Присоединяйтесь

Комментарии

Внимание, конкурс

В целях пропаганды туристского потенциала Белгородской области, популяризации и распространения положительного опыта предпринимательской деятельности в сфере туризма Департамент экономического развития совместно с Белгородским областным фондом поддержки малого и среднего предпринимательства проводит областной ежегодный конкурс «Лучший туристический объект года 2020». подробнее...

Запрещать или просвещать?

Поток негативной медийной информации остановить невозможно,
но можно научиться её критически осмысливать и анализировать

Как оградить детей от информации, причиняющий вред их психическому здоровью и нравственности? Этот вопрос обсуждался на заседании «круглого стола», инициированном комиссией по информационной политике и развитию массовых коммуникаций Общественной палаты Белгородской области. Тема для многих участников звучала необычно: «Развитие медиаобразования как элемента нравственного воспитания детей и подростков в Белгородской области».

Фильтры детям не преграда

Впрочем, для декана факультета журналистики НИУ «БелГУ», профессора Александра Короченского - признанного в России эксперта в области медиаобразования и медиакритики - новым этот разговор не был. В БелГУ уже много лет проводятся научно-практические конференции, посвящённые проблемам журналистики и медиаобразования. Настало время объединить теорию и практику и использовать медиатехнологии в образовательном процессе.

Оградить детей от негатива, льющегося с экранов телевизоров и из Интернета, можно с помощью родительских фильтров, ограничивающих доступ к нежелательным электронным ресурсам. Но, справедливо отметили участники заседания, эта мера действенна только в тех семьях, где уровень овладения компьютерными технологиями достаточно низок. В среднестатистической семье, где папа и мама с компьютером не на «ты», а ребёнок пропадает в Интернете, этот самый ребёнок за несколько минут может взломать родительский код и зайти на тот сайт, куда душа пожелает. Зарубежный опыт - например, китайский, - показывает, что даже интернет-фильтр, именуемый «Великой Китайской стеной», легко поддаётся взлому. И доказать это могут те же китайские студенты, обучающиеся в белгородских вузах. Продвинутые сокурсники с радостью научили китайских собратьев по студенческой скамье разным хакерским хитростям.

То есть фильтр - это нужно и хорошо, но одна его установка проблему не решит. Прекратить спутниковое вещание, транслирующее массу неполезных, а то и откровенно вредных для детей кабельных каналов, можно, только устранив спутник. Запретить бездуховное содержание медиаресурсов? Нет такого закона. Про терроризм и пропаганду свержения власти и расовой неприязни есть, а про бездуховность нет. Где искать выход? В медиаобразовании, говорят эксперты.

Педагогика XXI века

- ЮНЕСКО провозгласило медиаобразование педагогикой XXI века, - сказал Александр Короченский. - И нужно оно для того, чтобы люди пользовались средствами массовой информации, а не средства массовой информации - людьми.

Александр Петрович акцентировал внимание на том, что в современном мире в медиасферу вплетены вся политика и общественная жизнь, культура и искусство. Политические идеи «упаковываются» в медийные образы, символы. И ребёнок воспринимает, оценивает всё, что его окружает, на основе этих медийных образов. Лучший способ оторвать его от действительности и не давать ему задуматься о серьёзных вещах - постоянно развлекать. Как правило, интернет-ресурсами, компьютерными играми и мультфильмами. После которых у дитяти напрочь пропадает понятие о семейных и нравственных ценностях, духовности и других необходимых каждому нормальному человеку вещах. Потому что быть воспитанным, уважать старших и хорошо учиться - это очень утомительно. А смотреть мультики, где герои бьют друг друга по голове, издеваются над друзьями и родителями, речь которых изобилует ругательствами и, как говорят филологи, «сниженной лексикой», - это прикольно и весело, а главное, не требует делать над собой какие-то усилия.

Прививка нравственности

Медиаобразование не призывает отказаться от получения информации. Его цель - научить детей (да и взрослых тоже!) - думающему, осмысленному, критическому восприятию любой медийной продукции. И на примере низкопробных заокеанских мультфильмов можно рассказать ребёнку о том, чем добро отличается от зла и как важно беречь близких. Но опять вопрос: кто это должен делать? Отвечаем: родители и учителя. Одни - дома, сидя у телевизора вместе с ребёнком. Другие - в школе, на занятиях или во время внеурочной деятельности. Делать своеобразные прививки нравственности подрастающему поколению.

- Детям надо рассказывать о медийных стратегиях. То есть о том, почему те или иные передачи или сайты так интересны людям. Главная стратегия - драматизация содержания. Людям неинтересны, к сожалению, передачи о чём-то хорошем, позитивном. Зато скандалы, убийства, ЧП, теракты всегда привлекают внимание. А внимание - это рейтинг. Ещё одна стратегия - персонализация, создание культа медийных звёзд, которые порой возникают на пустом месте. Такие люди воспринимаются аудиторией как хорошие знакомые, они диктуют какие-то правила жизни, но кто эти люди, откуда взялись, чем они знамениты, кроме того, что не сходят с экранов телевизоров, многие из нас сказать не могут, - отметил Александр Короченский.

Хорошей новостью порадовала референт начальника департмента образования области Тамара Проскурина. По её словам, департамент уже инициировал проект развития медиаобразования в белгородских школах, сейчас он находится на согласовании. В частности, планируется одну из летних смен в областном оздоровительном лагере «Салют» сделать профильной, юнкоровской. А в апреле провести межведомственный региональный кинофестиваль. Прошедший недавно фестиваль видеофильмов «Школьные годы чудесные» показал, что такие проекты детям очень интересны. И к тому же дают возможность побывать не только «в шкуре» зрителя, но и автора фильма, узнать секреты режиссёрской и операторской работы.

Руководитель телестудии Белгородской и Старооскольской епархии отец Александр к идеям внедрения медиаобразования отнёсся больше скептически, хотя и заметил, что дело это нужное и своевременное.
- Прививка нравственности - это хорошо, но на одних прививках далеко не уедешь, нужен комплексный подход, - справедливо заметил отец Александр. - Без запретов действовать тоже нельзя. И дело не в том, чтобы запретить всё, а чтобы оградить доступ к негативной информации до достижения детьми определённого возраста. Не ставить рамки, а вводить определённые правила - думаю, это нам по силам. Мы должны воздействовать на общественное мнение в оценке определённых процессов.

 

Елена МЕЛЬНИКОВА. Фото bloknot-voronez.ru

Новости

14.09 АПЛ К-3 «Ленинский комсомол» выгружена на причал кронштадтского портового терминала «Моби Дик»
12.09 Подлодку «Ленинский комсомол» разделили на части для выгрузки с «Атланта» и транспортировки через Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
06.09 Атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» вернулась в Кронштадт
27.08 Стартовала морская часть транспортировки подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол» в музей военно-морской славы
15.07 В Москве пройдёт двухдневный форум «Сильные идеи для нового времени»
27.05 Народный фронт объявил сбор средств для поддержки бойцов ЛДНР
19.05 За два дня трансляции марафона «Новые горизонты» собрали более 70 млн просмотров
17.05 Общество «Знание» организует федеральный просветительский марафон «Новые горизонты»
18.04 В России создают движение в поддержку отечественных брендов
22.03 Губернатор Белгородской области объявил о введении первого пакета мер региональной поддержки населения и бизнеса
08.01 Резерв есть
06.12 Андрей Чесноков назначен исполняющим обязанности главы Старооскольского округа
15.11 Президент Сербии Александр Вучич рассказал, что многому учится у Владимира Путина