В последнее время условия для предпринимателей в сфере контроля стали значительно мягче: количество проверок сокращается, инспекторы заранее предупреждают инспектируемых о своём визите. Вместе с тем забота о потребителе иногда отходит на второй план, хотя далеко не все дельцы готовы вести честную игру. О том, как обходят законы продавцы автомобильных запчастей и как потребителям защитить себя от некачественного товара, «Белгородским известиям» рассказал начальник территориального отдела (инспекции) ЦМТУ Росстандарта по Белгородской области Юрий ХЛУДЕЕВ.
- С января 2015 года в силу вступят технические регламенты Таможенного союза, коснутся они и безопасности колёсных транспортных средств. Что они оговаривают и насколько поменяются правила работы для поставщиков запчастей?
- Регламент «О безопасности колёсных транспортных средств» устанавливает обязательные требования к автомобилям и запасным частям, реализуемым в странах Таможенного союза (ТС). Сейчас в России действует одноимённый российский технический регламент. Документ устанавливает требования к автомобилям и запчастям, которые обязаны соблюдать их изготовители и импортёры, продавая свои товары на территории Российской Федерации. На запасных частях обязательно должны быть идентификационные признаки изготовителя, клеймо завода-изготовителя - товарный знак и данные о том, для чего предназначены запчасти. Обычно в сертификате соответствия и в декларации указано, где наносится информация об изготовителе. Обязательно должен быть знак обращения на рынке. Поскольку регламенты ТС разрабатывались на основе российских стандартов, то можно сказать, что для предпринимателей ничего особо не изменится. Надзор за соблюдением требований технического регламента возложен на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). В нашем регионе государственный надзор осуществляет Территориальный отдел (инспекция) ЦМТУ Росстандарта по Белгородской области.
- Какова сейчас ситуация с соответствием товара и представляемой документации?
- Документы и сертификаты существуют отдельно от самих запчастей: к примеру, запчасть китайского производства, а в сертификате указан европейский производитель. Это происходит потому, что изготавливают запчасти тысячи компаний, но сертификат у всех одинаковый. Переведу на более простую параллель: есть ваш паспорт и мой. У вас спрашивают паспорт, вы говорите, что он у вас есть, но показываете мой. Наиболее частым нарушением как раз и является отсутствие или несовпадение маркировочных и идентификационных надписей на деталях с информацией в сертификатах и декларациях. Либо продавец предъявляет сертификат на деталь, на которой отсутствуют идентификационные признаки изготовителя, предусмотренные требованиями технического регламента.
- Подобные нарушения связаны больше с мелкими продавцами, а как обстоит ситуация с крупными автоцентрами?
- Лучше. У них централизованные поставки, и «левый» товар продавать они не могут, потому что постоянно идут жёсткие внутренние проверки, за продажу чужого товара последуют серьёзные санкции. Проверки крупных автоцентров мы запланировали на следующий год.
- Вместе с увеличением объёмов продаж автомобилей вырос и рынок продаж запасных частей, работы тут, наверное, прибавилось. Много нарушений выявляете?
- Мы работаем по плановым проверкам, которые по закону можем осуществлять не чаще, чем раз в три года. Если же поступает жалоба, то Росстандарт при проверке рассматривает только тот вопрос, который изложен в жалобе. Из реестра госорганов, которые осуществляют защиту прав потребителей, наше ведомство исключено.
Хотя с годами авторынок приобретает цивилизованные признаки, сокращаются продажи запасных частей «с колен» и из подворотен, нарушений установленных требований к реализации ещё очень много. Это связано и с элементарным незнанием действующего законодательства, и с желанием получить прибыль любой ценой. В год мы проводим около пятидесяти проверок по запчастям и автомобилям, а инспекторов всего четверо. Это очень большой объём работы. Но конфисковать товар или наложить штраф самостоятельно мы не имеем права. При выявлении нарушений составляется протокол, который рассматривает арбитражный суд и решает, будет ли предприниматель оштрафован и на сколько.
Мы стараемся отследить, откуда поступил товар: по приходным документам направляем информацию в тот регион, откуда пришла продукция. Там тоже инспекторы Росстандарта проверят, откуда предприниматель получил товар, и так по цепочке доходят до изготовителя, если есть такая возможность. Если это зарубежная компания, тогда расследование заканчивается на импортёре.
