Новый федеральный закон «О контрольно-счётной палате» определил единые правила для всех контрольно-счётных палат страны. Задача местных счётных палат - контролировать использование бюджетных денег, межбюджетных трансфертов, имущества, проводить экспертизу проектов законов о бюджетах и территориальных государственных внебюджетных фондах, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот, госгарантий и поручительств, бюджетных кредитов за счёт средств бюджетов. И при обнаружении фактов, в которых просматриваются признаки преступления, контрольно-счётная палата обязана незамедлительно передавать материалы в правоохранительные органы.
В соответствии с федеральным законом, областной Думой принят новый региональный закон «О контрольно-счётной палате Белгородской области», который вступит в силу с 1 октября этого года. О новом статусе КСП области и дополнительных полномочиях этого органа корреспондент «Белгородских известий» Ирина МАЛИКОВА беседует с председателем контрольно-счётной палаты Белгородской области Валерием НАУМОВЫМ.
- Валерий Иванович, как вы оцениваете перемены?
- Безусловно, эти перемены носят позитивный характер. Законопроект «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов РФ и муниципальных образований» был внесён в Госдуму Президентом РФ, что говорит об особом статусе закона и его важности. В соответствии с федеральным законом, был принят закон Белгородской области «О контрольно-счётной палате Белгородской области», который имеет ряд отличий от закона, которым сейчас руководствуется КСП при выполнении своих задач. Во-первых, КСП наделена правом юридического лица, а до настоящего времени она находилась в составе областной Думы как отдельное структурное подразделение и таким правом не обладала. Во-вторых, теперь не только председатель и заместитель КСП будут назначаться областной Думой со сроком полномочий на пять лет, но и аудиторы. Это, безусловно, повысит не только их статус, но и ответственность.
- При обсуждении областного законопроекта депутаты говорили о том, что у КСП было недостаточно полномочий, чтобы доводить проверки до логического завершения. Теперь, судя по всему, полномочий достаточно?
- Полномочия, данные КСП, действительно, очень серьёзные. При необходимости сотрудники счётных органов смогут беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые проверяемыми организациями, запрашивать и изымать документы, касающиеся их финансово-хозяйственной деятельности, в том числе содержащие государственную, служебную, коммерческую тайну, знакомиться с технической документацией к электронным базам данных, а также опечатывать кассы, служебные помещения, склады и архивы. И, разумеется, требовать предоставления необходимой информации по своим запросам от госслужб. В двух статьях закона предусматривается обязанность государственных и муниципальных органов, проверяемых организаций, банков и их должностных лиц выполнять требования и запросы сотрудников контрольно-счётных органов. Тех, кто по каким-либо причинам воспрепятствует контролёрам, ждёт административная ответственность. Специальная глава закона говорит о недопустимости давления на работников контрольно-счётных органов. Речь идёт как о насильственных действиях, так и об оскорблениях, клевете и распространении заведомо ложной информации о деятельности аудиторов. Согласно закону, в наши обязанности входит финансово-экономическая экспертиза проектов законов и нормативно-правовых актов органов государственной власти Белгородской области в части, касающейся расходных обязательств, а также проведение контроля над ходом и итогами реализации планов и государственных программ области. Как вы знаете, у нас в области принимается много программ, направленных на улучшение качества жизни населения, аудиторы палаты должны осуществлять контроль выполнения программ. Закон обязывает нас участвовать в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции.
- А как будет строиться работа аудиторов?
- Каждый аудитор будет отвечать за определённое направление сферы жизнедеятельности: здравоохранение, строительную отрасль, образование и т.д. Аудиторы будут самостоятельно решать вопросы организации деятельности возглавляемых направлений и нести ответственность за её результаты. По федеральному закону, за искажение или неполноту предоставленной информации следует уголовная ответственность, поэтому аудиторы будут поставлены в более жёсткие рамки.
- Валерий Иванович, как вы определяете, что лежит в основе нарушения - коррупционная составляющая или, может быть, элементарная некомпетентность сотрудников?
