Не дожидаясь, пока «гром грянет», Николай Унковский распрощался со свиноводством и занялся крупным рогатым скотом
Когда в Россию нагрянула африканская чума свиней и власти региона призвали предпринимателей отказаться от свиноводства, фермер из села Архангельское Шебекинского района Николай Унковский не стал рисковать и нашёл другое занятие.
Рисковать - себе дороже
По образованию Унковский инженер-электрик, в советские годы работал здесь же, в Архангельском, в крупном хозяйстве «Заря», специализировавшемся на выращивании крупного рогатого скота. До перестройки колхоз имел на откорме 20 тысяч голов КРС, но потом всё развалилось. Николай Иванович ушёл на вольные хлеба - занялся растениеводством. Словом, судьба как у многих сегодняшних фермеров.
- Поработал и вижу, что с одним растениеводством туговато, деньги появляются только один раз, осенью - после уборки урожая. Целый год на них приходится жить, - рассказывает Унковский. - Выкупил в «Заре» сарайчик, завёл поросят, довёл до 400 голов. Свинину продавал в основном населению на рынках, все ярмарки в районе обслуживал.
Весть о страшном заболевании свиней - африканской чуме - пошатнула бизнес фермера, но не разрушила. Люди крестьянской закваски по своей натуре основательные, риск - не их стиль жизни, поэтому когда в 2011 году в области начала реализовываться программа, направленная на предотвращение заноса и распространения вируса АЧС, Николай Иванович постепенно стал сокращать поголовье и за год свёл его к нулю.
- Я понял тогда, что если пришла чума, рисковать - себе дороже. Выгоднее найти другой вид деятельности, - говорит Николай Унковский.
Фермер подсчитал, если бы в его свиноводческое хозяйство пришла «африканка», то он только на взрослых свиньях потерял бы более трёх миллионов рублей, плюс на молодняке около шестисот тысяч рублей, свинарник бы пришлось сжечь. А в рамках областной программы Николай Унковский за свиноматок и хряков получил более двух с половиной миллионов, да за мясо, проданное на рынке, выручил немалые деньги. Когда заявил о своём намерении заняться молочным животноводством, ему ещё выделили на приобретение 16 голов КРС 410 тысяч рублей.
Правда, строить новый бизнес на крупном рогатом скоте Унковский начал не сразу.
- Пробовал разводить овец, - вспоминает предприниматель, - но рынка сбыта у нас пока нет. Чтобы овцу держать, я должен знать, что мне есть куда сдать шерсть, шкуру. Но у нас-то с этим пока проблема. Подумал я, подумал: на молоко спрос есть, молокозаводы рядом, опыт тоже имеется - в нашей семье всегда держали коров.
Ферма XXII века
Работая в «Заре», Унковский занимался обеспечением ферм новым технологическим оборудованием. Ездил в Прибалтику перенимать опыт. В те годы там уже были компьютеризированные фермы, коров доили на «каруселях», на ошейниках имелись чипы. Все эти практические и технологические наработки Николай Иванович внедрял в «Заре». Там строилась ферма XXI века на 400 коров. Её успели запустить в работу, но началась перестройка. Всё это дело, по словам Унковского, развалилось, и позднее он выкупил те постройки. Теперь, шутит Николай Иванович, он снова пытается создать ферму, но уже XXII века.
Недавно фермер составил бизнес-план и участвовал в конкурсе на соискание гранта, получил безвозмездно более пяти миллионов рублей и уже подыскивает мини-завод по переработке молока и кое-какое оборудование для фермы. К 68 бурёнкам хочет добавить ещё 25 голов. Дойных коров к осени будет около сорока, в перспективе - вырастить дойное стадо из ста голов.
Пастбища в округе есть, корма свои - заниматься растениеводством Николай Иванович не бросил, на 470 гектарах сеет многолетние травы, кукурузу на силос, зерновые. Унковский, когда только пошёл в фермеры, как и все, землю пахал с оборотом пласта, но вот уже лет десять обрабатывает её только глубокорыхлителями. Для него это особенно важно, так как его поля расположены в основном на склонах, сильно подверженных смывам плодородного пласта. Обработка же глубокорыхлителями позволяет сохранять влагу в почве и предотвращает водную эрозию. Удобрения в хозяйстве свои - остался ещё перепревший навоз от свиноводства, теперь и коровки «работают» на повышение плодородия. Есть и хороший навозорасбрасыватель. Поля к севу озимых у Николая Ивановича готовы и пятого сентября (если погода не помешает) в хозяйстве приступят к закладке урожая следующего года.