- Проверки, однако, не мешают импортёрам продолжать завозить тот же товар из того же источника…
- Оптовиков, которые привозят запчасти из-за рубежа, контролируют больше. Если поставщик получает предписание от инспектора Росстандарта, то он обязан пригласить инспектора для контрольной проверки партии товара, которая поступила уже после проведения инспекции. Соответствует законодательству - компания может её продавать на территории РФ. За реализацию товара, не соответствующего техрегламенту, предусмотрены штрафы, а товар подлежит аресту с последующей конфискацией по решению суда. С января 2012 года штрафные санкции для индивидуальных предпринимателей составляют 20 - 50 тысяч рублей, для юридических лиц - от 100 тысяч до 300 тысяч рублей. При этом протокол составляется на каждую запчасть, которая не соответствует требованиям закона. За непредставление либо уклонение от представления образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного надзора в сфере технического регулирования, предусмотрена ответственность для индивидуальных предпринимателей в виде штрафа от 40 тысяч до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Поэтому есть повод задуматься о качестве и безопасности реализуемого товара. А у знающего бизнесмена просто желание пропадёт завозить запчасти, не соответствующие регламенту.
- Снизилось ли количество нарушений после введения новых штрафов?
- Немного снизилось. Но дело в том, что предприниматели знают о проверке уже в начале года, поскольку вся информация публикуется на нашем сайте и на сайте прокуратуры. Потом мы должны их известить о визите инспектора за три дня до проведения проверки. Это даёт продавцам много времени на подготовку.
- Куда девается товар, который не соответствует техрегламентам, но который по закону вы не можете конфисковать?
- По закону продавец должен возвращать некачественный товар производителю. Но беда в том, что продавцы не показывают крупные партии товара - в продаже всегда 1-2 запчасти (они же проходят по всем приходным документам), продали - привезли ещё пару запчастей со своего склада. Получается, что и товар неучтённый, и конфисковывать нечего. Даже если инспектор забраковал деталь, представил её в качестве доказательства в суде, то на этом всё. Для уменьшения количества фальсифицированного, контрафактного товара необходимо усилить государственную поддержку борьбы за благополучие потребителя. В последние же годы доля финансового участия государства в этой сфере только уменьшается.
- Получается, потребитель особо и не защищён?
- Органы Росстандарта не осуществляют деятельность по защите прав потребителей. Даже когда мы готовимся рассмотреть жалобу потребителя, закон требует, чтобы мы заранее извещали предпринимателя о своём приходе, конечно, он к этому моменту может просто убрать товар, на который жаловались, и всё.
Чтобы отличить контрафактную деталь от настоящей, в большинстве случаев требуется участие эксперта и аккредитованной лаборатории. Учитывая ограниченное финансирование, испытаниям подвергается не более одного процента инспектируемых в ходе проверки деталей, остальные запчасти проверяют только визуально. По результатам испытаний, экспертных заключений и в ходе осмотра выявляется законность нахождения товара в продаже. Наиболее аргументированной и результативной проверкой является проверка с привлечением экспертов и аккредитованной лаборатории. Но такой сплошной контроль стоит очень дорого, и ни государство, ни продавец, а тем более покупатель не могут себе его позволить. Сплошной контроль обязан делать изготовитель, и законопослушный изготовитель это делает.
- Есть какой-то выход из сложившейся ситуации?
- Мы неоднократно подавали предложения о сокращении количества оптовых поставщиков, которые импортируют запчасти. Нужно оставить на рынке 10-15 крупных проверенных компаний, за которыми установить жёсткий контроль. Для дальнейшего распространения деталей по России они могли бы сформировать базы или сети представительств.
- Как же быть покупателю в нынешней ситуации, как выбрать правильные детали и не быть обманутым продавцом, который под видом оригинала может продать и китайские аналоги, и чем, собственно, плохи китайские аналоги?
- Запасные части - это очень специфический товар, действительных знатоков, экспертов в этой отрасли единицы. Потребитель чаще всего выбирает между так называемыми «родными» деталями и «аналоговыми». Но «родные» не каждому по карману, а китайские «аналоговые» в разы дешевле, только работать они будут недолго. «Трудолюбивые» китайские изготовители и наши российские умельцы могут изготовить и поставить на рынок любые запасные части с характеристиками, соразмерными цене заказа. Для удешевления закалённая сталь заменяется сталью, из которой делают строительную арматуру, медь - латунью, вместо пластичного пластика - хрупкий пластик вторичного производства. И здесь тоже спрос рождает предложение: до тех пор, пока такой товар покупают, он будет продаваться.
Самый простой способ отличить настоящую деталь от подделки - проверить декларации и сертификаты соответствия, а также соответствие маркировочных и идентификационных надписей, указанных в документах, тем, что значатся на самой детали.
- Комментировать
- 3487 просмотров
Комментарии
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 15 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 14 недель назад
4 года 16 недель назад