- Конечно, человеческий фактор присутствует в любом деле. Но у опытного аудитора должны быть не только опыт и знания, но и интуиция, финансовое чутьё, если хотите. В процессе поверки документы сами подскажут, по незнанию допущены нарушения или умышленно. Ведь любые нарушения, тем более, допущенные умышленно, не лежат на поверхности, они спрятаны глубоко, а задача аудитора заключается в том, чтобы отыскать конец ниточки, которая размотает клубок. Да, у нас тоже творческая работа, и в нашем деле надо быть не только финансистом, но и психологом, если угодно. Большинство нарушений допускаются всё же по незнанию. Нормативная база часто меняется, и иногда финансовые работники просто не успевают отслеживать изменения. Срабатывает порой и исконно русская привычка: «авось сойдёт». Но часто бывают и такие ситуации, когда нарушения совершаются в силу объективных обстоятельств, направленных во благо людей. Не существует общих штампов, разбираться приходится в каждом конкретном случае.
- На одном из заседаний думских комитетов депутаты никак не могли определиться с классификатором нарушений. Шли долгие споры, чем, к примеру, отличается «нецелевое» использование средств от «необоснованного»?
- По классификатору нарушений существует пять понятий. «Незаконные» - действия, запрещённые законами или иными нормативными актами, за совершение которых предусмотрена мера ответственности. «Неэффективные» - действия или бездействия лиц или организаций, приведшие к худшим результатам использования государственных средств или имущества. «Ущерб» - негативные последствия в денежном выражении для бюджета, иной государственной собственности, снижение качества оказываемых услуг. «Нецелевое» - использование средств на цели, не связанные с осуществлением этих задач и функций. «Необоснованное» - неправомерное принятие и подтверждение обязательств, расходование сверхутверждённых показателей, неподтверждённые расходы. По-моему, тут и спорить не о чем. Всё предельно ясно.
- А как контролируются средства, поступающие из федерального бюджета, ведь КСП области не имеет таких полномочий?
- Существует соглашение между СП РФ и Белгородской областной Думой. В случае необходимости мы можем проводить контрольные мероприятия по использованию федеральных средств. И такие факты были. К примеру, одна федеральная структура проводила работы по очистке реки Ворскла. В результате - из федерального бюджета было похищено без малого 15 млн рублей, объёмы работ не были выполнены. По поручению областной Думы мы провели контрольные мероприятия, работу выполнили качественно, по результатам выявленных нарушений были составлены материалы и направлены в прокуратуру для прокурорского реагирования, а также в Счётную палату РФ.
- Какие громкие факты злоупотреблений вы могли бы назвать, по которым приняты конкретные меры? И в какой сфере жизни, по-вашему, наиболее велика коррупционная составляющая?
- В ходе проверки, проведённой в Белгородском государственном институте культуры, были выявлены финансовые нарушения, по результатам проверки возбуждено уголовное дело, сейчас идёт следствие. Это длительный процесс, поскольку должен быть проверен большой контингент лиц, там, вроде бы, студентам выдавались деньги, но они за их получение не расписывались. Также по профессорско-преподавательскому составу проверяются выявленные нарушения. В начале этого года было проведено контрольное мероприятие по нескольким ТСЖ Белгорода, выявлена масса нарушений, материалы направлены в прокуратуру, УВД, работа идёт. На днях областная Дума обратилась в прокуратуру области с просьбой проинформировать депутатов, в какой стадии решения находятся эти вопросы.
Что касается сфер жизни, где наиболее высокая коррупционная составляющая, я бы назвал систему организации закупок для государственных нужд, организацию электронных торгов. К сожалению, законодательство, регламентирующее эти сферы деятельности, очень несовершенно и существует масса лазеек для злоупотреблений. Много незаконных «схем» используется в строительной отрасли, здравоохранении, образовании.
- Получается, какой стороны жизни мы бы ни коснулись, везде есть возможность поживиться за счёт бюджетных средств?
- Увы, это так. Но мы работаем, чтобы таких нарушений было меньше, а теперь в связи с новым статусом и дополнительными полномочиями, надеюсь, результаты будут лучше.
- Комментировать
- 3598 просмотров
Комментарии
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 13 недель назад
4 года 14 недель назад