- Я работаю с двумя сыновьями, котёл у нас общий. В этом году была возможность взять ещё 1200 гектаров земли, мы ею воспользовались, и ещё бы не отказались. Техника своя есть, которой недостаёт - тракторы, комбайны - берём в аренду, - рассказал Унковский. - Урожай убрали за девять дней. Пшеница дала по 50 центнеров с гектара.
Арендуемая техника, по мнению рачительного хозяина, не должна простаивать, поэтому сейчас, когда свой урожай уже в закромах, механизаторы помогают соседним хозяйствам. Зарабатываемые «на стороне» деньги практически покрывают арендную плату.
Двойная выгода
Мини-завод собирается приобрести мощностью в одну тонну молока в сутки, который бы выпускал и упаковывал молоко пастеризованное, творог, сметану, масло. Сбыт уже продуман, есть предварительное соглашение. Поставляться фермерская продукция будет в 13 супермаркетов Шебекинского района.
- Думаю, шебекинцам понравятся наши продукты. Корма у меня естественные, коровки пасутся на пастбищах, по качеству молочко отличное, - рассуждает фермер. - Наладить собственную переработку, я считаю, гораздо выгоднее, чем возить сырьё на молокозавод. Платят мне всего по тринадцать пятьдесят за литр, да ещё мои транспортные расходы. Завод поставлю, и люди у меня будут зарабатывать, и я.
Количество обслуживающих мини-завод - три человека. Николай Иванович, говорит о числе работающих в хозяйстве так: «Четверо на ферме, шесть механизаторов… В общем, обедают двадцать человек». Люди все местные, из ближних сёл, ездят на своих автомобилях, а бензин им оплачивает хозяйство. На вопрос, не злоупотребляют ли водкой, отвечает: «Да что ж я - со всей округи двадцать ребят толковых не наберу? Нет, хорошие парни». Зарплата у них не меньше, чем в среднем по АПК области.
- Если б я меньше платил, люди бы уже давно разбежались в какие-нибудь холдинги, - говорит Николай Иванович. - У меня народ работает уже долго. Вообще же я только развиваюсь, у нас нет нормальной столовой, хороших бытовых условий для рабочих, вот и контора, видите, ещё ремонтируется. Тут же всё двадцать лет валилось, теперь надо восстанавливать.
Планы у фермера серьёзные, уже сейчас, кроме восстановления помещений, ему необходимо перейти с полевого на кормовой севооборот, добавятся новые рабочие места, увеличится стадо, в общем, работы непочатый край. Благо, оба сына - надёжные помощники, внуки уже тоже прибегают на ферму. Глядишь, продолжат семейное дело. То-то деду радость будет.
- Комментировать
- 2522 просмотра
Многие люди подобны колбасам:
Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе.
(Козьма Прутков)
Толпа - собрание людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету либо вождя, либо предания, либо священного писания.
(Виссарион Григорьевич Белинский)
Ложь не перестает быть ложью, даже если в неё верят миллионы людей.
Им будет непросто - тем, кто полагается на истину авторитета, вместо того, чтобы полагаться на авторитет истины.
(Джеральд Мэсси)
Один из способов
Один из способов манипулирования сознанием людей. Сначала силой отобрали(да именно так и сказано в постановлении губернатора Белгородской области: "ИЗЪЯТЬ") свиней у народа. Видят как то неспокойно. Теперь давай туфту навязывать про то как хорошо менять свиней на коров. Потом скажут: Ну братцы Ящур идет, так что извиняйте, держите кур, потом следовательно птичий грипп, держите аквариумных рыбок ну и т.д. и т.п., пока и картошку запретят. Потом чипируют народ, уберут наличные деньги и если кто то там вякнет не по делу против власти отключают чип и всё -человек просто сдохнет от голода. Красота да и только. Неужели те кто этим занимается не понимают что не только дело дойдет до простого народа? Исполнителей ждет немедленная кара, т.к. много знают.
А насчет замены свиней на коров, Так для того что бы писать это надо попробовать самому этим позаниматься. Что значит заменить. Для того что бы заменить надо построить соответствующие помещения, обустроить их необходимым оборудованием и т.д.. Кто даст на эти цели деньги? Сначала наобещали заоблачных перспектив как Остап Бендер в Васюках, понараздавали кредитов под свинину, а теперь заменяйте свиней на КРС! А те кредиты кто будет отдавать что были выданы под свиней и чем??? И на что спрашивается строить помещения и покупать оборудование под КРС?