всё будет выглядеть с точностью до наоборот…
7.50. Вежливо, но твёрдо
А вот и они, наши первые посетители. Бабушка и среднего возраста мужчина появились за 10 минут до установленного часа начала голосования. Председатель комиссии Ольга Фёдоровна Крытченко, директор школы № 46, где разместились сразу несколько избирательных участков, вежливо, но со свойственной учительству твёрдостью, провела переговоры: придётся немного повременить. Во-первых, не наступило установленное законом время, а во-вторых, не все ещё процедурные вопросы решены.
В присутствии наблюдателей и членов избирательной комиссии опечатываются урны для голосования - стационарные, а также переносные. Распахиваются внутренности, и каждому наблюдателю дают возможность убедиться лично - урны пусты. Затем закрепляются пломбы с «живыми» печатями избирательной комиссии.
Вот и ровно восемь часов. Двери избирательного участка распахиваются для голосующих. Правда, чуть-чуть забегаю вперёд - первым появился решительный милицейский майор.
- Майор Колупаев, - представился по-военному, - Александр Станиславович, старший участковый уполномоченный милиции.
А с ним - сержант.
- Будем обеспечивать правопорядок на участке и безопасность членов избирательной комиссии и наблюдателей в случаях, если понадобится покидать помещение для голосования, - пояснил он.
Вот только теперь открылись двери избирательного участка - ровно в восемь часов утра. Пошли первые избиратели…
Кстати, на территории 46-й школы избирательных участков четыре. Поэтому сидящая за конторкой вахтёрша сразу же выясняет адрес вошедшего и подсказывает, на какой именно участок ему следует пройти…
8.26. Нет ли незаконной агитации?
Как известно, ровно за сутки до начала голосования законом запрещается любая агитация, наступает так называемый день тишины. Известно также, что иные кандидаты подчас пренебрегают этим требованием. Под покровом ночи сторонники того или иного кандидата или избирательного объединения могут расклеить листовки по подъездам жилых домов, разложить другую печатную продукцию по почтовым ящикам…
В 8.26 на наш участок прибыла представительница Роспечати и разложила на столике свою печатную продукцию - календари, буклеты, газеты, открытки и пр. Движимый требованием избирательного законодательства, а также профессиональным интересом, к импровизированному киоску я подошёл поинтересоваться, нет ли чего-то неуместного в день голосования. Пробежался по содержанию нескольких газет - нет, ничего настораживающего не обнаружил.
Пока листал газеты, увидел, что в помещение зашла группа молодых людей в МЧСовской форменной одежде. Ребята прошлись по помещению для голосования, профессионально осмотрели, кажется, каждый закуток и исчезли так же внезапно, как и появились. Никаких подозрений, значит, не возникло.
Между тем, подходили всё новые избиратели. Предъявляли паспорта, получали бюллетени - по два на каждого. Один - по избирательным объединениям, второй - по кандидатам. Затем скрывались в кабинках, снабжённых письменными принадлежностями. При этом наблюдатели зорко следили, чтобы снизу кабинки виднелись всего две ноги, а не, скажем, четыре - даже если приходил дедушка с малолетним внуком, ему вежливо поясняли: в кабинке должен находиться только один человек. Волеизъявление должно быть свободным. Выйдя из кабинки, люди подходили к ящикам КОИБов, отправляли бюллетени в ненасытную утробу сканеров…
8.39. Голосующим впервые - подарки
На этот момент проголосовать на нашем участке успели 60 избирателей. Младший сержант милиции Вячеслав Овчинников, находящийся постоянно в помещении для голосования, констатирует:
- Всё в порядке, всё спокойно.
Сотрудники милиции, кстати, серьёзно готовились к дню голосования заранее.
Выдержка из «Акта о применении служебной собаки от 8.10.10 г.»:
«Работа закончилась в 16.25. На момент осмотра взрывчатых веществ и взрывоопасных устройств не обнаружено».
В этот ранний час голосовать приходят в основном люди среднего и более солидного возраста - понятно, дань традиции. Но приходят и совсем юные - девочки и мальчики, которым предстояло голосовать впервые. Для них заготовлены подарки, о чём заранее, кстати, не объявлялось - чтобы не выглядело это задабриванием или подкупом избирателя. После голосования вручали небольшой пакет - блокнот с символикой Белгородской области, авторучка и календарик. На серьёзный подкуп, конечно, не тянет, а приятно…
На выходе из помещения для голосования дежурят две девушки - студентки БелГУ.
