Поток негативной медийной информации остановить невозможно,
но можно научиться её критически осмысливать и анализировать
Как оградить детей от информации, причиняющий вред их психическому здоровью и нравственности? Этот вопрос обсуждался на заседании «круглого стола», инициированном комиссией по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты Белгородской области. Тема для многих участников звучала необычно: «Развитие медиаобразования как элемента нравственного воспитания детей и подростков в Белгородской области».
Фильтры детям не преграда
Впрочем, для декана факультета журналистики НИУ «БелГУ», профессора Александра Короченского - признанного в России эксперта в области медиаобразования и медиакритики - новым этот разговор не был. В БелГУ уже много лет проводятся научно-практические конференции, посвящённые проблемам журналистики и медиаобразования. Настало время объединить теорию и практику и использовать медиатехнологии в образовательном процессе.
Оградить детей от негатива, льющегося с экранов телевизоров и из Интернета, можно с помощью родительских фильтров, ограничивающих доступ к нежелательным электронным ресурсам. Но, справедливо отметили участники заседания, эта мера действенна только в тех семьях, где уровень овладения компьютерными технологиями достаточно низок. В среднестатистической семье, где папа и мама с компьютером не на «ты», а ребёнок пропадает в Интернете, этот самый ребёнок за несколько минут может взломать родительский код и зайти на тот сайт, куда душа пожелает. Зарубежный опыт - например, китайский, - показывает, что даже интернет-фильтр, именуемый «Великой Китайской стеной», легко поддаётся взлому. И доказать это могут те же китайские студенты, обучающиеся в белгородских вузах. Продвинутые сокурсники с радостью научили китайских собратьев по студенческой скамье разным хакерским хитростям.
То есть фильтр - это нужно и хорошо, но одна его установка проблему не решит. Прекратить спутниковое вещание, транслирующее массу неполезных, а то и откровенно вредных для детей кабельных каналов, можно, только устранив спутник. Запретить бездуховное содержание медиаресурсов? Нет такого закона. Про терроризм и пропаганду свержения власти и расовой неприязни есть, а про бездуховность нет. Где искать выход? В медиаобразовании, говорят эксперты.
Педагогика XXI века
- ЮНЕСКО провозгласило медиаобразование педагогикой XXI века, - сказал Александр Короченский. - И нужно оно для того, чтобы люди пользовались средствами массовой информации, а не средства массовой информации - людьми.
Александр Петрович акцентировал внимание на том, что в современном мире в медиасферу вплетены вся политика и общественная жизнь, культура и искусство. Политические идеи «упаковываются» в медийные образы, символы. И ребёнок воспринимает, оценивает всё, что его окружает, на основе этих медийных образов. Лучший способ оторвать его от действительности и не давать ему задуматься о серьёзных вещах - постоянно развлекать. Как правило, интернет-ресурсами, компьютерными играми и мультфильмами. После которых у дитяти напрочь пропадает понятие о семейных и нравственных ценностях, духовности и других необходимых каждому нормальному человеку вещах. Потому что быть воспитанным, уважать старших и хорошо учиться - это очень утомительно. А смотреть мультики, где герои бьют друг друга по голове, издеваются над друзьями и родителями, речь которых изобилует ругательствами и, как говорят филологи, «сниженной лексикой», - это прикольно и весело, а главное, не требует делать над собой какие-то усилия.
Прививка нравственности
Медиаобразование не призывает отказаться от получения информации. Его цель - научить детей (да и взрослых тоже!) - думающему, осмысленному, критическому восприятию любой медийной продукции. И на примере низкопробных заокеанских мультфильмов можно рассказать ребёнку о том, чем добро отличается от зла и как важно беречь близких. Но опять вопрос: кто это должен делать? Отвечаем: родители и учителя. Одни - дома, сидя у телевизора вместе с ребёнком. Другие - в школе, на занятиях или во время внеурочной деятельности. Делать своеобразные прививки нравственности подрастающему поколению.
- Детям надо рассказывать о медийных стратегиях. То есть о том, почему те или иные передачи или сайты так интересны людям. Главная стратегия - драматизация содержания. Людям неинтересны, к сожалению, передачи о чём-то хорошем, позитивном. Зато скандалы, убийства, ЧП, теракты всегда привлекают внимание. А внимание - это рейтинг. Ещё одна стратегия - персонализация, создание культа медийных звёзд, которые порой возникают на пустом месте. Такие люди воспринимаются аудиторией как хорошие знакомые, они диктуют какие-то правила жизни, но кто эти люди, откуда взялись, чем они знамениты, кроме того, что не сходят с экранов телевизоров, многие из нас сказать не могут, - отметил Александр Короченский.
Хорошей новостью порадовала референт начальника департмента образования области Тамара Проскурина. По её словам, департамент уже инициировал проект развития медиаобразования в белгородских школах, сейчас он находится на согласовании. В частности, планируется одну из летних смен в областном оздоровительном лагере «Салют» сделать профильной, юнкоровской. А в апреле провести межведомственный региональный кинофестиваль. Прошедший недавно фестиваль видеофильмов «Школьные годы чудесные» показал, что такие проекты детям очень интересны. И к тому же дают возможность побывать не только «в шкуре» зрителя, но и автора фильма, узнать секреты режиссёрской и операторской работы.
Руководитель телестудии Белгородской и Старооскольской епархии отец Александр к идеям внедрения медиаобразования отнёсся больше скептически, хотя и заметил, что дело это нужное и своевременное.
- Прививка нравственности - это хорошо, но на одних прививках далеко не уедешь, нужен комплексный подход, - справедливо заметил отец Александр. - Без запретов действовать тоже нельзя. И дело не в том, чтобы запретить всё, а чтобы оградить доступ к негативной информации до достижения детьми определённого возраста. Не ставить рамки, а вводить определённые правила - думаю, это нам по силам. Мы должны воздействовать на общественное мнение в оценке определённых процессов.
- Комментировать
- 2383 просмотра
Комментарии
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 16 недель назад
4 года 17 недель назад