Пятничным вечером, 8 апреля, на одном из форумов в Интернете появилось тревожное сообщение: горит бывшая усадьба мирового судьи Курчанинова
Возвращаясь к напечатанному: «Дома на грани», 12 ноября 2010 г., «Судьба усадьбы», 28 января 2011 г.
Так как мой дом находится неподалёку от улицы Пушкина, и старинные здания почти под носом, моментально распахнутые балконные створки сразу дали почувствовать едкий запах гари со стороны усадьбы. Пожар где-то в той стороне и вправду был. Но огня и дыма не было видно: видимо, к тому времени уже потушили.
Как коробок спичек
Выйдя из дома, я направилась к канцелярии мирового судьи по Пушкина, 17 - горела, как оказалось, именно она. Вокруг усадьбы смердело гарью. Ни пожарных, ни прохожих: только чёрные языки копоти застыли на внешних стенах над окнами. Проскользнув в отверстие в железном заборе (кто-то отогнул кусок металлического листа), я вышла к одному из крылец, со стороны которого был пожар. Потолок и стены внутри дома почернели, посуда на полках оплавилась. Но сразу было ясно: на полу ничего не горело. Вероятно, что-то воспламенилось на полке в прихожей и сильно коптило, отчего дым и высокая температура распространились по верху помещения. Наверное, кто-то успел вовремя потушить пламя, не дав ему распространиться дальше, иначе старое здание заполыхало бы, как коробок спичек.
Насмешка на фоне
На следующий день я снова пришла к зданию бывшей канцелярии. При свете дня оно выглядело ещё более удручающе, чем предыдущим вечером. О былой его красоте напоминали лишь четыре обшарпанные колонны.
Ещё зимой, когда белгородские власти, публично пообещав восстановить здание, поставили вокруг него металлический забор, здание выглядело относительно сносно.
Но прошло несколько месяцев - и теперь узнать в этой рухляди архитектурный памятник стало почти невозможно. Осколки стёкол торчат в зияющих чернотой проёмах, как выломанные зубы. А яркий оптимистичный щит на заборе с эскизом виртуально реконструированной усадьбы на фоне настоящей выглядит, по меньшей мере, как насмешка.
Ненапрасное беспокойство
Дома усадьбы мирового судьи Курчанинова по улице Пушкина уже неоднократно выступали «героями» наших материалов. После того, как в октябре прошлого года из них как аварийных расселили жильцов, горожане забеспокоились, что исторические дома снесут. Но после публикаций и официальных запросов редакции власти Белгорода заверили нас: здания сохранят.
Скажем прямо: забеспокоились совсем не напрасно. За последнее время Белгород успел потерять несколько архитектурных памятников, среди которых и два дома бывшей усадьбы купчихи Курбатовой, жившей в Белгороде в XVIII веке.
Памятник памятнику
Похоже, что курбатовские здания в полной мере ощутили на себе «заботу» государства, в течение нескольких лет исполняя роль бельма на глазу посреди гордого своим благоустройством и чистотой города. Заброшенные, они не были нужны и интересны никому, кроме бомжей и игроков ночных городских квестов, прячущих свои секреты в развалюхах и недостроях. Несколько пожаров определили судьбу этих зданий: экспертиза вынесла вердикт о невозможности сохранения архитектурных памятников. Остатки домов снесли, а на их месте сейчас строят «памятник памятнику» - офис энергетической компании с визуальными элементами прежнего сооружения («Восстановить утраченное», «Белгородские известия», 12 марта 2011 года).
Курбатовский «ремейк»?
Напомним, что ещё в январе этого года мэрия и городская архитектура сообщили, что восстановить первоначальный вид памятников возьмётся белгородская «Домостроительная компания» (генеральный директор - председатель Совета депутатов Белгорода Евгений Егоров). Сразу после новогодних праздников два исторических дома обнесли металлическим забором, а прессе заявили, что патрулировать территорию усадьбы поручено сотрудникам муниципальной стражи.
Поначалу такие заверения нас успокоили: раз власти (в лице начальника департамента имущественных и земельных отношений Белгородской администрации Виктора Гавриленко, начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Белгорода Юрия Веретельникова и других) определили ответственных за охрану этих уникальных зданий и нашёлся инвестор, взваливший на свои плечи ношу по реставрации, волноваться нечего.
Однако с тех пор пошёл четвёртый месяц. Итоги «мероприятий по реконструкции» на данный момент таковы: окна - выбиты, замки на дверях - взломаны. В домах обитают бомжи. Металлический забор весь в прорехах и совсем не затрудняет проход к домам. Здания между тем продолжают разрушаться, гнить. И уже начинают гореть.
Судьба усадьбы Курбатовой повторяется?
P.S. Запрос информации в мэрию о том, когда же именно начнутся работы по реставрации зданий бывшей усадьбы XIX века мирового судьи Курчанинова, мы сделали 25 марта этого года. Несмотря на то, что по Федеральному закону о СМИ (статья 39) запрашиваемую информацию руководители указанных органов обязаны представить в семидневный срок, ответа оттуда до сих пор не поступало.
- 2664 просмотра
Отправить комментарий