- Опрашиваем тех, кто уже проголосовал, - рассказывают.
- Все соглашаются отвечать?
- Нет, - говорят они откровенно и в один голос. - Некоторые просто шарахаются от нас. Ответили пока только три человека. Все трое проголосовали за список «Единой России»…
10.00. Уважаемые, на выход!
Команду подаёт Ольга Фёдоровна. На выход! - значит, поступила заявка на голосование вне помещения, то есть - на дому. Такая форма законом предусмотрена - если человек болен, не может самостоятельно передвигаться.
Мы формируем нашу пешую команду. Впереди - члены избирательной комиссии в количестве двух человек (у одного из них на плече опечатанная переносная урна для голосования), затем - двое наблюдателей, замыкает шествие милиционер, вооружённый табельным оружием. Наш путь к дому № 14 по улице Спортивной. Заходим в подъезд, занимаем места в грузовом лифте. Поехали! Но не доехали до нужного этажа - лифт застрял.
На лицах у всех недоумение: что делать? Жмём кнопку вызова диспетчера, и она на удивление быстро откликается бодрым женским голосом: что случилось?
Объяснили ситуацию, ждём. Засекаю время на мобильном телефоне: 10.21. Скрежет снаружи лифтовой кабины мы услышали ровно через 20 минут - в 10.41. Двери распахнулись, но немногие из нашей команды отважились продолжить путешествие в этом лифте - от беды подальше стали подниматься по лестнице пешком.
К слову, в тот день было несколько походов по разным адресам. Мой телефон, в котором имеется функция «личный тренер», насчитал к моменту закрытия избирательного участка 15 километров 318 метров - столько было пройдено ради обеспечения возможности волеизъявления каждому нашему гражданину.
Тем временем в помещение продолжали подходить избиратели. На 10 часов свои голоса отдали 75 человек, что составило 4,6 процента от числа всех избирателей, зарегистрированных на участке. За один час - с 12 до 13 часов проголосовали ещё 120 человек.
12.00. Не складывайте бюллетени!
Рядом с урнами КОИБов постоянно дежурят две девушки - члены избирательной комиссии. Их обязанность - консультировать голосующих, как правильно общаться с этими мудрёными в понимании многих электронными машинами. Дело не сложное, но утомительное, поскольку весь день приходится провести стоя. Каблуки на обуви, конечно, не лучший атрибут. Поэтому девушки поочерёдно сменяли друг друга.
Самой стойкой из всех оказалась совсем ещё юная Маргарита Некрасова - она почти не отходила от своего рабочего места на избирательном участке на протяжении всего дня. При этом каждого встречала приветливой улыбкой, находила для каждого какие-то хорошие слова.
Маргарита - преподаватель математики в школе, совсем недавно закончила физико-математический факультет университета. Кроме прочих достоинств обладает способностью в уме мгновенно складывать - вычитать - делить - умножать любые цифры, сколько бы знаков они не содержали. Каюсь, возможно, мы и злоупотребляли её покладистым характером, но то и дело обращались к ней за справками: сколько избирателей проголосовали на данный момент? Она одним взглядом считывала показания счётчиков и выдавала готовый результат. Не ошиблась ни разу - проверяли на калькуляторе. А времени на подсчёт у нас уходило больше.
Теперь попробуйте сказать, что молодёжь у нас какая-то не такая…
13.12. Потребовались только таблетки…
На участок заглянула доктор в белом халате. Знакомимся: дежурный врач-терапевт городской поликлиники № 7 Валентина Митрофановна Ольшевская.
- Есть ли происшествия на участке по Вашей, докторской линии?
- Да нет, всё спокойно, - отвечает. - Одной женщине стало немножко нехорошо, дали ей таблетки.
Спокойно и завершились выборы на избирательном участке № 59 в Белгороде. При подсчёте голосов выяснилось, что в выборах приняли участие 46,5 процента избирателей, проживающих на участке.
- 1694 просмотра
Отправить комментарий